Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Погода Moskva

ясно

9 °C
Ветер
1.81м/с
Давление
763 мм рт. ст.
Влажность
82 %

Музей декоративно-прикладного и народного искусства всероссийского статуса демонстрирует действительно выдающиеся образцы произведений этого вида творчества, прямо связанного с человеческим бытом. Предметы, созданные мастерами этого вида искусства, находятся в непосредственном контакте с людьми в их повседневной жизни наравне с архитектурой. Расположено это хранилище в Москве, в здании постройки XVIII века, бывшей усадьбе графа Остермана.

Современная экспозиция музея декоративно-прикладного и народного искусства включает собрания нескольких ранее существовавших хранилищ, старейшим из которых был Кустарный музей. Он был создан в 1885 году, спонсировался текстильным фабрикантом Сергеем Тимофеевичем Мамонтовым, родным братом известного мецената Саввы Мамонтова. Количество экспонатов нынешнего музея превышает 200 тысяч предметов и постоянно пополняется дарами коллекционеров, авторскими работами художников, изделиями предприятий промышленности и народных промыслов.

Мебель из собрания музея декоративно-прикладного и народного искусства

Коллекция крестьянской мебели включает несколько широко употребляемых предметов обстановки. Простые напольные шкафы, дополнительный застекленный шкафчик и массивный стол служили, очевидно, семейству сельских жителей российской глубинки. Всем изделиям присуща прямоугольность очертаний, использованы схожие по окраске и сюжетам элементы декора дверок шкафов и ящичков.

Мебель крестьянского семейства в музее декоративно-прикладного и народного искусства. Обыденные вещи тоже старались украшать народным орнаментом.

Несколько керамических сосудов соседствуют в экспозиции с красочно расписанными деревянными изделиями. Дополняет мебельный комплект солидных размеров сундук, подобные хранилища для вещей в России были традиционными для жилищ всех слоев населения.

Следующая группа предметов мебели – не гарнитур, а отдельные изделия. Представлены по несколько экземпляров кресел и небольших столиков. Кресла, помимо расцветки обивочной ткани, различаются формой подлокотников, которые выполнены из нескольких деталей либо изгибанием цельного элемента. Особо выделяется кресло на переднем плане, в котором поручни поддерживаются живописными фарфоровыми фигурками.

Образцы столиков, которые предназначены для использования в качестве рукодельных или туалетных, снабжены боковыми ящичками для принадлежностей, соответствующих назначению. Формы столешниц разнообразны, от прямоугольной и полукруглой до фигурной. Поверхность столешниц как однотонная, так и выполненная с использованием инкрустаций из древесины более светлых пород.

В музее декоративно-прикладного и народного искусства представлены образцы изделий мебельщиков. Рукодельные и туалетные столики, кресла разных конструкций.

Привлекательность группе вещей придает настенный ковер с рисунком восточного сюжета в спокойных цветовых тонах.

Другая мебельная группа – отчасти единый комплект в составе дивана со сплошной деревянной спинкой и стола со скошенными углами на массивной резной ножке, дополненных парой стульев. Приставленный с краю третий стул отличается формой подлокотников и конструкцией спинки. Причудливой формы предмет на заднем плане – то ли многоуровневый столик, то ли своеобразная этажерка, изделие очень своеобразное и привлекательное. Гарнитур же украшен искусной шкатулкой-часами с копией памятника Минину и Пожарскому на Красной площади.

Изысканная мебель демонстрируется в музее декоративно-прикладного и народного искусства как наборами единого стиля, так и отдельные изделия.

Заключительный комплект мебели для гостиной – полноценный гарнитур для семейного или дружеского времяпровождения. Небольшой аккуратный сервант, на котором выделяется узорное стекло дверцы, сочетается с круглым столиком. Пара стульев и кресло, выполненные в едином оформлении, дополнены необычным диваном двойного назначения.

Полноценный гостиный гарнитур выставлен в одном из залов музея декоративно-прикладного и народного искусства. Мастер использовал узорное стекло для дверок обеих предметов комплекта.

Боковины и верх спинки выполнены в виде шкафчиков и закрытой полки, составляющих с диваном единое целое. Стекла в дверцах шкафчиков аналогичны стеклу в серванте, что подчеркивает цельность ансамбля. Изделие украшено двумя фигурками в образованной отделкой рамке. Бронзовые часы на серванте, кубок на полке дивана и предмет из фарфора на столике представляют удачные примеры украшения интерьера.

Стекло, фаянс и фарфор

Стекло и фарфор применяются как для изготовления посуды каждодневного использования, так и для парадных сервизов, праздничных бокалов и чисто декоративных предметов украшения интерьера. Сочетание стекла и позолоченных металлических деталей, либо золотые ободки на сосудах выглядят шикарно и несомненно украшают гостиную.

Практикуется также использование цветного стекла, преимущественно окрашенного в разные оттенки синего или красного, хотя можно встретить и другие цвета. Витрины музея декоративно-прикладного и народного искусства представляют множество стеклянных изделий различного назначения.

