Большой дворец в усадьбе Архангельское

Большой дворец в усадьбе Архангельское

bolshoy-dvorec-v-usadbe-arkhangelskoe-countryscanner-1.jpg

Главный господский дом становился для каждой аристократической усадьбы как планировочным центром, так и средоточием общения и культуры. Таков и Большой дворец в Архангельском, переменивший несколько высокопоставленных хозяев. Он ценен как памятник зодчества, к созданию которого причастны архитекторы первой величины, но еще более – как хранилище разнообразных произведений искусства. В бытность резиденцией князей Юсуповых Большой дворец в Архангельском собрал художественную коллекцию первостепенного значения.

Дворцовое здание расположено в направлении с запада на восток, парковый комплекс имеет продольную ось с севера на юг, к Москве-реке. Именно туда смотрит южный фасад здания, а боковые крытые колоннады образуют внутренний парадный двор. Центральный газон идет к санаторию Министерства обороны.

Большой дворец в Архангельском расположен в окружении прекрасных парков всех существующих ландшафтных типов.

Нужно отдать должное военным инженерам, не нарушившим новыми зданиями сложившегося ансамбля усадьбы. Насколько можно судить с дальнего вида, даже облик зданий здравницы гармонирует с постройками имения Юсуповых. Сохранен богатейший садово-парковый комплекс, включающий все основные типы ландшафтного дизайна – французский регулярный, английский пейзажный и итальянский террасный.

Большой дворец в Архангельском – виды и детали

Достоверных сведений об авторе первичного проекта центра резиденции нет, предположительно князь Голицын выкупил чертежи у человека, называвшегося де Гейном. Строили и достраивали Большой дворец в архангельском такие звезды зодчества, как Бове, Тюрин и другие, в том числе крепостной Стрижаков. Внутри здания применено анфиладное расположение помещений, а названы анфилады сообразно их расположению по сторонам света.

Со стороны Москвы-реки и санатория Министерства обороны Большой дворец в Архангельском выглядит великолепно на фоне террас.

Самые живописные ракурсы на Большой дворец в Архангельском открываются со стороны террас итальянского парка и военного санатория. Каскадное расположение всегда благоприятно для восприятия, видны сразу несколько площадок разной удаленности. Обойдемся без аналогий с известными шедеврами парковой архитектуры, хотя каналы и фонтаны здесь были бы более чем уместны.

Террасная планировка южной от дворца части территории достигнута скорее всего массовым перемещением грунта. Избежать при этом образования покатых откосов помогло строительство подпорных стен, которых здесь несколько. Завершенность этим архитектурным элементам придают балюстрады ограждений, украшенные статуями и вазами.

Подпорные стены насыпных террас перед Большим дворцом в Архангельском, украшенные балюстрадами и скульптурами, по техническому состоянию нуждаются в ремонте.

При осмотре с близкого расстояния отделки подпорных стен обнаруживаются очевидные изъяны, обусловленные различными воздействиями за долгие годы. Большой дворец в Архангельском оставляет широкое поле деятельности для реставраторов. Восстановление первозданного облика резиденции Юсуповых проводится совсем не ударными темпами.

Памятных колонн и разнообразных статуй на территории усадьбы множество, эти украшения достойны отдельного описания. Подборка фотографий показывает только часть этих богатств, размещенную подле колонн внутреннего фасада. Представленные здесь скульптуры заключены в защитные кожуха из небьющегося стекла, чтобы предохранить от дальнейшего разрушения.

Артиллерийские орудийные стволы, сохранившиеся с петровских времен, изготовлены из медного сплава и при соответствующей обработке в укрытиях не нуждаются. Это же относится к деревянным лафетам, на которых стволы установлены для демонстрации в боевой готовности. Состояние ближайших к экспонатам колонн свидетельствует о необходимости срочного восстановительного ремонта.

Внутренние интерьеры

Принятая еще на стадии проектирования концепция симметричности здания относительно продольной и поперечной осей сочетается с последовательным расположением помещений. Все они между собой сообщаются, что ликвидирует бесполезные коридоры и проходы. При таком расположении все помещения имеют окна в парк, анфилады комнат названы по сторонам света, куда выходят окна.

