Среди построек императорской резиденции в Царицыно был предусмотрен и кухонный корпус, при строительстве он приобрел название Хлебный дом. Происхождение названия объясняют горельефами каравая и солонки, вензелями Х и С, то есть хлеб и соль.
Конфигурация здания прямоугольная с закругленными гранями, в контуре был первоначально предусмотрен внутренний двор. Ценность постройки повышена тем фактом, что частично она возведена под руководством великого зодчего Василия Баженова.
На высотном снимке коптера хорошо видна конструкция здания и то, как расположен Хлебный дом относительно других сооружений усадьбы. Среди них Большой дворец и храм иконы Божьей Матери Живоносный источник, нами уже описанный ранее. Видны и ближайшие окрестности усадьбы Царицыно, один из лучших ландшафтов в городской черте столицы. В ближайшем будущем будет опубликована статья и о главном строении резиденции.
По замыслу архитектора, Большой дворец и Хлебный дом связаны между собой стеной с парадным проходом, поэтому кухонному двору придан поистине дворцовый облик. Первоначальный замысел Баженова был в основном сохранен при восстановлении, только форма крыши выполнена слегка выпуклой. Такой ее сделал продолживший строительство Матвей Казаков, когда взбалмошная императрица отстранила предшественника.
Хлебный дом снаружи и из внутреннего двора
Оба великих зодчих старались на то время практически напрасно, не угодив Екатерине Великой. Хлебный дом некоторое время выполнял кухонные функции, пока шло строительство дворца и других сооружений. При Александре Первом для украшения парка павильонами изымали кирпичи из стен, от этого пострадал и Хлебный дом.
В 1850-х годах Николай Первый распорядился переделать строение под больницу и богадельню, но несколько лет работала только лечебница. Затем отдали здание ремесленному училищу, а с 1880-х годов помещения стали арендовать отдыхающие. После революции здесь наполовину стихийно организовалось коммунальное жилье, просуществовавшее до 70-х годов прошлого века.
Решение о восстановлении царского имения в первоначальном виде приняли в 1987 году, но известные исторические обстоятельства притормозили реконструкцию. Основные работы закончили лишь в 2006 году, и старинный Хлебный дом стал использоваться как экспозиционные площади музея-заповедника Царицыно.
Вид с северной стороны на Хлебный дом, особенно с достаточного расстояния, позволяет понять баженовскую идею оформления. Зодчий изобразил стеной здания вид на трапезную монастыря или столовую дворца из-за спин сидящих важных особ. Окна первого этажа при этом похожи на спинки стульев, декоративные круглые окна – на тарелки, а верхние окна сильно напоминают сидящих людей.
Замысел современных реставраторов сделать прозрачную крышу вместо сплошной, как предполагали Баженов и Казаков, вызвал много споров. Оппоненты упирали на недопустимость нарушения облика памятника истории и культуры. Однако в старину и технических возможностей таких не существовало, и действующим объект практически не был.
Получившийся в результате крытый, но освещенный солнечным светом атриум – великолепное место для массовых культурных мероприятий. Прозрачная крыша с видом на голубое небо многим кажется великолепной находкой архитекторов. Будь здесь глухая кровля, такого эффектного атриума не было бы, получился бы обычный крытый двор.
Облик атриума
Атриум превратил Хлебный дом в нечто большее, нежели памятник архитектуры федерального значения, чем козыряли противники новой крыши. Украшенный декоративными растениями и оборудованный удобными сидениями, внутренний двор стал хорошим местом отдыха. Наличие осветительной аппаратуры говорит о проведении концертов и спектаклей со световыми эффектами.
Видно по приведенным фотоснимкам, что посетившие Хлебный дом внимательно рассматривают необычное сооружение. Красиво здесь не только прозрачное перекрытие и кирпичные стены с оконными проемами, но и узорчатое покрытие пола. Большой красный занавес и настоящий концертный рояль однозначно говорят о культурной направленности сооружения.
Независимо от целей посещения Хлебного дома, будь то длительная экскурсия по всей усадьбе Царицыно или целевой поход на концерт, находиться в атриуме приятно любому. Даже фото достоверно свидетельствует о непринужденном поведении посетителей. Еще раз убеждаешься в правильности архитектурного решения по прозрачной кровле.
Пусть портативный, но мастерски изготовленный мастерами Германии орган значительно расширяет возможности исполнения специальных органных произведений. Редко где у нас можно услышать звучание старинного инструмента, кроме отдельных соборов. Здесь же можно послушать, наравне со церковной музыкой, светские музыкальные произведения, звучащие совершенно необычно с участием органа.
Зайдем в Хлебный дом
Достойного качества отделка обнаруживается даже на лестничных пролетах внутри здания. Каменные ступени тщательно отполированы, металлические решетки ограждений смотрятся солидно и надежно, в то же время ажурны и не тяжеловесны. Неизвестно, есть ли в планах устроителей музея установка лифта, но не очень здоровым людям столько прошагать будет непросто.
Изначально никто не собирался восстанавливать все кухонные помещения, которыми изначально был оснащен Хлебный дом. Количество выставочных площадей в немаленьком зале способно одновременно и содержать постоянную экспозицию, и устраивать временные тематические выставки, вернисажи художников и иные мероприятия.
Постоянная экспозиция Хлебного дома состоит из коллекции археологических находок и выставки прикладного народного искусства. Выставка анималистики представляет фигурки животных из керамики. Некоторое время экспонировалось собрание произведений братьев Гроот, один – портретист, второй – анималист при дворе Елизаветы Петровны и Екатерины.
В представленной постоянной экспозиции собраны предметы, произведенные народными умельцами на обширной территории. Смотря по возрасту находки, это и владения бывшей Российской империи, и республики распавшегося Советского Союза. Конечно, здешняя коллекция уступает собранию Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, но и Хлебный дом имеет неплохое собрание.
Свидетельством тому — экспозиция старинной металлической посуды, произведенной мастерами художественной обработки металлов. В витринах изделия различного назначения, возраста и техники исполнения. Изготовлены они и на Кавказе, и в Средней Азии – регионах, издавна славящихся мастерами работы с металлом, и в других местах.
Хлебный дом как хранилище древностей не ограничивается только выставочной деятельностью. Предусмотрены специальные помещения для коллективного творчества, принимающие и детей, и их родителей.
Здесь можно научиться многим видам творчества или продемонстрировать ранее приобретенные умения. Обстановка старинного здания преобразует мастер-классы художников в священнодействие.
Направляясь в усадьбу Царицыно, обязательно рассчитывайте посетить и Хлебный дом. Ведь это творение великих зодчих, памятник которым найдете неподалеку, само по себе достойно внимания. Роскошный атриум и органные концерты еще более повышают его привлекательность.