Откровенно мемориальным предназначением венская площадь Марии Терезии пресекает любые умствования о своем происхождении. Не было у нее особой истории, на этом месте располагался традиционный для крепостей гласис. Пологая насыпь за укреплениями, удобная для ведения оборонительных действий, с развитием городов всегда преображалась. Обычно возникали широкие проспекты, кольцевые дороги, парковые комплексы, появилось все это и вокруг старой Вены. Первыми были построены конюшни Карла VI, где сейчас Музейный квартал.
Он виден на заднем плане заглавного фото обзора, позади громады памятника Марии Терезии, украшенного статуями. Вся территория вокруг монумента исключительно пешеходная, всегда переполнена туристами и горожанами. Сосредоточение музейных объектов на территории бывших конюшен дополняют два музея в роскошных зданиях по бокам от памятника. Естественная история одного была увлечением заказчика, Франца Иосифа, второй посвящен истории искусств, которым он покровительствовал.
Выделенная на высотной фотографии территория между двумя проспектами и двумя дворцами — описываемая площадь Марии Терезии. Полнейшая симметричность относительно продольной оси сверху особенно заметна, все элементы партера абсолютно зеркальны. Совпадение по времени строительства зданий, возведения памятника и декоративного оформления территории позволило создать единый ансамбль. Регулярный партер с широкими дорожками украшен четырьмя круглыми бассейнами со статуями фонтанов, в окружении газонов и деревьев.
Площадь Марии Терезии – оформление и окружение
Ограничивающее площадь Марии Терезии с севера здание Музея естествознания сочетает признаки дворца и храма. Типично для религиозного строения пятиглавие, из центрального барабана с двойным куполом и четырех боковых башенок. Остальное наружное убранство более характерно для дворцовых построек, изобилует архитектурными элементами декоративного назначения. Колонны и портики, сандрики над оконными проемами, балюстрада на крыше и многочисленные статуи украшают здание.
Музей естествознания, по вывеске – естественной истории, был открыт через год после монумента императрице. Основу собрания составляет коллекция ее супруга, Франца Стефана Лотарингского, официально он управлял империей, фактически доверив страну жене. Экспонаты номинальный монарх не собирал поодиночке, он копировал Кунсткамеру Петра, покупая оптом собранное известными коллекционерами. Собрание постоянно пополнялось, имевшиеся помещения дворца Хофбург стали тесноваты.
Архитектурное зеркало венских музеев
По другую сторону монумента в аналогичном здании размещен Музей истории искусств, подобные двойники крайне редки. Развлекающиеся поиском различий посетители находят их только в персоналиях, изображаемых статуями. Во всем остальном это просто копия противоположного дворца, от секторов купола с люкарнами на каждом до деталей оформления. Выходящий на проспект торцевой фасад декорирован едва ли не богаче центрального, колонн и статуй побольше. Вообще боковые ризалиты не уступают главному, с куполом.
Растительной частью оформления площадь Марии Терезии не перегружена, но ландшафтные дизайнеры здесь плотно поработали. Со стороны Рингштрассе немного естественных деревьев у боковых ризалитов зданий, остальные насаждения подверглись кардинальной стрижке. Это не только плотная живая изгородь кустарников и газоны, разные геометрические формы приданы кронам деревьев и кустов. Крайние фонарные столбы выполнены как каменные колонны, на плафонах имперские короны, они же на ажурной литой ограде.
Музейные фасады и экспонат между ними
Фасады двух музейных зданий оформлены одинаково, различия только в украшающих статуях и рельефах. Входные двери расположены в трех арках, разделенных примыкающими к стене колоннами. Такие же, но отдельно стоящие, парные колонны ограждают ниши со статуями покровительниц искусств. Убранство входа дополняют барельефы над арочными дугами, карнизы над оконными проемами украшены консолями. Для гарантированного привлечения посетителей Музей истории искусств выставил на площадь Марии Терезии копию одного экспоната.
Семикратно увеличенная Солонка (Сальера) работы знаменитого итальянского ювелира Бенвенуто Челлини воспроизведена без двух основных персонажей. Нептун и Церера уступили свои сиденья любителям уникальных фотографий с собственным участием. Простейший столовый прибор в оригинале выполнен из золота, слоновой кости и эбенового дерева с эмалью. Укрупненный макет исполнен из простых материалов, с использованием декоративных заменителей драгоценностям, объект доступен для фотографирующихся.