Центральная анфилада

Так именуется группа помещений, расположенных между северным и южным входами в Большой дворец в Архангельском. Их здесь всего несколько – вестибюль, Аванзал и Овальный зал, частично они недоступны из-за продолжающихся работ по реконструкции. Входят в вестибюль через проход портика внутреннего двора, колоннада которого словно продолжается в оформлении внутри помещения.

Вестибюль

Тональность оформления вестибюля выбрана приглушенных цветов, будто готовит посетителей к восприятию декора парадных залов. Здесь сравнительно немного украшений интерьера – вазы на постаментах у центрального входа, статуи собак и скульптуры в каминных нишах. Решетчатые переплеты дверных створок делают вестибюль схожим с большой парковой беседкой, а переход от садовых красот в помещение менее заметным.

Осматривать Большой дворец в Архангельском посетители начинают из вестибюля, которым открывается центральная анфилада.

Каминные топки в вестибюле одновременно служат постаментами для копий античных скульптур, они размещены в противоположных нишах. Первая группа – Амур и Психея, один из самых распространенных сюжетов для декорирования усадеб. Другая изображает Кастора и Поллукса, или близнецов Диоскуров, детей красавицы Леды от собственного мужа, царя Спарты Тиндарея и божества Юпитера, прилетавшего к ней в образе лебедя.

Вестибюль Большого дворца в Архангельском окрашен в приглушенные тона, стены отделаны в технике гризайль.

Со скромными тонами отделки контрастирует массивная потолочная люстра, выполненная из бронзы с позолотой. Обильное освещение обеспечивает эффект трехмерности росписям стен в технике гризайль, делая рисунок серых тонов похожим на объемную лепнину. Росписи подобного характера часто использовались именно для создания иллюзорных объемных изображений как на стенах помещений, так и на стеклах витражей.

Аванзал центральной анфилады помещений во время визита наших корреспондентов был закрыт. Фотография сквозь остекление дает некоторое представление о его устройстве и назначении. Череда поднимающихся лестничных маршей украшена копиями египетских статуй, вытянутых подобно балясинам перил.

Из-за реконструкции лестниц аванзала Большого дворца в Архангельском фотографмровать пришлось через стекло.

При декорировании лестничной площадки снова используются мотивы парковых беседок. Элементы решетчатых перегородок и дверок сохраняют обстановку парка, совсем недавно покинутого посетителями. Следующее помещение – Овальный зал является центральным во дворце, расположение его на наружных фотографиях соответствует башенке на кровле.

Овальный зал

Как и подобает центральному помещению, Овальный зал оформлен торжественно и красочно, пригоден для мероприятий любой важности и массовости. Главными архитектурными элементами здесь являются коринфские колонны, спаренные с такими же накладными пилястрами. Мягкое сочетание салатовой расцветки стен и желтоватого камня стволов колонн удачно дополняется обилием естественного освещения, громадная люстра страхует солнечный свет в темное время.

Овальный зал центральной анфилады – самое значимое помещение во всем Большом дворце в Архангельском.

Несколько дверных проемов с распашными створками позволяют в теплое время проводить мероприятия в непосредственном контакте с окружающей природой. Меблировка зала крайне лаконична, что свидетельствует о подвижном характере времяпровождения. Массивная позолоченная люстра с тремя ярусами свечей увенчана фигурой богини Победы. Из музыкальных инструментов здесь только пианино, но Овальный зал при необходимости может разместить целый оркестр.

Все значительные торжества, организуемые в Большом дворце в Архангельском, непременно проводились в Овальном зале.

Кудрявые капители колонн поддерживают круговой балкон хоров, где любому количеству музыкантов вполне просторно. Над хорами возвышается расписной купол Овального зала, оборудованный несколькими световыми арками. Выполненная художником Николя де Куртейлем роспись повторяет в аллегорической форме сюжет об Амуре и Психее, размещенный в центре купола. Героиню похищает пособник Амура, бог западного ветра Зефир.

Красочная роспись купола Овального зала Большого дворца в Архангельском, освещаемая через арочные проемы, притягивает взоры.

