Летний сад в Санкт-Петербурге

Летний сад в Санкт-Петербурге

letniy-sad-v-sankt-peterburge-countryscanner-1-1024x678.jpg

Летний сад заложен по указанию и под руководством самого царя Петра в 1704 году, через год после основания Санкт-Петербурга. Ограничен парковый комплекс с севера руслом Невы с набережной, рекой Фонтанкой с востока и соседствует с Марсовым полем западной границей.

Обильная и разнообразная растительность, ухоженные аллеи с разнообразными элементами ландшафтного дизайна дополняются многими фонтанами и водоемами, статуями и бюстами, красивыми входными воротами и оградой.

Павильоны, беседки и царский Летний дворец представляют архитектурную составляющую садово – паркового ансамбля, старейшего в северной столице России. Примечательны и кованые ограды летнего сада, украшенные декоративными деталями – настоящее произведение искусства.

Летний сад был основан в регулярном стиле, переживал период преобразования в пейзажный, разрушения от наводнений и времена запустения. После проведенной менее 5 лет назад реконструкции комплекс предстал перед посетителями в первоначальном облике.

Сейчас это любимое место отдыха жителей города, привлекающее и его многочисленных гостей, что вполне заслужено и весьма познавательно.

Территория летнего сада с высоты полета коптера, начиная от Невской ограды со стороны русла реки, с северной оконечности.

Невская ограда летнего сада сооружена к 70-й годовщине основания Санкт-Петербурга, проект выполнил архитектор Фельтен. Состоит ограждение из гранитного ленточного основания с колоннами и коваными решетками между ними.

Базы колонн установлены на расширенные части основания, гладкие стволы заканчиваются дорическими капителями, на плитах которых установлены чередующиеся каменные вазы двух типов.

Решетка состоит из групп по три стержня, центральный из которых длиннее и заканчивается имитацией наконечника копья. Дополняют конструкцию декоративные позолоченные детали, особенно много их во входных воротах.

Вид вблизи на ограждение территории летнего сада, мраморное основание и колонны с коваными решетками.

Входные ворота летнего сада со стороны Невы, расположенные напротив причала речных судов, — подлинный шедевр обработки металла. Кольца и спирали из квадратного проката образуют сложную замысловатую комбинацию, дополняемую позолоченными деталями. Среди них геометрический орнамент внизу, над ним череда гирлянд из дубовых веток, вензеля и завитки над гирляндами. Дубовые листья венчают и вершину всей конструкции, хотя издали похожи на гербового орла. Совершенно фантазийная фигура вряд ли имеет какой-то реальный смысл и толкование, но выглядит хотя и непонятно, но привлекательно.

Красочное украшение ворот ограды летнего сада, прекрасное произведение мастеров художественной обработки металла.

Реконструкция, завершенная в 2012 году, изменила сложившийся облик парка в глазах наших современников, возвратив ему первоначально заданные Петром черты и детали оформления. На аллеи вернулись решетчатые шпалеры, служащие растениям и опорой, и преградой для разрастания.

Приобрели старинный облик парковые скамейки – серийные типовые уступили место деревянным ручной работы, как в старину. Прошли соответствующее обслуживание мраморные копии римских античных статуй, к ним вернулся первоначальный лоск и красота природного материала.

Копии античных скульптур среди зелени летнего сада, рядом с живыми изгородями и парковыми скамейками для отдыха посетителей.

Обновлены и женские бюсты, которые в аккуратных нишах из шпалер, увитых зеленью, выглядят более выигрышно, нежели до реконструкции летнего сада. Почищены и выглядят свежо пояснительные таблички к изображениям, однако некоторые эти исторические персонажи петровской поры давно ушли в прошлое, не оставив в этой самой истории сколько -нибудь заметного следа.

Абсолютное большинство скульптур летнего сада из мрамора заменены полностью идентичными копиями из более стойкого к воздействиям материала. Правда, некоторые от оригиналов все же отличаются – восстановлены утраченные пальцы, носы и другие детали.

 

Живописный элемент парков появился после реконструкции среди аллей летнего сада. Это берсо – галерея из растений, основой для крепления которых является деревянный каркас из колонн с арками, продольных и поперечных планок. Аккуратно подстриженные и специально обрезанные липы образуют живописнейшее сооружение, позволяющее и укрываться от питерского «зноя», и любоваться растительностью.

Берсо похожи на перголы, отличие состоит в их превосходящей длине и большей густоте растительности. При этом берсо является постоянным элементом садового устройства, в отличие от шпалер на аллеях, которые убрают, когда завершится формирование кроны у шпалерных лип.

Один из элементов ландшафтного дизайна в летнем саду – галерея из вьющихся растений на решетчатом каркасе – берсо.

Дальняя аллея летнего сада по счастью сохранила свою главную ценность. Продолжают радовать посетителей 200-летние липы, образующие и украшающие этот зеленый коридор. Сейчас его формируют и живые изгороди, сплошной стеной  ограничивающие пешеходную зону и затеняя парковые скамейки, расставленные вдоль аллеи для удобства отдыхающих.

Не нашему, но следующим поколениям нужно будет озаботиться подготовкой, по крайней мере пока предварительной, к прекращению жизнедеятельности старейших деревьев парка – ведь средний срок жизни для лип примерно 300 лет, и 2/3 прошли на сегодня. Хотя встречаются липы и более старые, вплоть до тысячелетних, но замену нужно продумывать.

Липовая аллея 200-летних деревьев, сохранившихся среди растительности летнего сада, в окружении живых изгородей.

На тщательно постриженном газоне между двумя тенистыми аллеями расположена одна из лучших скульптурных групп летнего сада. На пьедестале в форме куба застыли фигуры Амура и Психеи, выполненные неизвестным итальянским скульптором, предположительно школы Бернини.

К мотивам известного мифа обращались многие живописцы и ваятели, в том числе Канова и Роден, однако скульптура в летнем саду – одна из самых выразительных. Изображен кульминационный момент легенды, когда возомнившая себя прекраснее Афродиты красавица Психея во время сна узнает своего  невидимого мужа Амура, сына Афродиты. Легенда эта имеет счастливый конец, а скульптура будет радовать еще многие поколения.

Скульптурная группа Амур и Психея на газоне летнего сада, между двух аллей – работа неизвестного итальянского скульптора.

Фонтаны летнего сада задуманы самим Петром Первым и создавались при его деятельном участии. Особенно много сил царь потратил, чтобы обеспечить нужный напор воды, без которого нельзя было получить водяные струи желаемой высоты.

Все фонтаны и системы водоснабжения были утрачены при разрушительном наводнении 1777 года, и Екатерина Великая решила их не восстанавливать. Эта титаническая работа была проведена в отношении только некоторых, уже при современной реконструкции летнего сада.


    Pages: 1
  • 2
  • 3

Leave a Reply

Your email address will not be published.