Приусадебная церковь в подмосковном имении Черная Грязь князей Кантемиров была построена в 1722 году, за год до смерти основавшего ее Дмитрия Константиновича Кантемира. Дальнейшим обустройством храм в Царицыно (позднейшее название имения) обязан его сыну Матвею.
Усадьбу выкупило государство для строительства резиденции Екатерины Великой, роскошные хоромы строили сначала Василий Баженов, затем Матвей Казаков. Не приглянувшийся императрице комплекс достраивали в переходный период истории, с 1984 по 2007 годы.
Неизвестно доподлинно, что не устроило Екатерину в новостройках, но на снимке квадрокоптера они смотрятся просто великолепно. Достройка завершена не очень давно, но теперь Царицыно – целый комплекс с парком и музеем. На фоне каскада водоемов с необычными сооружениями и целого набора дворцов скромно выглядит храм в Царицыно, обозначенный на высотном снимке стрелкой.
Тот древний храм появился в 450-м году, в ознаменование чудесного исцеления слепца тиной из источника. Голос Богоматери продиктовал императору Льву Первому способ излечения, он и основал храм Богородицы Живоносный источник. Описывающая явление Богородицы икона помещалась в посвященных ей храмах, которые сейчас оказались в Украине, Белоруссии и России.
Храм в Царицыно, в черте Москвы
Постройка 1722 года была возведена взамен деревянной церкви бояр Стрешневых, ранее владевших имением. При строительстве дворца Баженов сохранил храм в Царицыно, затем он пережил несколько перестроек и достроек, последнюю выполнил архитектор Лавин. Закрыли церковь только в 1939 году, использовали ее для размещения электрического трансформатора. В 70-х годах прошлого века там была типография, затем столярная мастерская. Вернули РПЦ храм в Царицыно в 1990 году, отсутствие серьезных разрушений позволило вскоре освятить церковь и возобновить богослужения.
Снимок с северо-востока дает представление об архитектурном облике, который имеет храм в Царицыно в наши дни. Не совсем обычна четырехгранная форма алтарной апсиды, обычно очертания плавные. В остальном все традиционно – четверик основания, на нем восьмерик центрального объема. Далее прямоугольная трапезная и колокольня, выполненная заодно со всем храмом.
Табличка с традиционным предупреждением о государственной охране сообщает некоторые сведения об основателе церкви. Стоит сказать, что ученые труды Дмитрия Кантемира имели историческую и философскую направленность, касались Молдавии и Османской империи. Он же написал первый исторический роман на молдавском языке. Политических событий и званий в жизни Кантемира было значительно больше.
Будучи сыном правителя (господаря) Молдавии, сам он в должности был утвержден турецким султаном с проволочками и затяжкой времени. Вопреки поставленному султаном условию готовиться к войне с Россией, пошел на союз с Петром Первым, участвовал в Прутском походе, затем жил в России. Кантемир – старший был императорским советником и соратником, получил титул светлейшего князя, был сенатором в звании тайного советника.
Внутреннее убранство храма в Царицыно
Название храму было дано в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник», а первая такая икона получила имя от византийского храма около Константинополя. Считается, что образ помогает женщинам, желающим зачать ребенка.
В храме два придела: северный великомученика Дмитрия Солунского, южный — Казанской иконы Богородицы.
В храме открыта православная библиотека, воскресная школа, действует центр «Живоносный Источник», который помогает в оказании психологической и юридической помощи.
Внешний облик храма в Царицыно
Колокольня, служащая и входом в храм в Царицыно, состоит из четырех уменьшающихся по высоте ярусов. Над входом – мозаичное изображение Богоматери с младенцем, рядом с дверями виденная ранее табличка. Второй ярус с обычным остеклением – обитель звонарей, звонница занимает два верхних яруса.
Самый высокий третий ярус предназначен для наиболее крупных колоколов, площадь проемов там наибольшая. Проем очерчен большой аркой, внутри которой – две узких, сходящихся посередине в единое отверстие. На четвертом ярусе внешней арки нет, проем и колокола поменьше. На четырехскатной крыше — световой барабан со сравнительно небольшим куполом.
Летние окрестности, окружающие храм в Царицыно, весьма живописны и ухожены. Ровно подстриженная трава газонов отделена бордюрами от аккуратных пешеходных дорожек. Вокруг строения много деревьев, особенно выделяется гигантская лиственница, явно солидного возраста. Люди в церковной ограде передвигаются неспешно и солидно, только неугомонные детишки могут и побегать, и на травке поваляться.
Зимний вид почти с той же точки демонстрирует сильно изменивший свой облик храм в Царицыно. Стволы и ветви лишившихся листвы деревьев стали почти невидимыми, не похожа на себя летнюю потерявшая хвою лиственница. Немногочисленные прохожие одеты совсем иначе, рождественский лозунг на ограде напоминает об и так очевидном времени года.
Зато зимой ничего не мешает рассматривать внешний вид и конструктивные особенности, характеризующие храм в Царицыно. Бросается в глаза избранный строителями способ выделения значимых элементов здания. Используется окраска в белый цвет пилястров и оконных наличников, еще некоторых деталей строения.
Как и вся русская природа, окрестности церкви имеют свои прелести в любой сезон года, да и погода каждая хороша. Тем более безразлична сезонность в применении к духовному убежищу, если только туда влечет истинная вера, а не привычка либо притворство.