Окружающий рисунок геометрический орнамент словно подталкивает взгляд к сюжетному изображению. Световые потоки через арки купола придают несложному рисунку подобие солнечной короны, подчеркивая образы в центральной части. Из очаровывающего своей красотой Овального зала начинается осмотр анфилад парадных залов, в которых Большой дворец в Архангельском представляет свои сокровища.

Северная анфилада

Северный фасадом Большой дворец в Архангельском выходит во внутренний двор, ограниченный с востока и запада крытыми галереями. За счет примыкания этих колоннад на северной стене здания размещены окна только двух помещений – парадной столовой и зала Тьеполо. Как и все прочие помещения первого этажа, они используются для демонстрации многочисленных произведений искусства.

Парадная столовая

Второе название этого помещения – Египетский зал, оно произошло от тематики настенной и потолочной росписи. Египетские мотивы реализованы снова в технике гризайль, но уже не серыми, а желтыми и розовыми тонами. В столовой вывешено одно из крупнейших полотен собрания, картина Дуайена – триумф Клавдия, изображающая сцену инаугурационного проезда императора по Риму. Мраморные скульптурные копии известных произведений дополняют полотна живописцев.

Парадную столовую Большого дворца в Архангельском украшают не только сервированные столы, но и произведения живописи.

На дальней стене Парадной столовой – портрет юного князя Бориса Юсупова, заказанный его отцом Николаем Борисовичем французскому художнику Антуану Гро. Точнее, здесь копия неизвестного мастера, оригинал находится в ГМИИ имени Пушкина. Отдавая дань предкам, ногайским ханам, герой изображен на лошади, в национальном татарском костюме. Построение картины было оговорено заранее, за основу взят конный портрет Наполеона.

Свое основное название Парадная столовая оправдывает декорацией сервированного стола для торжественного обеда. Подробнее муляжи кулинарных и кондитерских шедевров можно рассмотреть на фото предлагаемого слайдера. Следует упомянуть и о прекрасной коллекции фарфоровых изделий, представленной в Парадной столовой. Для из показа использованы дубовые горки на несколько уровней, а также застекленные витрины.

Японские и китайские декоративные вазы выставлены на открытых полках горок, размером уменьшающиеся по высоте. Такое размещение благоприятно для зрительского восприятия шедевров прикладного искусства, к которым безусловно относятся уникальные изделия. Еще одним обоснованием второго названия помещения считают подсвечники с фигурками египтянок, выполненные из черной и золоченой бронзы.

Зал Тьеполо

Последним великим живописцем венецианской школы искусствоведы называют Джованни Батиста Тьеполо, мастера крупномасштабных полотен и настенных росписей. Князь Н.Б. Юсупов купил его большие исторические картины у сына художника, Джованни Доменико. Размещение более чем 6-метровых картин потребовало ликвидации одной из стен, при этом Большой дворец в Архангельском получил один зал из двух смежных комнат.

Большой дворец в Архангельском хранит и демонстрирует крупную коллекцию живописных произведений итальянца Тьеполо.

Старший Тьеполо неоднократно изображал сюжеты об Антонии и Клеопатре при росписи дворцов и вилл венецианских и испанских вельмож. Приобретенные Юсуповым картины живописуют два эпизода дня их знакомства. Первая – Встреча Антония и Клеопатры, которая висит в правом углу зала. На ней пораженный красотой египетской царицы римлянин бросает к ее ногам богатые трофеи своих боевых походов на фоне военных кораблей.

Другой угол занят полотном Пир Клеопатры, где будущие супруги спорят о первенстве в роскоши приемов римлян и египетских владык. Царица изображена с крупной жемчужиной в руке, которую она растворила в уксусе для добавки в вино, доказывая свое превосходство. На этой картине Тьеполо нарисовал и собственный автопортрет в образе второстепенного персонажа за колонной. В зале много других экспонатов, частично они показаны в нашем слайдере.

Подле массивного зеркала между двумя полотнами Тьеполо размещена скульптура Спящая Венера, выполненная из мрамора неизвестным французским ваятелем. Приметны и другие скульптурные работы, особенно ваза в форме головы Медузы Горгоны на каминной доске под зеркалом. Кисти неизвестных авторов принадлежат развешенные в зале Тьеполо пейзажные работы, на столиках со столешницами из декоративного камня выставлены подсвечники и статуэтки.