Экспозиция уникальных стеклянных изделий в витринах тематического зала музея декоративно-прикладного и народного искусства. В образцах использовано цветное стекло и разные методы механического нанесения узоров.

Фарфор и фаянс каждый человек, как правило, держит в руках по нескольку раз ежедневно. Тарелки и кружки изготовлены преимущественно из этих материалов, производители стараются сделать красивой и повседневную посуду. Многие же музейные экспонаты выполнены специально для украшения человеческих жилищ. Хороший пример такого изделия – фарфоровый львенок, изображенный в необычной позе, с повернутой назад головой, причем неестественность такого поворота совсем фигурку не портит.

Забавный фарфоровый львенок демонстрируется в музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Фаянс и фарфор первыми произвели китайцы, обжигая глиняные изделия при высоких температурах. Фаянс имеет пористое на изломе строение, фарфор же пор не имеет, его производят при более высокой температуре. Европейцы самостоятельно получили фаянс на 10 веков позже китайцев, в XV веке, название произошло от итальянского города Фаэнца.

Из российских глин фарфор получил первым Д. Виноградов в середине того же столетия. Мировая известность  фарфора  фабрик Кузнецова говорит о высоком качестве и нашего фарфора. В этом можно убедиться при осмотре экспозиции музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Коллекция фарфоровых статуэток в музее декоративно-прикладного и народного искусства. Люди в красочных костюмах изображены в различных позах и жизненных ситуациях.

Фарфоровое производство самых знаменитых европейских марок основано в начале XVIII века  и ассоциируется с немецким городом Мейсен и французским Севром. В России бывшая частная мануфактура, где три года колдовал над рецептом фарфора ученый Виноградов, стала Императорским фарфоровым заводом. Традицией стало изготовление именных сервизов с портретами членов царствующей семьи.

Выставленные в музее декоративно-прикладного и народного искусства изделия из фарфора советского периода выполняли агитационные и пропагандистские функции.

После октябрьского переворота 1917 года фарфор стал средством агитации и пропаганды, сменив прежние сюжеты на революционные лозунги и плакаты. Следует признать, что качество советского фарфора ни в чем не уступало императорскому.

Деревянные скульптуры, игрушки и орудия

Дерево издавна было главным материалом для многих изделий, из него строили жилища и делали орудия труда. Развлечения маленьких детей и украшения для дома тоже часто изготавливали из древесины. Наиболее известные игрушки для детей, которые могли служить и декоративными элементами жилища, изготавливали богородские и нижегородские мастера.

Богородская резьба по дереву произошла от древнего ремесла в Троице-Сергиевом монастыре, центром ее развития была деревня Богородское. Эта резьба отличалась тонкой проработкой деталей, сохранение поверхности дерева без каких-либо покрытий.

Деревянная скульптура в экспозиции музея декоративно-прикладного и народного искусства. Основные производители – мастера Новгорода и Богородского, деревни в Московской области.

Нижегородские изделия отличались тщательной шлифовкой поверхностей и покрытием бесцветными лаками.

Игрушки для детей из дерева изготавливали и в других регионах России, и в каждой местности они чем-либо отличались от собратьев. Четкая проработка деталей могла уступать место упрощенному, даже схематичному изображению исходных предметов.

Менялись цвета, которыми раскрашивались игрушки, вырезание отдельных элементов заменялось их графическим изображением. Различными были орнаменты и узоры на народных изделиях. Все это разнообразие демонстрирует экспозиция музея декоративно-прикладного и народного искусства, посвященная деревянной скульптуре и игрушкам.

Свои манеры выполнять игрушки и куклы из дерева существовали в разных регионах России. Многие типы представлены в музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Есть в экспозиции и детский уголок, в котором показаны предметы, используемые при уходе за ребенком, а также для детских развлечений и досуга. Деревянный комод нужен для хранения детских вещей, на материнском стуле – прялка, позволяющая совмещать домашнюю работу с уходом за ребенком. Главный предмет уголка – детская люлька для укачивания малыша. Добротно сделанные расписные санки пригодятся для зимнего катания со снежных горок, есть и игрушки для домашнего использования.

Музей декоративно-прикладного и народного искусства демонстрирует вещи для ухода за детьми и их развлечения.

Элементы художественного оформления жилища и необходимые в хозяйстве предметы выставлены в экспозиции деревянных изделий. Здесь представлено несколько вариантов наружного оформления оконных проемов – красочные наличники и ставни, украшенные резьбой по дереву.

В центре – расписные сани для зимней езды на запряженной лошади, одна из деталей упряжи, хомуты, висят на стене. Из хозяйственной утвари для демонстрации выбран сундук, украшенный народной росписью, здесь же детские санки для зимних развлечений.

Образцы деталей оформления деревянных домов в музее декоративно-прикладного и народного искусства соседствуют с принадлежностями для езды на лошадях.

Следующая экспозиция начинается с отдельно выставленного образца древнерусского сосуда – братины, изготовленной из цельного древесного ствола. Это пример художественной росписи деревянных изделий, выполненной в известной хохломской технике.

