Государственный Эрмитаж

Государственный Эрмитаж

yermitazh-countryscanner-1-1024x678.jpg

Государственный Эрмитаж – один из ведущих музеев мира, его экспозиции расположены в пяти зданиях вдоль невской набережной. Зимний дворец начала строить императрица Елизавета Петровна в 1754 году, завершилась стройка только при Екатерине Великой (1762 год). Функции резиденции правящей династии и центра управления государством вскоре дополнились музейными,  здесь размещались приобретаемые императрицей произведения искусства и исторические находки. Постоянный рост числа экспонатов потребовал новых площадей, были построены Малый, Большой (Старый) и Новый Эрмитаж.

Зимний дворец создал Варфоломей Варфоломеевич Растрелли, сын итальянского скульптора Бартоломео Растрелли, работавший в России почти полвека.

Прием представителей иноземных держав осуществлялся российскими правителями именно в Зимнем дворце, поэтому парадную лестницу называли Посольской. Второе наименование — Иорданская связано с процедурой купания в день водосвятия, к проруби (иордани) на Неве направлялись члены царской семьи тоже по этой лестнице.

Красота оформления парадного входа поражает посетителей художественной отделкой. Мраморные балюстрады лестничных маршей с вазами на стыках перил, скульптуры и лепные украшения стен и оконных проемов очень эффектны.

Парадная Посольская (Иорданская) лестница Зимнего дворца занимает всю высоту здания, Эрмитаж встречает посетителей этой жемчужиной.

На слайдере представлены запечатленные с близкого расстояния фрагменты декоративных элементов украшения Посольской лестницы. Выпуклые позолоченные изображения на белокаменном фоне образуют гармоничное сочетание, создающее обстановку торжественности и величия.

Особенно впечатляют ниши для античных статуй, обрамленные парными колоннами и портиками, венчаемыми скульптурными группами и вензелями. В таком окружении сами статуи становятся еще величественнее, предстающие перед зрителями из полумрака стенных ниш. Многоцветные росписи потолков контрастно выделяются на белом фоне стен.

Аванзал Зимнего дворца привлекает внимание необычным павильоном, похожим на парковую беседку. Использование малахита в сочетании с позолотой бронзовых деталей создает эффектное впечатление от подарочного изделия. Этот дар императорскому семейству уральского промышленника Акинфия Никитича Демидова, деятеля российской горной отрасли и металлургии.

Эрмитаж получил в подарок от уральского промышленника Демидова великолепный павильон с колоннами, облицованными малахитом.

Его отец Никита Демидович Антуфьев, тульский оружейник, по поручению Петра I завершил строительство уральских заводов, заложенных за казенный счет. Деньги бюджета закончились, и привлекли частника. За это промышленнику пожаловано дворянство под фамилией Демидов, его потомки прославились и развитием заводов, и благотворительностью.

Помещения Зимнего дворца и их использование

Многочисленные помещения императорской резиденции состояли из парадных залов и жилых комнат, соединенных галереями и коридорами. Их украшали произведения живописцев и скульпторов, образцы декоративно – прикладного искусства, использовались для демонстрации  археологических находок.  Здесь можно видеть исторические раритеты и древние украшения, оружие и другие экспонаты. Представлены изделия ткачества – европейские шпалеры, камнерезные изделия из поделочных минералов, часто немалых размеров из монолитных глыб  ценных пород.

В царствование Николая I решено было увековечить еще раз память Петра Великого, и Эрмитаж получил Петровский зал. Проект выполнялся архитектором Монферраном, прославившимся позже авторством Александровской колонны и Исаакиевского собора. Сравнительно небольшой площади помещение было шикарно оформлено. Здесь проводились малые приемы и вручение рождественских подарков царствующему семейству.

Вторым названием зала было Малый тронный из-за главного его украшения – покрытого позолотой серебряного трона английского изготовления. Однако к великому императору это изделие отношения не имело, его выполнили в 1731 году для племянницы Петра – императрицы Анны Иоанновны. Нишу за троном украшает полотно Якопо Амигони, изображающее Петра с богиней мудрости Минервой.

