Внутреннее убранство храма
Внутри храм Вознесения Господня в Коломенском поражает высотой сужающегося кверху пространства. Именно в этом особенность и особая прелесть шатровых церквей, где взгляд вверх уходит словно в бесконечность. Свет, проникающий в люкарну, наполняет внутреннее пространство шатра божественным сиянием. По мере запрокидывания головы свечение усиливается, стены кажутся полупрозрачными.
Необычно высоко здесь подвешена люстра, едва достающая до верхней кромки алтарного иконостаса. Укреплен светильник не на центральной подвеске, а на боковых растяжках, опять же из-за большой высоты сооружения и затрудненности крепления по центру. Сама люстра выполнена из бронзовых деталей, состоит из нескольких шаров на общей оси и большого количества рожков на изогнутых бронзовых стержнях.
Алтарный иконостас храма состоит из трех ярусов святых образов и Святых ворот. Бросается в глаза отсутствие амвона для проповедника, обычно предусматриваемого в православных храмах. Поэтому нет и традиционного ограждения, к иконам здесь можно подойти практически вплотную, малая площадь наоса зрительно расширяется. Святые врата выполнены с металлической отделкой, позолота на них или бронзовая пудра, различить невозможно. Створки и неподвижная часть украшены миниатюрными образами, по сторонам два аналоя с иконами.
Усердному верующему наверняка знакомы все помещенные здесь иконы, поэтому опознаем и назовем лишь некоторые. По сторонам Святых ворот размещена Иверская икона Божьей Матери и образ Господа Вседержателя, рядом с ним икона Вознесение Господне. Над вратами выделяется красный ромб иконы Спаса в Силах, правая алтарная дверь украшена образом Святого Стефана, изображенного во весь рост и словно стоящего рядом с прихожанами.
На выполненной сбоку фотографии видны церковные хоругви на подставках по сторонам иконостаса, а также необычный облик некоторых атрибутов. Аналои с праздничными иконами выглядят как раскладные табуреты, обычно эти подставки цельные. Подсвечники совершенно не похожи на аналогичный инвентарь других церквей, здесь они цилиндрической формы с ажурной металлической оболочкой.
Подобная ажурная резьба украшает верхнюю часть оклада отдельно стоящей иконы возле входной двери ризницы и обращенную изнанкой к фотографу противоположную икону. Подобным же образом декорирована спинка скамейки, установленной возле дальней стены. Описанные особенности устройства, отличающие именно храм Вознесения господня в Коломенском, в сочетании с высотой шатра дают ощущение простора в наосе.
Обратный путь и музейное подземелье
Неспешно покидая храм Вознесения Господня в Коломенском, можно еще раз полюбоваться на его конструктивные элементы. При внимательном рассмотрении квадратные стволы колонн уже не кажутся столь массивными, какими предстали при первом обзоре. Их переменное сечение со ступенчатыми переходами приобретает явную привлекательность, неоднократно повторяющиеся арки образуют живописную анфиладу.
Верхние части арок выполнены классической округлой формы, а привлекательность им придает своеобразное обрамление. Архитектурный элемент смотрится совсем иначе за счет окружающего арку двойного контура, в верхней части имитирующее древний головной убор русских женщин – кокошник. Иногда такие очертания трактуют как перевернутое вверх килем судно, однако нам первая интерпретация ближе.
Использование архитектурной формы в виде кокошника особенно ярко демонстрирует храм Архангела Михаила в Архангельском. Там целые пирамиды из объемных кокошников венчают основной корпус и один из боковых приделов, второй придел оборудован рядовой четырехскатной крышей. Разница совершенно разительная. В нашем случае кокошники просматриваются как на верхнем ярусе, так и на ограждении крыльца.
Спустившись по каменной лестнице к подножию церкви, осматриваем снаружи эти декоративные элементы. За проходом под крыльцом с наклонным верхом — арка классической формы, обведенная в верхней части двойным контуром стилизованного головного убора. Дополняется это украшение впалыми контурами квадрата и ромба, в зависимости от наклона или прямого ограждения. Рядом другая арка, там вход в цокольный этаж.
Подземные помещения
По церковной терминологии это подклет храма, его подвальные помещения по-простому. Первое по ходу помещение выполняет роль вестибюля и зрительного зала одновременно здесь установлены несколько лавочек для посетителей и экран на металлическом штативе. Пришедшим в храм Вознесения Господня демонстрируют документальную ленту, посвященную истории создания шатровой церкви.
В демонстрационных целях здесь представлены различные варианты выполнения конструктивных элементов. Здесь и вставки из белого камня в кирпичную кладку, и оштукатуренные поверхности, и оставленный без облицовки красный кирпич. Подземелья церкви в старину считали местом сохранения новгородских сокровищ, вывезенных Иваном Грозным из разграбленного древнейшего города.
Здесь же пытались искать легендарную библиотеку самодержца, но следов книгохранилища обнаружено не было. Зато были найдены многочисленные остатки конструкционных элементов, оставшихся со времен строительства. Кроме того, были обнаружены и артефакты более раннего происхождения, свидетельствующие о присутствии предыдущих поколений людей, населяющих древние подмосковные земли.
Слайдер представляет отдельные экспонаты из собранной коллекции, а также общий вид подземного выставочного зала. Вполне современные музейные витрины выглядят таинственно в атмосфере храмового подземелья. Этому способствует отсутствие общего освещения, подсвечены только полки с экспонатами и верхняя часть архитектурных элементов. Восприятие экспонатов таким антуражем значительно обостряется, невольно концентрируешься на выставленных артефактах.
Подземелье Вознесенского храма явило людям икону Божьей Матери Державная, которую обнаружили в марте 1917 года. Произошло это точно в день отречения Николая Второго, искать икону в запасниках церкви побудили вещие сны местной крестьянки. Богородица словно принимала на себя попечение над судьбой державы в грозную пору переворотов и гражданской войны.
В такой же кирпичной нише ранее была вывешена копия чудотворной иконы Державная, оригинал сохраняется в Казанской церкви здесь же, в Коломенском, она была упомянута в начале обзора. Особо почитается российскими сторонниками самодержавной государственности, что не умаляет общенационального значения святого образа.
Фото в заключение, как приглашение в храм
Показываем еще один вид на храм Вознесения Господня в Коломенском, охватывающий и соседнюю церковь Георгия Победоносца с колокольней. Как уже было сказано, звонница первоначально строилась для самого высокого храма, но позднее отошла к соседнему. Скорее всего, причиной послужила несоразмерность высот строений.
Находится храм Вознесения в самом центре Коломенского, виден с любого конца территории музея-заповедника. Посещение этой достопримечательности дает пищу как уму ценителей архитектурных красот, так и жаждущим исторических познаний. Пропустить столь примечательный объект просто невозможно.