Западная анфилада

Расположение этой группы помещений ясно из названия, это боковой ряд залов одного из торцов здания. Центральную часть занимает Антиковый зал, по краям находятся залы любимого хозяевами дворца французского художника Юбера Робера. Собранные Юсуповыми картины Робера составляют одну из самых представительных коллекций этого известного мастера. Средний зал содержит многочисленные редкости старинного происхождения, которые в России именовали антиками.

Антиковый зал

Зал античных редкостей, что явствует из его названия, тем не менее имеет один экспонат не очень древний, но самый масштабный в этом помещении. Об этой картине рассказ последует позднее, прежде в подборке фотографий дадим общий обзор галереи, соединяющей два зала Робера. Антиковый зал содержит несколько качественных копий скульптурных произведений эпохи античности, которые во множестве изготавливали в Италии и Франции после раскопок древнеримского города Помпеи.

Представленные в зале живописные полотна связаны с античностью только сюжетами произведений. Здесь много изделий декоративно – бытового назначения, выполненных по мотивам изделий древней европейской цивилизации. Интерьерные столики, постаменты со статуэтками соседствуют с подлинными античными редкостями, в основном фрагментами статуй работы древних ваятелей. Есть и целая статуя, ее представим в конце раздела.

Вернемся к самому крупному живописному полотну Антикового зала. Это картина Анжелики Монже, ученицы придворного живописца Наполеона Жака Луи Давида – Тезей и Пейрифой. Известный по мифам герой Древней Греции и его друг, царь лапифов, изображены при освобождении похищенных разбойниками девушек. Характерная для школы Давида яркая тональность изображения, детальная проработка анатомических деталей отличают это полотно.

Центральный экспонат Антикового зала Большого дворца в Архангельском – картина ученицы Давида, художницы Анжелики Монже.

При всей своей декоративности, в части сюжета картина Монже намного проще изложенного в древнегреческих мифах. Там похожее сказание повествует, как подружившиеся герои спасают девушек от собственных собутыльников, полудиких кентавров. Художница реалистических воззрений, Анжелика Монже упростила мифическую историю до обычной бытовой разборки, заодно избежав сложности изображения гибридов людей и коней.

Наиболее сохранившаяся подлинно античная скульптура Амура выполнена римским ваятелем предположительно в первом веке нашей эры. Греческое божество любви изображено как шаловливый мальчишка со стрелой в руках, в пылу забав обронивший свой лук. Поражает мастерство, с каким античный скульптор передал и строение тела ребенка, и мимику физиономии, и пластику движений.

Подлинная скульптура первого века нашей эры – мраморный Амур, сохранившийся в Антиковом зале Большого дворца в Архангельском.

Обилие экспонатов Антикового зала не должно помешать обратить внимание на стенную роспись помещения. Представлен еще один вариант техники гризайль, на сей раз в серебряных тонах, не очень броская, но красивая.

Северный и южный залы Юбера Робера

Два зала известного французского художника располагаются на противоположных концах западной анфилады. Своеобразие творчества этого мастера заключается в приверженности мотиву разрушенных или поврежденных зданий и сооружений. Богатое воображение Робера опережало время, он часто рисовал руины вполне исправных известнейших зданий, даже знаменитого Лувра. Многие его картины содержат протяженные вертикальные элементы, что повлекло даже перестройку помещений под эти произведения.

В центре северного зала Юбера Робера Большого дворца в Архангельском размещена скульптура Амура, делающего лук из палицы Геркулеса.

Прочувствовавший особенности живописи Робера крепостной зодчий Стрижаков выполнил боковые залы западной галереи восьмигранными. Обилие вертикалей позволило подчеркнуть особенность картин с высокими зданиями и колоннами. Стоящие фигуры скульптур в обеих залах, размещенные в центре, продолжают эти вездесущие вертикали. В северном зале это работа неизвестного скульптора – Амур, делающий лук из палицы Геракла.

Залы Робера в Большом дворце в Архангельском специально перестроены в восьмиугольники, чтобы вертикали стен совпадали с высокими предметами на картинах.