Память Петра Великого увековечена в Малом тронном (Петровском) зале, это один из двух тронных залов, которые имеет Эрмитаж.

В екатерининскую эпоху Зимний дворец имел обширный зал – Белую галерею, где проходили придворные балы, приемы и маскарады. Николай I счел целесообразным иначе использовать помещение, переделав для демонстрации величия империи. Проект изменений разработал отечественный архитектор Стасов, которому Эрмитаж обязан восстановлением многих залов после пожара 1837 года.

Гербовый зал украшали статуи древнерусских воинов со знаменами и гербами российских губерний на их полотнищах. Гербы можно видеть и на позолоченных люстрах, освещающих великолепный интерьер. Спаренные колонны, балюстрады балконов, рельефные орнаменты – все отделано позолотой.

Увековечению памяти о победе над Великой армией Наполеона посвящено в Зимнем дворце другое реконструированное помещение – Военная галерея. Архитектор зала – Карло Росси, большинство портретов генералов выполнил англичанин Джордж Доу. Конные изображения государей – союзников Александра I, короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III (художник Крюгер) и австрийского императора Франца I (Крафт) выполнены позднее.

Оставлены пустыми рамы, предназначенные для тех генералов,  изображения которых не были найдены. Фамильная церковь Романовых и семейные покои.

Собор Спаса Нерукотворного, встроенный в комплекс Зимнего дворца.

После упразднения Петром Великим патриаршества в России монархи получили, кроме светской, и высшую духовную власть. Церковными делами управлял Святейший Правительствующий Синод, члены которого назначались монархом. Для отправления религиозных обрядов членами семьи правителей в Зимнем дворце предназначался собор Спаса Нерукотворного, встроенный в дворцовый комплекс при возведении царской резиденции.

Помещения Эрмитажа изначально имели вполне определенные бытовые функции, но затем были переоборудованы под выставочные

Храмовое убранство вполне соответствует высокому статусу дворца. Алтарный иконостас словно возносит под купол распятого Христа, столь же великолепны и остальные ярусы. Иконами заполнены только некоторые оклады, для остальных продолжается поиск оригинальных икон, утраченных в период  религиозного отрицания.

Выставочное помещение Эрмитажа

Многие помещения Зимнего дворца имели вполне определенные бытовые, чисто житейские функции. Гостиные и столовые, кабинеты и будуары служили своим царственным хозяевам, пока все здания Эрмитажа не стали музейными. Переоборудование помещений под выставочные проходило постепенно, и комнаты становились музейными залами.

Художественные полотна в Эрмитаже размещены в хронологическом порядке и по направлениям.

Живописные полотна развешивались в соответствии с художественными школами той или иной страны и хронологией написания. Отдельным мастерам кисти, количество картин которых было значительным, посвящались персональные выставочные помещения.

Зал серебряных экспонатов в Эрмитаже

Некоторые  комнаты отводились под исторические экспозиции с археологическими экспонатами и историческими реликвиями, в других размещались изделия из драгоценных металлов.

Малый Эрмитаж – сокровищница искусства, техники и истории

Как Зимний дворец простирается вдоль русла Невы, так и Малый Эрмитаж довольно вытянут, но уже в перпендикулярном направлении. Центральная часть его комплекса занята Висячим садом, поэтому имеется много узких и длинных коридоров.

Практически на всем их протяжении на стенах развешены живописные произведения, а вдоль расставлены образцы мебели и другие экспонаты. Особенно интересны образцы старинной религиозной живописи, перекликающиеся с каноническими иконами, изделия камнерезного искусства. Наиболее многочисленны картины художников различных времен, от пейзажей до жанровых полотен.

Малый Эрмитаж в своем Северном павильоне, выходящем к Неве, содержит один из замечательнейших залов всего музейного комплекса. Павильонный зал конструктивно очень интересен: колоннада с арочным портиком нижнего яруса повторяется в уменьшенном масштабе на балконе, создавая впечатление воздушности и ажурности.

Павильонный зал – одно из красивейших помещений, которыми располагает Государственный Эрмитаж.

