Детище Зураба Церетели по адресу Петровка 25 – музей современного искусства, вернее – одно из четырех зданий, выделенных московскими властями опекаемому ими президенту Академии художеств. Рассматриваемое отделение занимает историческое здание, причем музейный вход изрядно меняет его внешний вид.
Рассматривая вход в музей, следует отметить массивность, даже громоздкость простого архитектурного элемента. Стилизованные под древность клиновидные каменные глыбы с имитацией наскальных изображений нависают над входом, совершенно нарушая задуманный великим Матвеем Казаковым облик строения конца XVIII века. Дело в том, что из-за соседства с храмом на противоположной стороне улицы архитектор расположил парадную часть здания во дворе и ныне не мог бы узнать свое творение.
Облик территории внутреннего двора здания на улице Петровка 25 музей современного искусства изменил до неузнаваемости. Наглядно это подтверждает слайдер со снимками работ Церетели, размещенными на прилегающей к зданию площади. Характерные для изобразительной манеры скульптора стилизованные изображения его персонажей, да еще в массовом количестве, оставляют неоднозначное впечатление. Кого бы не изображал Зураб Константинович, получается нечто массивное и довольно условное.
А изображают скульптуры Церетели самых разных людей, образы присутствуют и реальные, и вымышленные, и обобщенные. Шостакович еще похож на самого себя, зато Высоцкий почти карикатурен. Дон Кихот со своим оруженосцем вообще собраны из металлолома, хотелось бы верить, что это не творение главного художника страны. Остальные скульптуры представляют абстрактных участников народных игр, музыкантов и горожан старой Грузии.
Парадная лестница особняка, построенного Казаковым для заводчика с Урала Губина, от современных веяний искусства не пострадала. Сохранились серые каменные ступени, классические белокаменные перила, арочный вход и такие же оконные проемы наверху.
Поднимаясь к музейным залам, посетители успевают отдохнуть от гнетущего впечатления, возникающего у многих из них во дворе особняка. Проникающий снаружи солнечный свет не только освещает предстоящий путь, но и поднимает настроение перед осмотром выставочной экспозиции.
При подъеме по лестнице посетителям предстают потолочные и настенные росписи, выполненные в достаточно редко встречающейся живописной технике. Изображены различные воинские символы и атрибуты, растительные элементы и другое по замыслу создателя. Росписи похожи на лепнину или барельефы, что достигается использованием специального приема декорирования.
Рисунок в технике гризайль, означающей использование краски только одного цвета, позволяет за счет различных оттенков получить эффект объемности. Подобная технология применяется не только в росписи стен и потолков красками, но и в гравюрах, витражах, при украшении посуды и окраске тканей.
Целью визита только малой части посетителей исторического здания является заглавное учреждение на улице Петровка 25 – музей современного искусства с его постоянной экспозицией, хотя живописная коллекция Церетели включает много выдающихся работ классиков российского авангарда прошлого века и современности.
Сейчас была представлена выставка: Антонио Гауди. Барселона. Творчество архитектора столицы Каталонии предстало перед россиянами впервые.
Выставочной экспозиции предшествует описание жизненного пути и творческой биографии Гауди, выполненное в хронологической последовательности.
Хотя первоначальной целью нашего обзора выставка великолепного зодчего не являлась, пройти мимо столь значимых экспонатов было бы непростительным, ведь наши читатели еще могут успеть посетить это редчайшее событие. На последующем слайдере приводятся снимки как с выставки, так и по пути к испанским материалам.
Можно посмотреть исторические материалы об известном архитекторе, его рисунки и даже макеты выполненных им тортов – великие мастера часто непредсказуемы в проявлениях их талантов. Кстати, украшения кондитерские можно сравнить с мозаикой, которую Гауди активно применял в своих работах. Главные же экспонаты, безусловно, — макеты построенных им зданий, а также их изображения.
На выставке представлен макет одной из самых значительных работ Антонио Гауди гражданского плана – жилой дом барселонского семейства Мила, после окончания которой Гауди полностью переключился на работу над проектом церкви Искупления Святого Семейства – Саграда Фамилия..
Публика прозвала дом Мила, это своеобразное причудливое строение, Каменоломней (по-испански Ла Педрера) за необычное конструктивное решение в целом, а также за оригинальные построения опорной части и оформления.
Частично открытые внутренности здания показывают его внутреннее устройство, в котором Гауди новаторски применил монолитную железобетонную конструкцию, где стены не являются несущими нагрузку элементами.
Увидеть макет одного из лучших творений архитектора Гауди – знаменитый дом семьи Мила (Каменоломни) можно на Петровке 25 – музей современного искусства организовал выставку его творчества.
Неровные стены постройки похожи на морские волны, а кованые решетки балконов – просто отдельные произведения искусства. Дом имеет два внутренних дворика, куда выходят окна всех квартир помимо сообщения с уличным пространством. Это позволяет обходиться без кондиционеров в самую жаркую погоду.
Крыша Каменоломни украшена множеством архитектурных элементов, среди которых даже ведутся съемки фильмов. В старинном зале особняка – музея над макетом необычного дома поместили некий экран, либо обеспечивающий отражение кровли для осмотра, либо предохраняющий ценный экспонат от обрушения частиц потолочной росписи от незавершенной реставрации.
Старинная колоннада коринфского ордера украшает одно из помещений музея современного искусства. Это то немногое, что осталось от украшений бывшего дворца уральского заводчика.
Далее на нашем слайдере представлены отдельные фрагменты выставочной экспозиции, отражающие основные этапы творчества Гауди. Можно увидеть подлинный набор чертежных инструментов зодчего (готовальню), а также макеты многих зданий Барселоны, построенных по его проектам.
Гауди — очень многогранный талантище, действительно. Но макеты тортов удивили! А что касается главного входа в это здание музея — эта лепнина великого современного мастера испортила историческое здание не менее великого архитектора. Украшения входа смотрятся неуместными, тяжеловесными.