Южный зал Робера украшен скульптурой известного немецкого мастера Эмиля Вольфа – Воин, одевающий доспехи. Этот скульптор представлен не только в собрании Юсуповых, есть его статуи и в Государственном Эрмитаже. Однако основное в обеих залах Юбера Робера – именно его картины, здесь одно из крупнейших его собраний мирового уровня.

В южном зале Робера Большого дворца в Архангельском установлена скульптура воина, одевающего доспехи, выполненная Эмилем Вольфом.

Своеобразная красота и философский смысл руин некогда величественных зданий в картинах Робера сочетается с цветущей природой. Добавляя к изображаемому человеческую деятельность на таком живописном фоне, художник утверждает продолжение жизни в любых обстоятельствах.

Как и некоторые другие помещения Большого дворца в Архангельском, залы Робера оформлены с использованием техники гризайль.

Не имеет смысла перечисление названий всех работ Робера, их собрано порядка десяти экземпляров. Все работы обозначены на информационных щитах, которыми Большой дворец в Архангельском снабдил все выставочные помещения.

Южная анфилада помещений

Как и центральный Овальный зал, помещения южной анфилады выходят оконными проемами на итальянский террасный парк. Это один из красивейших видов во всей усадьбе, поэтому именно с этой стороны расположен Императорский зал для торжественных приемов. Еще здесь имеются Амурная комната и Салон с каретами, а также Парадная спальня, где, несмотря на наличие спального места, никто никогда не ночевал.

Императорский зал

Наличия в дворянской резиденции портретов членов правящей династии свидетельствовало как минимум о лояльности владельцев к власть имущим. В случае князей Юсуповых это было проявлением истинной преданности Романовым, доказанной несколькими поколениями. Наиболее впечатляющим в Императорском зале является крупный портрет Александра Первого со свитой, выполненный редким в старину творческим дуэтом.

Императорский зал Большого дворца в Архангельском использовался для приемов высокопоставленных особ, включая монархов.

На этой картине Жак Свебах рисовал лошадей, императора и сопровождающих его офицеров изображал Анри Ризенер. Манера исполнения работы исключительно парадная, передающая лишь внешний облик царствующей особы. Совсем иначе написан портрет Павла Первого, размещенный на смежной стене. Автор произведения, профессор Академии художеств Степан Семенович Щукин, ученик Левицкого и учитель Тропинина, отошел от канонов парадного портрета. Он смог уловить натуру надменного императора, презиравшего все русское.

Князь Николай Борисович Юсупов короновал как председатель официальной государственной комиссии трех императоров, в том числе и Александра Первого. Конный портрет был выполнен в ожидании высочайшего визита в Большой дворец в Архангельском, в ходе которого был удостоен положительного отзыва изображенного. Впрочем, и обличающий портрет Павла Первого заслужил такой же отзыв, Павел даже удвоил запрошенный Щукиным гонорар и пожаловал орден.

Главное произведение Императорского зала Большого дворца в Архангельском – парадный конный портрет Александра Первого.

Остальные представленные изображения членов правящего семейства, вернее, их оригиналы, написаны французскими и скандинавскими портретистами. Их имена можно прочесть на музейном пояснении, а авторы копий числятся, как правило, неизвестными художниками. Остальное оформление Императорского зала подчеркнуто официальное и строгое, поскольку здесь проводились церемонии с высочайшим участием.

Ни одно дворянское собрание не обходилось без изображений Великих – Петра и Екатерины, и Большой дворец в Архангельском не был исключением.

Мраморные бюсты Петра и Екатерины, единственных монархов России, удостоенных официального наименования Великих, расположены по бокам стоящего под зеркалом столика. Пожалуй, это единственные правители страны, заслужившие от потомков преимущественно положительные отзывы. И сами бюсты, и стол, и скульптурная группа на нем – настоящие произведения искусства, украшающие Большой дворец в Архангельском.

Парадная спальня

Непременно присутствующие в аристократических имениях парадные спальни для сна практически не использовались, кроме исключительных случаев. Большой дворец в Архангельском имел такое помещение, где проходили приемы узкого круга людей.