Два яруса оконных проемов и большие хрустальные люстры обеспечивают хорошую видимость достопримечательностей Павильонного зала. Диковинные часы Павлин, мозаичные столики и полы, копии бахчисарайского фонтана привлекают пристальное внимание посетителей.

Диковинные часы Павлин в Малом Эрмитаже

Любопытные по устройству механические часы английского мастера Кокса внешне очень эффектны. Выполненные из тонких медных листов и позолоченные, они представляют фантастическую группу птиц и лесных жителей. На частично засохшем дереве восседает павлин, на обломке ствола – петух. За сучок зацеплена клетка с совой, внизу белка на пеньке, на земле ящерицы и грибы.

Особый интерес для посетителей Эрмитажа представляет срабатывание механизма часов.

Особый интерес представляет срабатывание механизма часов, время завода даже не объявляется публике из-за опасения наплыва посетителей. При звуке курантов крутится клетка совы, звенят колокольчики, птица вращает головой и глазами, отбивает такт лапой. Стихнет музыка – сова успокоится, павлин с шорохом распускает пышный хвост, затем кукарекает и машет крыльями петух.

Техническая диковинка была куплена разобранной, однако ставший придворным механиком умелец-самоучка Кулибин собрал часы и запустил.

Мозаика украшает Эрмитаж

Малый Эрмитаж в Павильонном зале представляет выдающиеся мозаичные изделия. Уникальный пол скопирован российскими мастерами с итальянского оригинала, найденного археологами в римских банях вблизи столицы страны. В центре огороженного изображения – голова Горгоны Медузы, ленты национального греческого орнамента делят окружность по граням центрального многоугольника.

В секторах размещены сцены из мифов и легенд, венок из растительности, внизу еще одна серия сцен. На заднем плане просматриваются два из четырех фонтанов, копирующих бахчисарайские красочные вазы. Снимки слайдера позволяют детально рассмотреть некоторые фрагменты мозаичной композиции.

Мозаичные технологии применены и в отделке столешниц нескольких столиков, выставленных в Павильонном зале. Одно из изделий украшено точной копией только что рассмотренной мозаики на полу этого помещения. Другая столешница выполнена с малахитовым фоном, в который вставлены изображения выдающихся строений Италии.

Некоторые столики смотрятся как роспись по дереву или филигранная лаковая миниатюра. Тем не менее все они выполнены способами византийской либо римской мозаики, разница – в размерах частиц камня, древесины или других материалов.

Назад, к Большому тронному залу

Заблудившимся в зданиях и залах комплекса Эрмитаж следует знать, что Большой тронный зал доступен не только из Зимнего дворца. Хотя к нему помещение и относится, но попасть можно и из Малого Эрмитажа, миновав коридор и проходной зал Аполлона. На пути встретится много любопытных экспонатов, от старинной мебели до цветных витражей в окнах.

Внимание многих посетителей привлечет тканый гобелен и скульптурная группа под стеклянным укрытием. Такая предосторожность объяснима материалом, ведь это – изделие из фарфора. Многофигурная композиция Вакханалия воспроизводит сцену безудержного веселья компании мужчин, женщин и детей на старинной повозке.

Большой тронный зал называют еще Георгиевским в честь Святого Георгия, ибо освящение зала произошло в день почитаемого покровителя России. Громадное двухсветное помещение (то есть с окнами в двух противоположных стенах) классического стиля сооружено по проекту Кваренги в 1795 году, за год до кончины Екатерины Великой.

Назначением помещения было проведение торжественных церемоний и приемов государственного уровня. Со стороны Царского места виден вход в зал под балконом, покоящимся на восьми беломраморных колоннах. Балконы выполнены и вдоль стен, в простенках оконных проемов такие же парные колонны.

Вид Большого тронного зала Эрмитажа со стороны Царского места.

Рисунок паркета Георгиевского зала составлен из 16 пород древесины и до пожара 1837 года повторялся росписями потолка. Восстановленный облик помещения стал еще более величественным, для отделки применили наилучший каррарский мрамор. Потолок отделали позолоченной лепниной, а паркетные рисунки восстановили в прежнем виде. Варианты рисунка можно рассмотреть на слайдере.

