Пензенская картинная галерея имени Савицкого, работающая с 1892 года, основана благодаря бывшему губернатору Селиверстову. Здание в 1912 году построил зодчий фон Гоген, автор питерской мечети и дома балерины Кшесинской. В нем до революций работал банк, после – губернский и областной комитеты партии большевиков (позже — КПСС). Только в 1986 году в приметном здании разместилась картинная галерея имени Савицкого, ровесница Третьяковской.
Знатоки могут спорить с хронологией, но именно в 1892-м Третьяковка стала собственностью Москвы, а Пенза получила подарок бывшего губернатора. После переезда это собрание живописи, невиданное для провинциальных музеев по разнообразию, получило достойное вместилище. Совершенно асимметричное строение с нижним ярусом из финского гранита, монументальным входом украшено яркой майоликой. Выделяются оригинальная башенка-ризалит с граненым куполом, треугольный балкон на неодинаковых консолях, словно падающий.
Блестящая коллекция в достойном здании
Внутренние помещения здания, модернистского снаружи, оформлены в классическом стиле, особо шикарно декорирован парадный зал. В нише за массивными колоннами – работы выдающихся российских портретистов. Среди мужских поясных выделяется фигура Екатерины Великой на полотне Левицкого. Упомянутые колонны и входной портик предваряют высоченный потолок, фриз под которым украшен лепниной. Ее авторство приписывают Константину Клодту, внуку знаменитого скульптора, мастера конских фигур.
Зеленый зал украшен целым кругом люстр, предусмотрено и точечное освещение произведений. Два ряда стульев указывают на лекционное использование помещения, оно для этого вполне подходит. Торжественное оформление, от освещения до драпировки двух ярусов окон, создает приподнятую обстановку приобщения к прекрасному. Показывая произведения живописной классики, здесь же картинная галерея имени Савицкого разместила некоторые привлекательные произведения прикладного искусства.
Некоторые экспонаты парадного зала
Порадовавшись возле установленной над лошадкой новогодней красавицы, подходим к шеренге витрин с декоративными экспонатами. Это преимущественно фарфоровые изделия, высоко ценимые во времена губернаторства Селиверстова, и не только. Тогда посуда из благородного материала не была предметом обихода, использовалась по праздникам и для украшения. Не будем прикидываться знатоками благородного фарфора, гадать о происхождении и авторстве представленных изделий.
С посудой все понятно, назначение при любой росписи — либо для стола, либо напоказ. Статуэтки – изделия/произведения еще более конкретного назначения, призванные услаждать взор без особенного умствования. Они хотя и имеют собственные сюжеты, но оцениваются по красоте росписи и пластическому совершенству. Скульптуры из фарфора полноценными скульптурами не воспринимаются, причины не совсем понятны. Возможно, слишком часто они становятся жертвами неосторожного обращения?
Шедевры спорные и безусловные
Живописных полотен в парадном зале относительно немного, при этом картинная галерея имени Савицкого гордится отсутствием копий. Крайний случай для этого собрания – выставить авторское повторение, как в случае с полотном Флавицкого. Это не буквальное копирование, это более ранний вариант произведения по сравнению с выставленным Третьяковым. Заточенная в темницу, с хлынувшим через окошко камеры потоком воды, эта ложная наследница престола была тиражирована самим создателем.
Пусть небольшие по размерам, но подлинные пейзажи Айвазовского размещены слева от полотна Флавицкого. При всей плодовитости великого мариниста, далеко не каждый областной художественный музей выставляет его картины. Справа вывешен Морской вид, работа М. Бочарова, с первого взгляда ее часто принимают за Айвазовского. Картинная галерея имени Савицкого на самом деле выставляет еще одну его картину, Утро, попробуйте найти при посещении, мы переходим в следующий зал.
Картинная галерея имени Савицкого – многообразие экспонатов
Далеко не одни живописные полотна демонстрирует картинная галерея имени Савицкого, это прослеживается при осмотре. Многочисленны здесь шедевры мебельщиков, от отдельных предметов до целых гарнитуров. Набор из столика, кресла и кушетки выделен подстеленным ковром. Высокие черные постаменты облегчают осмотр небольших скульптурных произведений, значительно между собой различающихся. Ближайшая – работа Августа Карловича Тимуса, заведовавшего скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода.
