Появившийся в конце 2011 года институт русского реалистического искусства интересен и местом размещения, и экспозицией. Музей с нестандартным названием демонстрирует работы русских художников прошлого века, созданные при советской власти.
Частное художественное собрание заняло здание бывшей котельной ситценабивной фабрики, работавшей с 1823 до 1915 года. Строение капитально отремонтировано, на укороченной до безопасной высоты трубе нанесена крупно аббревиатура, обозначающая институт русского реалистического искусства.
Подобным образом использована территория автозавода имени Ленинского комсомола, там разместилось хранилище другой направленности – музей Московский транспорт. Посещающих институт русского реалистического искусства встречает холлом, на стене которого проставлены хронологические рамки экспозиции. Ниже в оригинальной форме анонсируются выставленные произведения, представленные фрагментами изображений и небольшими текстами.
Часть первого этажа занята помещением для массовых мероприятий со зрителями. Оконный проем холла выходит на противоположную сторону, в него виден основной фабричный корпус гораздо большей этажности.
Описание экспозиций залов первого этажа размещено в деревянной раме, в простенке между двумя коридорами. Поясняющие тексты совсем короткие, основные сведения обещаны в самих помещениях, возле произведений. В первом зале художественной выставки демонстрируются работы Союз русских художников.
Такое объединение существовало в 1903-23 годах, многие искусствоведы считают, что эти художники стали первыми деятелями русского реализма в живописи XX века. Образовали его некоторые передвижники, не вошедшие в Ассоциацию художников революционной России, и отошедшие от символизма члены петербуржского Мира искусства.
Институт русского реалистического искусства – первый этаж
Помещения первого этажа основавший институт русского реалистического искусства, современный меценат Ананьев сделал отличающимися по окраске стен. Дореволюционные произведения размещены в фиолетовом зале, резкий переход к красному обозначает смену общественного строя. Здесь городские и сельские виды, пейзажи всех сезонов.
На торцевой стене — самая крупная в этом зале работа. Полотно с простым названием Деревенские мальчишки написано художником Богдановым-Бельским в 1916 году. Автор был членом Товарищества передвижников, академиком живописи. Сюжет и ландшафт картины типичны как для него, так и для других мастеров того времени.
Красный зал представляет художественные произведения, написанные после революций 1917 года. На длинной стене несколько работ, в том числе крупное полотно с Горьким и Ворошиловым в тире, автор Сварог (Коровин). Представлены работы Александра Герасимова, этот художник часто рисовал Ленина, Сталина и других деятелей большевизма. Его работа слева – о встрече шаха Ирана с президентом США Франклином Рузвельтом.
Далее размещены еще две картины А. Герасимова – портреты опирающихся локтями о стол красного командира, рядом – художника-гравера Троицкого. Справа от прохода снова изображение маршала Ворошилова, уже в чиновничьем кабинете, 1929 год. Портрет выполнен Исааком Бродским, виднейшим реалистом 1920-30-х годов.
Институт русского реалистического искусства также располагает картинами Александра Дейнеки, Героя соцтруда и лауреата Ленинской премии.
Торцевая стена окрашенного серым цветом помещения представляет картины о спорте. Похожи на полотна Дейнеки, но только похожи. Это работы Ольги Ваулиной 1930-х годов, в центре – В физкультурном зале, справа – Борьба стоя.
Этот зал демонстрирует работы разных жанров, представлены и пейзажи, и портреты, и натюрморт. Крупногабаритная картина с сиреневым букетом относится именно к натюрмортам, выполнена она Порфирием Крыловым в 1950 году. Автор – член квартета карикатуристов Кукрыниксы, разносторонний мастер живописи и графики. Рекордсмен по Сталинским премиям – пятикратный лауреат, имел и Ленинскую, и Государственную, и Звезду Героя.
Последний нижний зал и путь наверх
Зал с более мягкой расцветкой стен представляет работы нескольких наиболее известных представителей русской живописи первой половины прошлого века. Сергей Васильевич Герасимов начинал с импрессионизма, позже перешел в господствующий стиль. На торцевой стене его городской и сельские пейзажи, портрет жены за столиком с букетом сирени.
На правой стене картины Аркадия Пластова, рисовавшего по большей части произведения о сельском быте. Причем в родной деревне. Такова картина Овцы пасутся, выполненная в 1944 году, и Деревенский март (1948). Известны его произведения о войне, особенно Фашист пролетел. Институт русского реалистического искусства представляет полотно военной поры (1941 год) – Один против танков.
По пути к лестнице на второй этаж минуется вся анфилада уже обойденных разноцветных залов. Некоторые работы повторно привлекают внимание, как автопортрет художника Горелова Г.Н. на краю серой стены. На следующей, красной, — уже виденный портрет Ворошилова в его наркомовском кабинете.
Один из маршалов-долгожителей, Климент Ефремович будет персонажем еще многих портретов и жанровых картин. Однако пора переходить от послереволюционного, военного и первого послевоенного периодов к произведениям второй половины XX века. Еще раз обращаем внимание на резкие, контрастные цвета стен, отражающихся в зеркальных полах.
Бывшая фабричная котельная переоборудована под институт русского реалистического искусства довольно основательно, даже лифт установлен. Многие посетители на второй этаж все же поднимаются по лестнице, чтобы не ожидать подъемную кабинку. Это нетрудно и интереснее подъема лифтом, поскольку лестница облицована литыми чугунными панелями и оборудована такими же балясинами перил.
Из дерева изготовлены только накладные брусья поручней. Так же устроено ограждение проема второго этажа, куда поднимающиеся по лестнице попадают даже быстрее, нежели граждане, воспользовавшиеся услугами лифта. Целесообразно пользоваться подъемным механизмом при посещении экспозиции третьего этажа, представляющего работы последних лет.
Второй этаж музея реализма
Как уже говорилось, второй этаж институт русского реалистического искусства отвел под выставку произведений второй половины прошлого века. Именно на культуре этого периода воспитывался основавший музей бизнесмен, пожелавший реализм увековечивать и изучать, пропагандировать искусство разными методами.
Поднявшиеся на второй этаж находят там не только преодоленный лестничный проем, но и еще один. Видимо, при переоборудовании не стали заделывать монтажные проемы, необходимые для доставки энергетического оборудования. Что касается отделки, то полы здесь такие же зеркальные, как внизу. Выглядит более бледной, спокойной расцветка стен доступных взгляду помещений.
Вынесенные на плакат слова: Космос – БАМ – Стройка смотрятся как девиз послевоенного поколения советских людей. Даже перед осмотром экспозиции становится ясным, чему будет посвящено большинство работ. Отчасти эти ожидания оправдываются, но находятся и работы иного плана. Негативные вещи, даже проблески критики системы тоже встречаются, благо сейчас за это не преследуют.
Первая же экспозиция размещена на стенах приглушенного тона окраски, в отличие от кричащих расцветок первого этажа. Полы столь же явно отражают картины, просматриваются даже детали. Насколько можно понять издали, сюжеты картин разнообразны, но преобладают групповые сцены. Есть одна на фоне горного пейзажа, один интересный зимний вид вдалеке.