Царское место вознесено на постамент со множеством ступеней, над ним воздвигнут величественный балдахин. Выше расположен крупный мраморный барельеф, изображающий победу святого рыцаря над враждебным драконом. Трон и подножная скамеечка были изготовлены в Англии по заказу императрицы.

Императорский трон со скамеечкой для ног выполнен в Англии по специальному заказу и теперь украшает Большой тронный зал Эрмитажа.

Как и положено тронному залу, это было самое крупное по площади помещение императорской резиденции. Одна из функций Георгиевского зала – демонстрация величия Российской империи, по крайней мере в части великолепия и торжественности облика, выполнялась достойно.

Большой, или Старый Эрмитаж

Здание Большого Эрмитажа было заложено еще до полного окончания строительства Малого, столь быстро росли коллекции. Названия Малый и Большой объясняются значительной разницей в габаритах строений. Второе название  для последнего на тот момент здания — Старый возникло, скорее всего, значительно позже. Скорее всего, это произошло при принятии решения строить еще один, Новый Эрмитаж.  Большой Эрмитаж, кроме музейных функций, был и официальным местом заседаний Государственного Совета. Отсюда образовалось название лестницы, ведущей в помещения.

Советская лестница оформлена перилами с литыми чугунными решетками, украшенными позолоченными гербами. Ограждения проема на верхней площадке переходят в перила балкона, за которыми стоит большая малахитовая ваза. Возле оконных проемов выставлены копии древних скульптур, статуи размещены и между колоннами холла. На слайдере представлены две статуи, опознать которые посетителям не составит труда по пояснительным табличкам.

Бывшая приемная Большого (Старого) Эрмитажа используется для показа ранней итальянской живописи.

Парадная анфилада помещений открывается бывшей приемной, где размещена итальянская живопись XIII –XV веков. Убранство зала представлено каменным камином, обрамленным  каменными подставками колонн, такие же – в углах помещения. на них водружены колонны с красочными капителями. Над дверями в узорных рамках – живописные миниатюры, так же оформлен потолок. Выше камина приметный экспонат – картина  с традиционной мадонной одного из старых мастеров.

Эрмитаж имеет несколько залов итальянской живописи разных исторических периодов.

Последовательная череда помещений представляет экспозиции живописи различных временных периодов. Над дверными проемами помещены латунные таблички с указанием представленных столетий, что облегчает ориентировку среди множества полотен. Каждый посетитель без труда находит интересующий раздел и картины любимых мастеров. Нет надобности, да и возможности приводить описания всех картин, их слишком много. Однако есть мастера, которых невозможно не выделить.

Зал Леонардо да Винчи и Лоджии Рафаэля

Легендарный Леонардо представлен в персональном зале всего двумя картинами доказанной подлинности. Незаконнорожденный по происхождению, он с юности впитывал знания по самым разным направлениям, от рисования до точных наук. Разносторонность дарования привела к тому, что написал до полного завершения он лишь немногим более двух десятков картин, тем ценнее каждая из них.

В зале Леонардо да Винчи выставлены две картины великого художника, которыми располагает Эрмитаж.

Перечень изобретений и технических идей Леонардо да Винчи, пожалуй, длиннее списка картин. В их числе вертолет и парашют,  шариковый подшипник и подъемный кран, металлургические печи и ткацкие станки, подводные лодки и танки. В области техники гений значительно опередил свою эпоху, что сказалось на его плодовитости как художника.

Небольшая по размерам картина – Мадонна Бенуа, или Мадонна с цветком, изображает умиленную реакцией ребенка любящую мать. Здесь ярко проявилось мастерство Леонардо в изображении выражения лица, зарождающейся улыбки.

Скопление посетителей возле знаменитой картины в Эрмитаже

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) была написана для правителя Милана, затем оказалась в семейной коллекции графа Литта. Предмет семейного поклонения в 1865 году был продан наследниками графа в Эрмитаж и стал его жемчужиной. Постоянное скопление посетителе в зале – яркое тому свидетельство.