Парадная комната, которую еще называют Голубая спальня создавалась к приезду в усадьбу императора Александра I в 1816 году.

Роскошное убранство Парадной спальни Большого дворца в Архангельском даст фору любым изыскам современных дизайнеров.

Гармоничность устройства и оформления предлагаем читателям оценить самостоятельно, упомянув только об интересных деталях, не всегда хорошо различимых на фото.

Великолепие колонн и драпировок дополнено не очень приметными живописными произведениями, приобретенными князем Юсуповым в Париже. Полотна француза с фламандскими корнями Шарля ван Лоо рассказывают о научных экспериментах, популярных в эпоху Просвещения. Пневматический опыт живописует процесс откачки воздуха из-под стеклянного колпака с птичкой, которая закономерно погибает. Электрический опыт с лейденской банкой обходится без жертв, но негритенок получает ощутимый удар током.

Спальня герцогини Курляндской - память о сестре Евдокии Юсуповой

Мебель и парадная постель были получены князем Юсуповым в память о почившей сестре Евдокии от ее мужа герцога Курляндского. При оформлении парадных покоев был сохранен дизайн интерьера спальни герцогини Курляндской.

Во времена владения усадьбой князьями Юсуповыми в спальне стояла оригинальная работа Кановы «Амур, опирающийся на лук», которая сейчас находится в Государственном Эрмитаже.

Опочивальня Большого дворца в Архангельском никогда не использовалась по прямому назначению, а служила для малых приемов.

Современными реставраторами в экспериментальной мастерской с исторической точностью были изготовлены ткань и серебряное шитьё для балдахина и изголовья кровати. Посеребренная резная мебель обита гармонирующим с общим интерьером узорчатым голубым штофом.

В простенке между окнами установлен камин, который дополняет интерьер и сам по себе является украшением комнаты. На каминной полке установлены отлично сохранившиеся настольные часы XVIII века, изображающие Амура, ведущего коня, и гарнитур подсвечников. Над камином зеркало обрамлено в раму, покрытую сусальным серебром. Скорее всего первоначально не именно эти предметы являлись частью интерьера парадной спальни, а как и большинство мелких деталей интерьера были переданы музею Архангельское из запасников.

Камин парадной спальни Большого дворца в Архангельском – скорее декоративное дополнение к зеркалу, ведь по сторонам кровати еще две печки.

Еще Парадная спальня приоткрывает завесу секретности над непростой работой реставраторов. Здесь демонстрируется исходное состояние поврежденного серебряного шитья и операции по восстановлению его первоначального облика. Только таким вот наглядным способом можно доказать взыскательной к мелочам публике, что поддержание в порядке музейных экспонатов требует и времени, и незаурядного мастерства.

Образцы уникального серебряного шитья закрыты светоотражающей шторкой. Посетителей просят опустить защиту после осмотра, не объясняя причин необходимости такого содержания экспонатов. Остается поверить на слово специалистам и выполнить рекомендацию. Видимо, солнечный свет негативно влияет на экспонаты.

Амуровая комната и Салон

Осмотр южной галереи завершается Амуровой комнатой с большими картинами и Салоном.

Название Амуровой комнаты сохранилось со времен нахождения в нем скульптуры Антонио Кановы – Амур и Психея, но исторического убранства в интерьере этих покоев не сохранилось. Реставрационные работы еще ведутся. В настоящее время зале выставлены только художественные полотна.

Амуровая комната Большого дворца в Архангельском используется для возвращения исправленных картин в их снятые рамы.

В следующем за Амуровой комнатой помещении проводится временные выставки. Недавно была проведена выставка «В карете и верхом», на которой впервые за 30 лет демонстрировались парадные экипажи князей Юсуповых.

Парадные кареты такого качества сохранности являются редкостью и могут считаться гордостью любого музея.

Карета немецкого мастера, изготовленная в 1720-х годах, выставлена в Салоне Большого дворца в Архангельском.

Помещение Салона использовали для демонстрации сохранившихся экземпляров экипажей, которых раньше было гораздо больше. Организовать выставку средств передвижения в здании вынудило аварийное состояние Каретного сарая. Представлена карета неизвестного немецкого мастера 1720-х годов, принадлежавшая жене Н.Б. Юсупова Ирине Михайловне, и экипаж 1770-х работы Иоганна Бугенвиля, знаменитого каретника.

