Величайшая из российских императриц никогда в усадьбе Архангельское не бывала, однако храм-памятник Екатерине здесь возведен. Причем если в честь визитов императоров – мужчин сооружали памятные колонны с орлами (их было 5, уцелели 3), то Екатерина Великая изображена в облике богини правосудия, хотя и с отступлением от мифа. И это не просто столб, а небольшое, но красивое строение в регулярном парке усадьбы.
Храм-памятник Екатерине выглядит как небольшая часовня классического греческого типа, однако не будем закрывать глаза и на другие явные ассоциации. При взгляде издали и сбоку – вылитый парковый туалет советской эпохи, пока не разглядишь колонны, портик и цветник на пересечении дорожек. Зданием храм-памятник Екатерине не назовешь, скорее это торжественный монумент, свидетельствующий об особом почитании изображенной владычицы.
Иноземное происхождение, вероломный захват власти с убийством нелюбимого мужа Петра Третьего и неуемная любовь к мужскому полу не заслонили достоинств мудрой и целеустремленной императрицы, истинно преданной своей новой Отчизне. Детское воспитание на идеях Просвещения понуждало привлекать третье сословие (купцов и ремесленников) к управлению страной, но готовности общества не было. Покушаться на крепостное право не была готова и сама императрица.
Храм-памятник Екатерине и облик императрицы
Изображать на монументах реальных людей в вымышленном обличье начали еще первобытные и античные ваятели. Сохраняя отличительные черты изображаемого персонажа, скульпторы добавляли детали облачения или убранства героя, нимфы или бога древних мифов. Мифологическая сущность и характерные особенности этих вымышленных фигур становилась характеристикой персонажа памятника.
Великая императрица изображена в характерном облике богини правосудия Фемиды. Автором статуи был скульптор Козловский, не решившийся лишь завязать глаза Екатерины. Согласно греческой мифологии, повязка на глазах Фемиды означала беспристрастность и равенство перед законом, чего при самодержавном правлении быть не могло. Поэтому художник несколько исказил традиционный образ богини, но против истины не погрешил.
Символические весы, обозначающие взвешенность решений и объективность, — в правой руке императрицы. Вложенный в ножны меч находится под ногами, однако история свидетельствует о многих территориальных приобретениях России в екатерининскую эпоху. Жесточайшим образом императрица подавила крестьянское восстание Емельяна Пугачева. Великий Суворов вынужден был везти бунтовщика в железной клетке на казнь четвертованием.
Не одобряя, но и не ликвидируя крепостное право, Екатерина одновременно законодательно закрепила дворянские привилегии. Поэтому среди высшей аристократии императрица была чрезвычайно популярна, боготворила ее и юсуповская семья. Отсюда и решение построить в имении храм-памятник Екатерине, осуществленное в 1819 году известным архитектором Тюриным, причастным и к Большому дворцу в Архангельском.
Расположено строение среди упорядоченных дорожек регулярного парка усадьбы Архангельское, а свои первоначальные впечатления обозреватель отзывает после осмотра с фасада. Чистая классика – треугольный фронтон на портике, покоящемся на парных колоннах. Использованы элементы ионического ордера, характерные завитками (волютами) на капителях колонн. Имя императрицы крупными латинскими буквами выбито на портале и внутри, за статуей.
Непритязательный и внешне неброский, храм-памятник Екатерине украшает парковую территорию, тем более в сочетании с цветущими растениями на большом круглом цветнике. Возле строения постоянно скапливаются любители запечатлеться на фоне достопримечательности и окружающих деревьев. Дойти сюда просто и совсем недалеко от центральной части усадьбы Архангельское.