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) - жемчужина коллекции Эрмитажа

При ближнем рассмотрении в этом полотне ярко просматривается любимый прием художника – легкий наклон головы, выражающий всю гамму материнских чувств. Знатоки подозревают участие в работе учеников Леонардо из-за не вполне естественной позы ребенка. Несколько полотен, приобретенных как авторские, впоследствии были признаны принадлежащими кисти учеников или подражателей.

Долго не выставлялась из запасников Эрмитажа картина ученика Рафаэля – художника Джулио Романо с откровенной сценой.

Крупное полотно в одном из коридоров отличается повышенной эротичностью. Работа Джулио Романо – Любовная сцена весьма откровенна в изображении чувств, реализма добавляет изображение подглядывающей служанки или родственницы.

Украшают Большой Эрмитаж копии великолепных фресок на стенах и потолочных росписей великого Рафаэля Санти. За основу оформления взяты Лоджии и Библия Рафаэля из Ватиканского дворца в Риме. Несмотря на заимствованный характер, Лоджии Рафаэля несомненно являются выдающимся произведением искусства. Они прекрасно дополняют имеющиеся в коллекции музея произведения итальянского мастера.

 Переходим в Новый Эрмитаж

При восстановительных работах в зданиях Эрмитажа после пожара 1837 года Николай I поддержал идею строительства особого музейного здания. Предполагался доступ к сокровищам искусства для всех желающих, как стали делать в Европе после падения Наполеона. Эскизный проект разработал немец фон Кленце, доработали и вели строительство Стасов и Ефимов.

Новый Эрмитаж имеет три зала с прозрачными потолками, где выставлены картины художников Италии и Испании.

Новый Эрмитаж органично вписался в ансамбль резиденции – музея, заняв площадь за Большим Эрмитажем и уравняв в плане эти два здания с Зимним дворцом. Новое здание внешними стенами образует квадрат, внутри корпуса образуют два дворика.

Нижний этаж используется для показа исторических коллекций и собраний скульптур, на верхнем – в основном живопись. Архитекторы сполна использовали возможности потолочного освещения в крупнейших залах, из-за этого названных Просветами.

Большой итальянский зал Эрмитажа

Три таких зала – Большой и Малый итальянские и Малый испанский Просветы отведены искусству этих стран разных исторических периодов. Самое крупное помещение легко отличить по скульптуре Гибель Адониса работы Д. Маццуолы, показывающей сцену схватки юноши с диким кабаном – вепрем.

Малый итальянский зал Эрмитажа

Отличие испанского зала – подставка каменной чаши в виде позолоченных грифонов.Вазы, столешницы и торшеры из ценных поделочных камней расставлены во всех Просветах по продольной оси помещений и позволяют разнообразить впечатления от живописных полотен.

Испанский зал Эрмитажа

Значительными размерами отличается Шатровый зал Нового Эрмитажа, отведенный под картины так называемых Малых голландцев. Так искусствоведы именуют группу художников фламандской и голландской школ живописи, не относимых к великим мастерам и писавших полотна небольших размеров.  Малые голландцы писали свои картины не для дворцов и музеев, а для обычных городских и даже сельских жилищ.

Шатровый зал Нового Эрмитажа представляет экспозицию так называемых Малых голландцев.

Считается, что именно эти мастера кисти, часто работавшие над природными ландшафтами, сделали пейзаж самостоятельным жанром живописи. Название Шатровый дано этому помещению за форму крыши, образованную двумя сходящимися посередине зала скатами.

Новый Эрмитаж посвятил творчеству величайших мастеров живописи Голландии и Фландрии несколько персональных экспозиций в своих залах. Многие из посетителей, не говоря уж о знатоках изобразительного искусства, распознают по почерку художника картины Рембрандта и Рубенса. Собрания их произведений в Государственном Эрмитаже являются одними из крупнейших в мире, каждое включает более двух десятков значительных работ.  Представлены также коллекции произведений таких известных художников, как Ван Дейк и Снейдерс – известные мастера жанровой живописи, портрета и натюрморта.