Большой дворец в Архангельском хранит и карету Екатерины Великой, пожалованную князю Юсупову лично Николаем Первым.

Более поздняя карета – одна из возивших Екатерину Великую, ее Юсупову подарил Николай Первый. Специалисты поймут разницу в конструкции карет, образовавшуюся за полвека постоянного совершенствования, из пояснений экскурсовода. Не будем утомлять скучными техническими подробностями всех читателей обзора, для общего сведения представим на обозрение некоторые декоративные детали в значительном приближении.

Изображения деталей даны в произвольном порядке, чтобы развлечь заинтересованных определением их принадлежности тому или другому экипажу. Для внимательных людей это вовсе не трудно, невнимательным полезно для тренировки наблюдательности. Как подсказку сообщим, что более ранний экипаж имел больше объемных резных элементов, а кузов екатерининской кареты разрисован гербами по прессованному картону.

Восточная анфилада

Остается рассказать о восточной группе комнат, завершающих вереницу парадных помещений, которые Большой дворец в Архангельском демонстрирует посетителям на первом этаже. Крайние помещения предназначены под произведения портретиста Ротари и княжеский кабинет, между ними – безымянная Проходная комната.

Зал Пьетро Ротари

Гражданин Венецианской республики, портретист Пьетро Ротари работал в России по приглашению императрицы Елизаветы Петровны с 1756 года до самой смерти в 1762 году. Им выполнено не менее 500 портретных работ, в большинстве девушек и реже – юношей, почти всегда в костюмах разных национальностей. Неоднократно рисовал парадные и весьма комплиментарные портреты знати, включая коронованных особ и высшее дворянство. Большой дворец в Архангельском демонстрирует около 25 работ, и это не рекорд.

Более 350 работ выкупила Екатерина Великая для украшения Петергофского дворца, есть полотна Ротари в Кусково и Ораниенбауме, Эрмитаже и Русском музее. Обозревать множество однотипных работ слегка утомительно, поэтому зал Ротари обставлен примечательными предметами меблировки для перемены впечатлений. Ореховой древесины футляр часов, полукруглый диван-пате, камин со статуэткой пускающего мыльные пузыри ребенка позволяют переключиться и тем самым отдохнуть от единообразия работ.

Проходная комната

Соединенная с княжеским кабинетом проходная комната при проживании хозяев дворца служила гигиеническим помещением. Под выставочные цели переоборудована после конфискации усадьбы и превращения имения в музей в 1918 году. Сейчас здесь размещено около полутора десятков картин европейских художников, есть и оригиналы, и копии произведений различных живописных жанров. Не затрудняя читателей перечислением работ. Отошлем интересующихся к информационному стенду.

Как и в предыдущем помещении, живописные полотна в Проходной комнате перемежаются предметами меблировки, видимо, для большего разнообразия впечатлений для публики. Среди мебели выделяются ничем не занятая этажерка их красного дерева и бюро в стиле ампир из этого же материала. Оживление экспозиции придает копия телеграммы, выложенная на столешницу бюро. Экспонат интересен как вещественный образец срочной связи далекого прошлого, разительно отличавшейся от нынешних способов коммуникации.

Княжеский кабинет

Рабочий кабинет князя Николая Борисовича Юсупова-младшего обставлен мебелью российского производства из карельской березы. Особенно филигранной работой отличается письменный стол с ножками в форме квадратных колонн, соединенных общей фигурной платформой со статуей сфинкса. Привлекает внимание и кресло хозяина, установленное на современный манер на платформу с колесиками.

Портрет князя со скрипкой и его бюст изображают владельца в различном возрасте, есть в кабинете и другие живописные полотна. Расположение кабинета позволяет через окна любоваться природными красотами английского пейзажного парка, расположенного в этой части усадьбы.

Рабочий кабинет князя Николая Борисовича Юсупова-младшего воссоздан в Большом дворце в Архангельском.