Солонка, памятник и противоположный музей
Убрав древнеримских богов, создатели копии дополнили ее отсутствующей у творения Челлини деталью. Чисто для удобства туристов Солонка оборудована лестницей, желающим облегчили занятие мест повелителей Земли и Океана. В начале нового тысячелетия оригинал изделия пережил похищение, случившееся во время ремонта музейного здания. При оценке в 50 миллионов евро застрахована Солонка была на половину суммы, премию нашедшему назначили всего в 70 тысяч. Администрация музея обоснованно рассчитывала, что сбыт раритета невозможен.
Творение Челлини нашли полицейские, закопанным в свинцовой коробке, в лесу у города Цветль, что в 100 километрах к северо-западу от Вены. Приключение реликвии закончилось совершенно благополучно, в отличии от украденной дважды Золотой богини ФИФА. Футбольный приз чемпионам мира на самом деле был серебряным с позолотой, что не афишировалось. Сначала его украли в Англии, перед первенством 1966 года, нашли завернутым в газету в пригороде Лондона. Вторично и бесследно статуэтка пропала в Бразилии, с вечного хранения после третьего чемпионства.
Позади копии ювелирной Солонки высится памятник императрице, описанный в нашей отдельной статье. Он помещен в центр территории, которую занимает площадь Марии Терезии, закрывает центральный ризалит Музея естествознания. Однако он таков же, как описанный недавно, зато на фото видно здание полностью. Три ризалита объединены протяженным корпусом с многочисленными арочными окнами, разделенными пилястрами внизу и накладными колоннами на верхнем ярусе. Темный купол – словно дополнительная корона над монументом.
Центр площади обобщенно и в подробностях
Поскольку центральный монумент описан раньше, повторно рассматриваем площадь Марии Терезии с акцентом на его окружение. Озелененные участки относительно дорожки в сторону Музейного квартала повторены зеркально, как и здания музеев. Одинаковы по форме и бассейны фонтанов, но статуи на них разные. Травяные газоны украшены филигранно остриженными кустами и деревьями, превращенными в объемные геометрические фигуры. Кажущиеся простыми в выполнении, они требуют кропотливой работы садовников.
Понять это можно элементарно, взяв секатор и выбрав раскидистый куст на собственном участке. Однако наши подшефные растения далеко, остается присесть на одну из скамеек и рассматривать эталонные работы. Каждая пара парковых сидений – по сторонам фонтана, поэтому скульптуры также находятся в поле зрения. Приземлившись на свободную от посетителей скамейку, рассматриваем скульптурное и растительное оформление площади. Можно пройтись по всем фонтанам, статуи несколько отличаются, но персонажи общие.
Мифические Наяды и Тритоны показаны в различных обличиях, причем мужские персонажи разнообразнее женских. Рыбины и ящерицы извергают водяные струи, постаменты изображают прибрежные скалы либо раковины гигантских моллюсков. На некоторых скульптурных группах к персонажам добавляется ребенок, иногда оставленный без внимания. У Тритонов хвостами заканчиваются обе ноги, что не особо зрелищно, Наяды русалками не представлены. Прекрасные фигуры молодых женщин изображены реалистично и красиво.
Напоследок – площадь Марии Терезии и ближайшие окрестности
Кажется, всесторонним получился обзор, но он не заменяет личного похода на площадь Марии Терезии. По фото и комментаторскому тексту досконально достопримечательность не представить, ничто не заменит непосредственного восприятия. Мы обеспечиваем предварительную осведомленность, не более того, собственные впечатления будут разнообразнее и богаче. Если поедете в компании, сможете выступить в роли экскурсовода и просветить своих спутников, хотя бы ориентировочно.
Вена сохраняет несколько памятников императору Францу Иосифу, только в Хофбурге их два, конный и в римской тоге, в мундире — в Бурггартене. В равной мере монументом монарху может считаться и площадь Марии Терезии, хотя увековечивает другую личность. Символично, что самый долговременно правящий властитель XIX – начала XX века почтил императрицу с 40-летним стажем. Упорядочение и обеспечение выставочными площадями императорских коллекций – еще одна из его заслуг. Поэтому непременно стоит, находясь в Вене, заглянуть на площадь Марии Терезии.