Работа Микеланджело и зал Майолик

Небольшая ниша, предваряющая зал Майолик, содержит настенные фрески школы Рафаэля. В центре расположена единственная работа великого Микеланджело, которой располагает Эрмитаж – Скорчившийся мальчик. Прекрасно передано строение тела, знание анатомии чувствуется отчетливо.

Настенные фрески школы Рафаэля. Эрмитаж

Поза юноши — атлета выражает состояние тяжелого переживания своей понуренной головой и опущенными плечами. Дело в том, что работа над статуей проходила в период утраты независимости Флорентийской республикой. Скульптура была приобретена по личному приказу Екатерины Великой.

 Скульптурная работа великого Микеланджело - единственная его работа в Эрмитаже.

Назван зал в честь экспонатов, расположенных в футлярах из небьющегося стекла на столиках с оригинальными ножками в виде крылатых львов. Бесценная майолика мастерских Микеланджело, Рафаэля и других художников, безусловно, достойна бережного отношения. На стене справа шпалера XVI века из Фландрии, сотканная из шерсти, шелка и золотых нитей.

Зал Майолик содержит коллекцию керамических расписных изделий Эрмитажа, выполненных в мастерских великих художников.

На другой стене рисунок на картоне для шпалеры, выполненный учеником Рафаэля – Джулио Романо, Шествие с быками и слонами. Возле другой стены, не попавшей в кадр, на отдельных стендах выставлены работы самого Рафаэля (Святое семейство и Мадонна Конестабиле).

В зале майолики Нового Эрмитажа выставлена скульптура ученика Рафаэля - Лоренцетти.

Скульптурная работа в центре зала приписывается искусствоведами  ученику Рафаэля, скульптору Лоренцетти. Грустное название статуи – Мертвый мальчик на дельфине не соответствует внешнему облику изображаемого ваятелем эпизода. Ребенок кажется мирно спящим на спине морского животного, что вполне соответствует нашим представлениям о человеколюбии дельфинов.

Рыцарский зал

Созданием экспозиции доспехов и вооружения средневековых времен Эрмитаж обязан императору Александру I. Он был увлечен эпохой рыцарства, собрал обширную коллекцию оружия различных типов и доспехов XV — XVII веков. Императорское собрание послужило основой экспозиции Рыцарского зала.

Эрмитаж гордится основанным императором Александром I Рыцарским залом, где выставлены доспехи средневековых воинов и их лошадей.

Экспонаты выставлены в застекленных витринах и выложены в стендах, самые крупные – всадники на лошадях водружены на пьедесталы. Настенные росписи  с воинской символикой выполнены в новогреческой манере, использованы и крупные шпалеры под стеклом соответствующего содержания.

Витрины Рыцарского зала Эрмитажа демонстрируют вооружение и защитные средства средневековых рыцарей.

Доспехи использовались и конными рыцарями, и пешими воинами. Витрины в простенках между окнами демонстрируют различные комплектации защитных средств. Здесь есть полные комплекты, предохраняющие от колющих и режущих ударов, ружейных и пистолетных пуль буквально все тело. Есть и полудоспехи, защищающие наиболее важные и уязвимые части организма, и отдельные шлемы и латы. Здесь же вооружение воинов – тяжелые двуручные мечи, элегантные шпаги и коварные кинжалы – стилеты и даги.

Один из популярнейших экспонатов Эрмитажа – группа всадников на бронированных лошадях.

Самые эффектные экспонаты Рыцарского зала – группа подлинных лошадиных чучел, одетых в специальные конные доспехи различной комплектности. Восседающие на конях всадники одеты в рыцарские облачения, изготовленные различными мастерами. И латы, и оружие украшено гравированными рисунками с орнаментами и сценами боев и охотничьих эпизодов. Выставленные щиты рыцарей также разнообразны по рисункам, представляющим индивидуальность владельцев.