На противоположной стене размещен портрет жены князя Татьяны Александровны Юсуповой, урождённой Рибопьер. Она была дальней родственницей мужа, даже заходила речь о недопустимости такого брака. Действительно, наследника мужского пола у них не родилось, но род не угас из-за императорского решения. Александр Третий передал фамилию и титул мужу старшей дочери Зинаиды, графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстону.

Меблировка княжеского рабочего кабинета Большого дворца в Архангельском выполнена из древесины карельской березы.

Благодаря этой деятельной женщине, отдававшей много сил и времени на благоустройство княжеского поместья, усадьба приобрела славу чуть ли не аналога Версаля в России.

В семье Юсуповых было несколько женщин с этим прекрасным именем, воспетым великим поэтом. В Архангельском каждый год отмечают Татьянин день и проводят различные тематические выставки.

Фрагмент меблировки княжеского рабочего кабинета Большого дворца в Архангельском – комод с бронзовыми часами и подсвечниками.

В кабинете можно полюбоваться искусно вышитым каминным экраном, узор которого копирует рисунок обивки дивана и кресла-корытца. Очень часто музей-усадьба Архангельское предоставляет свои экспонаты для демонстрации на различных выездных выставках. Не исключение и экземпляры, демонстрирующие искусство вышивки.

Комод, выполненный в стиле неоклассицизма ранее не являлся предметом интерьера княжеского кабинета, но гармонично дополнил убранство комнаты. Украшают комод часы XVIII века «Прощание Гектора с Андромахой».

Второй этаж дворца Юсуповых

Второй этаж выделен под тематические выставки, которые периодически организует Большой дворец в Архангельском. Кроме того, здесь же размещена библиотека князей Юсуповых, где в дополнение к книжным стеллажам установлены и выставочные витрины для их коллекций.

История Юсуповых

Общепризнанным и официально доказанным предком князей Юсуповых был ногайский хан Юсуф, хотя семейные предания говорят и о родстве с пророком Мухаммедом. Юсуф стал союзником Ивана Грозного, отправил ему в услужение собственных сыновей. Уже в следующем поколении потомок хана перешел в православие, получил княжеский титул и был наречен Димитрием Юсуповым. Следующий потомок был приближенным Петра Великого, а состояние рода не уступало императорскому.

На выставке в виде схемы изображено родословное древо Юсуповых, представлено множество самых разнообразных экспонатов. Доспехи и награды, оружие и личные вещи, портреты всех видов и исторические документы рассказывают о богатой и сложной истории семейства, в том числе о легендарном проклятии за вероотступничество. Описывать подробно все выставленные раритеты считаем излишним, эта экспозиция достойна личного посещения. Она прекрасно дополняет остальные сокровища, которыми богат Большой дворец в Архангельском.

Библиотека, она же музейно-выставочный зал

Частичное совмещение в общих помещениях книжного хранилища с другими экспозициями встречается нередко, и Большой дворец в Архангельском из этого ряда. Тем более что речь идет о личной библиотеке, где не практикуется систематическая выдача книг на руки посторонним людям. Поэтому свободные площади библиотечных комнат легко выполняют роль выставочных.

 

Приведенные в слайдере фотографии наглядно демонстрируют полнейшую совместимость разных категорий деятельности в общем помещении. Что касается характера демонстрируемых экспонатов, то в первом приближении их можно оценить по представленным материалам. Здесь рукописные и печатные издания, богатое собрание изделий из металлов и фарфора, образцы старинной мебели и произведения искусства различных жанров.

Заключение

Потомки князя Н. Б. Юсупова в 1900 году завещали коллекции, собранные предками » …в собственность Государства…для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…». И вот по прошествии некоторого времени благодаря усилиям искусствоведов, архитекторов и реставраторов, мы в XXI веке можем не только любоваться прекрасными произведениями мастеров прошлого, но и лучше понять историю нашей Родины.

Завершая несколько затянувшееся ознакомление наших читателей с достопримечательностями, которыми полон Большой дворец в Архангельском, надолго прощаться с усадьбой мы не планируем. Предусмотрено закончить освещение как отдельных составляющих, так и общий обзор усадьбы в целом. Одна из жемчужин Подмосковья достойна того, чтобы о ней подробно узнали все потенциальные посетители.