Венера и Купидон выполнены не из мрамора, это изделие из фарфора. Особый состав для фигур большого размера сам же скульптор и разработал. Возле дальней стены зала на таких же черных подставках демонстрируются две работы Врубеля из майолики. Разница с фарфором по составу и способу обработки невелика, отличие прежде всего в многоцветной росписи. Живопись подробно не описываем, упомянем две работы возле окна. Та, что побольше – пейзаж Озеро, работы Исаака Левитана, ниже картина Константина Коровина Восточная фантазия.
Константин Савицкий – работы и рабочее место
Член Товарищества передвижников Константин Савицкий появился в Пензе уже состоявшимся, признанным художником, академиком живописи. Он был назначен директором художественной школы имени бывшего губернатора Селиверстова, основанной вместе с галереей. Здание в классическом стиле, построенное на завещанные им деньги, используется и сейчас. Нынешняя картинная галерея имени Савицкого первого директора видеть не могла, это понятно из изложенного. Зато здесь представлены многие его работы.
Художник блестяще владел мастерством портретиста, прекрасно писал пейзажи и жанровые полотна. Заплаканная женщина с хмурым ребенком (Не сошлись характерами) соседствует с коровьим стадом (Полдень). Напротив выделяется масштабная акварель Косино, рассказывают, что здесь Савицкий сделал предложение будущей супруге. Много его работ и в других музеях, в том числе в Третьяковской галерее. Непонятен поступок ее основателя, убравшего автограф Савицкого с совместной работы с Шишкиным. Именно таково Утро в сосновом лесу, медведи – кисти Савицкого.
Воспроизводит картинная галерея имени Савицкого и рабочее место первого руководителя, возможно, чисто символически. Портрет написан Николаем Грандковским, преподавателем, приглашенным директором из Москвы. Оригинал работы – в Третьяковской галерее, копию выполнил выпускник училища 1979 года Алексей Шалаев. Неизвестно, намеренно ли на письменный стол поставили оригинальный керосиновый светильник. Визуально он напоминает вазу с кистями, нарисованную на портрете.
Судя по отзывам современников, Савицкий был отличным педагогом, самостоятельно составлял программы обучения, пригласил хороших преподавателей. Сказался предыдущий опыт педагогической деятельности в художественных учебных заведениях обеих столиц. Константин Аполлонович ввел совместное обучение юношей и девушек, ликвидировав заложенный в завещании губернатора анахронизм. Об авторитете училища говорит зачисление отличников без вступительных экзаменов в академию художеств.
Знаменитый выпускник, выдающийся преподаватель – известные художники
При формировании постоянной экспозиции картинная галерея имени Савицкого не ограничилась выделением работ первого директора. Крупнейшее собрание картин Аристарха Лентулова, который закончил здешнее учебное заведение, экспонируется единым блоком. Один из лидеров объединения художников Бубновый валет, он ограниченно придерживался принятого в группе постимпрессионизма. Ранние произведения Лентулова сохраняют черты русской иконописи, не слишком отдаляются от натуральности реализма передвижников.
Таковы женский портрет и сценка Купальщицы над ним, фирменные черты творчества Бубнового валета проявляются позднее. Большинство зрелых работ этого мастера – городские пейзажи, где кубы и квадраты нового стиля выглядят органично. Рядом с названными – картина Мать современницы, художницы Натальи Гончаровой. Зал Лентулова лишь слегка разбавлен другими работами, образцами прикладного искусства. Многих интересует декоративный столик, инкрустированный пластинками различных минералов.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов был приглашен в училище после кончины Савицкого. Здесь он проработал с 1908 до собственной смерти в 1954-м. Сохранился преподавательский стол, сам по себе – произведение искусства, другие предметы меблировки. На столешнице подаренный Репиным фотопортрет, с надписью-посвящением талантливому ученику. Память об учителе Иван Силыч изложил письменно, в своих воспоминаниях. Не застав в живых Константина Савицкого, лежит рядом с ним на пензенском кладбище.