Юные посетители музея декоративно-прикладного и народного искусства внимательно слушают пояснения экскурсовода у стенда образцов ручных прялок.

В соседней витрине выставлены предметы домашней утвари – кухонные разделочные доски и вертикальные части ручных прялок (лопати). Такие прялки были простейшими приспособлениями для получения из отдельных волокон путем скручивания непрерывных нитей. Кроме разных вариантов росписи, для их украшения применена глухая резьба по дереву с изображением различных орнаментов.

Ткани и костюмы

Первый экспонат, раскрывающий тему следующей экспозиции – ткацкий станок, который по признаку материала изготовления мог бы относиться и к предыдущей теме. Устройство полностью выполнено из деревянных деталей, это простейший механизм для получения полотна из непрерывных нитей.

Ткачество было одним из древнейших ремесел, которыми владели люди, этот процесс образовался из сочетания простейшего плетения из лозы и способа получения непрерывных нитей.

Ткацкий станок и раскрашенные ручные прялки в музее декоративно-прикладного и народного искусства. Экспонаты, относящиеся к двум соседним тематическим собраниям – дерева и тканей.

Здесь же представлены красочно разрисованные ручные прялки, которые и служили для получения нитей из отдельных волокон.

Освоение процесса получения тканого полотна породило появление еще одного вида ремесел – швейного, или портняжного. Портные и швеи древности обходились нитями и иглой – одним из главных человеческих изобретений. Перенос отверстия для нити к острию иглы и еще ряд технических решений привели к созданию швейных машинок, и создание предметов одежды стало набирать обороты, превращаясь в фундаментальную отрасль промышленности.

Коллекция женских нарядов музея декоративно-прикладного и народного искусства отражает возросший уровень сложности швейных изделий, их разнообразия и эстетической привлекательности. Использованы ткани различной плотности и цвета, из волокон различного происхождения.

Парадная женская одежда представительниц обеспеченных сословий в музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Подборка женской народной одежды демонстрирует разнообразие покроев бытовых и праздничных нарядов россиянок. Широко используются контрастные черные и белые детали костюма, а также цветные элементы с разнообразными орнаментами и узорами. Представлены и различные дополнительные аксессуары – платки и накидки, иногда используются широкие пояса.

Музей декоративно-прикладного и народного искусства имеет обширную подборку народной женской одежды, от повседневной до праздничной.

В этой подборке нашлось место и для ручных прялок, рисунки на которых перекликаются с цветными частями образцов одежды.

Экспозицию раздела завершают образцы ажурных кружевных полотен. Плетение  кружев является одним из видов народных промыслов, имеющих древнее происхождение и долговременно сохраняющих отличительные признаки места происхождения. Свои отличия имеют кружевные изделия из Вологды и Торжка, Ельца и Галича.

Кружева различных творческих направлений представлены в музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Кружева широко используются для отделки одежды и белья, традиция эта заложена еще Петром Первым с его пристрастием к европейским костюмам. Применяются кружевных изделия для скатертей и покрывал, реже для создания кружевных блузок и платьев.

  Лаковая роспись

В современном стиле оформлена экспозиция лаковой росписи, хотя этот вид народного творчества имеет давнее происхождение и богатые традиции. Представлены разнообразные емкости в виде шкатулок и ларцов, табакерок и коробочек для чая. Блюда и подносы также имеются в обширной коллекции музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Оригинальные подставки контрастной окраски оттеняют разнообразие расцветок и рисунков на выставленных изделиях. Умело организовано и освещение экспонатов, что немаловажно для адекватного восприятия.

Просторный зал лаковой живописи в музее декоративно-прикладного и народного искусства. Многообразные экспонаты доступны для детального рассмотрения.

В разных регионах нашей страны сложились собственные традиции и школы художественной росписи. По большей части исполнители этого вида народного прикладного творчества воспитывались на иконописных традициях соответствующих регионов, развивая и дополняя заложенные культовой живописью традиции.

Большинству региональных школ присущи четкость линий рисунков, яркие и насыщенные тона росписей. Сюжеты используются самые разнообразные, в основном изображающие движущиеся повозки, танцующих или просто движущихся людей.Посетители музея декоративно-прикладного и народного искусства охотно фотографируют экспонаты зала лаковой живописи.

Если растительные орнаменты хохломской и городецкой росписи деревянной посуды и других изделий четко воспринимаются даже с некоторого расстояния, то филигранные сюжетные миниатюры Палеха или Федоскино нужно рассматривать вблизи, что вполне выполнимо в просторном выставочном помещении.

Элегантные образцы ларцов, шкатулок и табакерок, баночек для чая в музее декоративно-прикладного и народного искусства.

За рамками данного обзора остались костяные изделия северных народностей России, роспись металлических подносов подмосковного Жостово и уральского Нижнего Тагила. Можно было бы рассказать о таком жанре, как вышивка, более подробно описать гжельскую и дымковскую технику керамики.

Следует заметить, что никакое описание не заменит личного посещения и осмотра богатого собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, который всегда открыт для любознательных посетителей.

Нет комментариев

Войдите, чтобы добавить комментарий