Скульптурные собрания Нового Эрмитажа

Несколько залов Нового Эрмитажа выделены под обширную коллекцию скульптуры. Первой осматриваем собрание произведений ваятелей Западной Европы XIX века. Выставлены скульптуры в длинной узкой галерее с чередой куполообразных сводов, разграниченных арками на выступающих пилонах. Стены помещения украшены картинами на античные сюжеты, выполненные художником Хильтеншпергером. Применена старинная технология письма восковыми красками на медных досках. Основу экспозиции составляют произведения Антонио Кановы и его учеников, самому мастеру принадлежат фигура Марии Магдалины с лежащим рядом черепом и известный сюжет с Амуром и Психеей.

Скульптуры сопровождают посетителей от лестницы перед спуском на нижний этаж Нового Эрмитажа. В коридоре среди статуй встречается мраморная копия Александровской колонны, названной Пушкиным столпом. Следующий дверной проем ведет в зал Августа, названный по имени римского императора, изображенного на нескольких работах в этом помещении. Увековечены в камне и другие правители Римской империи, боги и герои древних времен.

В центре зала Диониса красуется изображение пантеры с головой добычи под лапой, горделиво возлежащей перед зрителями.

Через зал Афины посетители попадают в зал Юпитера, названный в честь огромной статуи верховного бога древних римлян.

Раскрашенное изображение Юпитера привлекает пристальное внимание не только величиной, но и величественной позой, властными атрибутами в руках. Кроме многочисленных скульптур, в зале можно видеть древнеримский саркофаг для погребения безымянного вельможи и другие интересные экспонаты. Залы Двадцати колонн и Большой вазы

Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа разделен двумя рядами колонн на три пространства, подобно христианскому храму.  Материалом для их изготовления послужил карельский гранит сердобольского месторождения, находившегося близ нынешнего города Сортавала (ранее – Сердоболь).

Двадцатиколонный зал Нового Эрмитажа демонстрирует греческо – этрусские вазы.

Исчерпанный полностью серый гранит применялся как для парадных зданий и помещений, так и в облицовочных работах, фундаментах зданий и постаментах памятников. Из него высечены скульптором Теребеневым фигуры атлантов на входе в Новый Эрмитаж.Зал используется для демонстрации коллекции древних сосудов греков и этрусков, размещенных в витринах вдоль стен помещения.

Зал большой вазы демонстрирует сосуд, считающийся самым крупным в мире среди изделий, изготовленных из единого монолита. Добытую на Алтае глыбу яшмы зеленого цвета, с волнистым рисунком обработали на фабрике в Колывани, изготовив вазу рекордных размеров и веса. Высота колыванской вазы более 5 метров, диаметр чаши 2,5 метра.

Колыванская Большая ваза – крупнейшая в мире и один из выдающихся экспонатов Эрмитажа.

Масса в 19 тонн потребовала упряжки из 180 лошадей для перевозки с Алтая через Уральский хребет. Далее сосуд везли водным путем по рекам Чусовой, Каме и Волге, затем по каналу и Неве. Размещенные по периметру помещения статуи просто теряются на фоне каменного исполина.

Египетский зал Эрмитажа

Экспозиция египетских древностей обрела нынешнее помещение при советской власти, в канун войны с Германией (1940 год). Под древние раритеты переоборудовали ликвидированный буфет Эрмитажа в Зимнем дворце, оснастив его музейным оборудованием. В Египетском зале размещены ритуальные саркофаги для мумий фараонов – правителей страны, других вельмож.

В витринах экспонируются каменные плиты с изображениями царственных особ, предметы быта и образцы иероглифической письменности. В данном зале выставлен самый древний экспонат всего Эрмитажа – мумия жреца, датированная веком до нашей эры. Мумифицированный служитель богов помещен в герметичный кожух из стекла, из-под которого откачан воздух.

Посещая Государственный Эрмитаж, нужно заранее определиться с приоритетами своей экскурсии. Надеемся, что небольшой обзор поможет решению этой задачи, ведь посмотреть все за один раз физически невозможно. Кратчайший маршрут по зданиям и залам составит десятки километров, даже минутный осмотр всех экспонатов займет годы. Выбор за Вами!