Представленные в экспозиции работы – ничтожная часть сокровищницы, картинная галерея имени Савицкого хранит более двух сотен полотен Горюшкина-Сорокопудова. Ученик Репина никогда не отклонялся от реалистического метода в своих произведениях. Модные веяния и течения не затронули его творчества, признала его талант и новая власть. Художник награжден орденом Трудового Красного Знамени, званием заслуженного. На торцевой стене кабинета – портрет живописца, выполненный на рубеже веков (1900 год) его коллегой Вахрамеевым.
Другие залы галереи имени Савицкого
По тональности декорирования от представленных ранее отличается зал западноевропейской живописи. Собрание бывшего губернатора содержало много работ художников Франции, Голландии и Германии, достаточно редких и ценных. Помещение оформлено в красно-розовом цвете, живописна драпировка окон, перекликающаяся с лепниной фриза. Картины здесь дополняются различными изделиями мебельщиков, древними фрагментами античных сооружений, скульптурами.
Статуэтка Скорчившийся мальчик, купленная Екатериной Великой, — единственная подлинная работа Микеланджело в России. Хранится в Государственном Эрмитаже, картинная галерея имени Савицкого выставила копию на почетном пьедестале. Произведение, немногим выше полуметра, нисколько не теряется среди крупногабаритных картин, которыми увешены стены. Одно только имя создателя оригинала, лучшего скульптора всех народов и эпох, привлекает даже к копии, выполненной с полной достоверностью.
По габаритам живописные экспонаты, купленные наследодателем, исключительно разнообразны, некоторые можно отнести к миниатюрам. Есть и крупные полотна, поэтому для нормального осмотра приходится перемещаться не только вдоль экспозиции. Но это не Эрмитаж и не Русский музей, картинная галерея имени Савицкого все же поменьше. Выставленные здесь произведения по большей части имеются в России в единственном экземпляре, требуют внимания. Только некоторые считаются написанными неизвестными, большинство имеют авторов.
Неизвестен, в частности, автор крупного полотна возле дверного проема. Изображены на картине вполне традиционные персонажи: Аполлон, хмельной Вакх и Венера с Амуром. Некоторое недоумение вызывает скрипка со смычком в руках покровителя искусств, слишком современный облик у инструмента. Такой она стала не раньше XVI века, скорее всего, картина написана тогда же либо позднее. Не будем отнимать права на авторское видение изображаемого сюжета, даже если не знаем по имени.
Проходим дальше, второй зал в зеленых тонах
Следующее помещение оформлено аналогично парадному залу, хотя несколько от него отличается. Здесь один ряд орнамента на фризе, там было два, попроще выполнены плинтусы. Но это сущие мелочи, на которые не стоит обращать внимания в художественном музее. Живопись здесь представлена в основном натюрмортами и пейзажами, некоторые из них – с жанровыми элементами. Это продолжение показа шедевров западноевропейского искусства, собранных покойным губернатором, которые он прижизненно завещал Пензе.
Как и в предшествующих помещениях, органичным дополнением живописным произведениям здесь выступают шедевры мебельщиков. В показанном уголке картинная галерея имени Савицкого поместила небольшое бюро и солидный секретер, объединенные единым устройством, с закрывающейся столешницей. Оформлены изделия по-разному, меньшее по размеру – гораздо проще. Однако еще больше разницы можно отыскать в обрамлениях картин. От простейших рамок до изощренных багетов, и далеко не всегда самые филигранные – у лучших произведений.
Заканчиваем осмотр одной из лучших галерей России
В заголовке нет никакого преувеличения, картинная галерея имени Савицкого такого эпитета вполне достойна. Статья намеренно не выполнялась в формате каталога, дано только общее представление о незаурядном собрании. Вместилище для коллекции предоставлено вполне достойное, банки всех времен любили хорошие здания и помещения. Не чурались памятников архитектурного прошлого и партийные лидеры, от большевиков прошлого века до нынешних правителей. Одна каменная лестница чего стоит, сами видите.
Возможно, читатели знают уже о филиале, которым обогатилась картинная галерея имени Савицкого стараниями и идеей второго секретаря обкома КПСС. Музей одной картины имени Мясникова, этого самого партийного чиновника, вошел в мировые рейтинги. Несколько неожиданная и необычная концепция даже отвлекает часть внимания от головного учреждения. Однако противоречий между ними не возникает, филиал выставляет в основном экспонаты галереи. Находятся они по соседству, посещать целесообразно за одно путешествие.