Выполненный одним цветом зимний пейзаж производит впечатление воздушности и восхищения русской природой. Сочетание дальнего и ближнего планов художник Браговский удачно, выражая перспективу, а вот назвал прозаично – Дорога в магазин. Автор расположенной рядом картины – художник Попков, мастер, очень рано от нас ушедший и при жизни недооцененный.
Это совсем иного плана жанровая картина большого формата, висящая рядом с проходом к следующим экспозициям. На ней запечатлена встреча работавшего на полеых зарисовках художника с пахарем, чей трактор виднеется за спиной. Содержание их разговора можно выдумывать во многих вариантах, но бесполезно. Изображенная граница вспаханного поля и нетронутой целинной травы тоже можно трактовать по-разному.
Такие разные русские реалисты
Своеобразны экспонаты следующего раздела экспозиции второго этажа, где институт русского реалистического искусства представляет новых авторов. Слева работы Игоря Павловича Обросова, сына репрессированного директора института имени Склифософского. Работал на различной основе – холст. ДВП, оргалит. Белая ночь. Стог написана темперой на оргалите, 1937 г., Отец и мать – темперой на ДВП, Портрет художника – маслом на холсте.
На дальней стене жутковатая картина Михаила Савицкого – Шинель отца, предположительно изображены похороны, но почему-то без гроба. Рядом городской пейзаж Минска. Верхний город кисти Данцига, работа понятная, но совсем иного жанра. Этим и характерен институт русского реалистического искусства, что размещает по соседству разноплановые полотна.
Отдельный зал институт русского реалистического искусства предоставил под картины Виктора Иванова, ветерана советской и российской живописи, которому в 2017 году исполнилось 93 года. Приверженец так называемого сурового стиля, он писал в основном сельских жителей родной Рязанской области. Коллективная работа на сенокосе показана на картине Косцы, размещенной на торцевой стене.
Есть среди полотен Виктора Ивановича и труженики частного сектора, пример – картина Возвращение с лугов, крайняя слева. Изображал он и скорбные моменты в жизни, как крупная картина Прощание. Художник представлен и в ведущих наших музеях – Русском и Третьяковской галерее, а его автопортрет выставлен во всемирно известной галерее Уффици.
Рубрикатор под потолком коридора, идущего вдоль череды залов, объявляет раздел Русская деревня. Начиная с зала Виктора Иванова, изменился характер полового покрытия, случайно или намеренно. Здесь он не отражает висящие картины, а имитирует дощатый настил. Возможно, просто обновление полов до этого раздела просто не дошло.
На проходе выделяется размерами и содержанием картина с интерьером сельской кузницы. Мастера оба бородатые, сидит, очевидно. Сам кузнец. Стоящий рядом молотобоец моложе, его борода еще не поседела. Массивная наковальня на мощном пне, лежащий на ней молот наглядно свидетельствует о высоких физических нагрузках.
Продолжение экспозиции
Следующая часть экспозиции знакомит с творчеством Петра Оссовского, скончавшегося в августе 2015 года в 90-летнем возрасте. Среди его картин есть и жанровая живопись, и портреты, и пейзажи. Дальняя картина с наклоненными шлагбаумами, названная автором Пути-дороги, помещена в дальней части выставочной стены помещения.
Красочные пейзажи Оссовского изображают различные ландшафты, преимущественно сочетающие сухопутные виды и водные акватории. Между двумя такими полотнами – портрет пожилой женщины, поименованный Псковитянка. Характер облачения героини и окружающая обстановка позволяют отнести произведение к жанровой живописи.
Институт русского реалистического искусства выставляет несколько работ еще одного ветерана живописи, Юрия Петровича Кугача. Этот художник ушел из жизни в 2013 году, в 96-летнем возрасте. Писал он выразительные портреты людей разных возрастов и социальных групп, природные ландшафты и жанровые картины.
К числу последних относится масштабное полотно Свадьба, написанное ив 2000 году. Событие запечатлено явно сельского варианта, от большинства нынешних празднований бракосочетания разительно отличающееся. Застеленные домоткаными половиками деревенские лавки уже мало где можно встретить, не из собственной ли памяти это было извлечено?
Зал Гелия Коржева, содержащий лишь его работы, представляет произведения различных жанров. Многие отдают духом агитации и пропаганды революционных лет, но это и есть правдивое изображение давней эпохи. Самая характерная в этом плане — картина Новый лозунг, со швейной машинкой на первом плане, девушкой с чугунным угольным утюгом и обилием кумача.
Рядом кумача еще больше, но изображаемая эпоха совсем другая. Полотно с говорящим названием Свалка, где голова от памятника вождю соседствует с пустыми бутылками и мятыми газетами, символизирует настроение определенной части людей. Здесь же агитация против пьянства, ряд натюрмортов как бытового, так и идеологического характера.
Завершающие впечатления и разнообразие деятельности музея
После осмотра экспозиции на двух этажах подъем на третий оказался напрасным, доступа к работам последних лет в день нашего визита не было. Институт русского реалистического искусства анонсирует произведения гиперреалистов – художников последних десятилетий.
При остром желании ознакомиться с живописью недавнего прошлого и наших дней, можно посоветовать посетить детище Зураба Церетели. Сразу несколько столичных адресов имеет Московский музей современного искусства – Петровка 25, где его главная выставочная площадка, Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, а также Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке. Да и здание Академии художеств, возглавляемой Церетели, в полном его распоряжении.
В свою очередь, институт русского реалистического искусства предлагает своим посетителям не только представленную обзором экспозицию. В здании расположен музейный магазин, предлагающий широкий ассортимент оригинальных, эксклюзивных товаров.
Обширное помещение на первом этаже институт русского реалистического искусства выделил под проведение массовых мероприятий. Фирменный девиз — На краю цвета, выполненный на стене зала, – визитная карточка новых форм работы с любителями искусства.
Детям здесь созданы свободные и комфортные условия пребывания, не ограничивающие их игровую и двигательную активность. Есть куда выплеснуть избыток энергии и заняться творчеством. Самостоятельно, с родителями или под руководством опытных наставников ребята могут заниматься азами художественного творчества.
Расширение круга культурных учреждений столицы, любого другого населенного пункта можно только приветствовать. Все чаще они образуются на основе частных собраний как произведений искусства, так и не всегда ожидаемых вещей. Мы уже описывали Новгородский музей утюга и созданный в Коломне Дом самовара, давно известный музей русской гармоники А. Мирека.
Культура ценна своей подлинной народностью, глубиной проникновения в широкие массы, как бы напыщенным сказанное не казалось. Создание очагов культуры снизу, от частных собраний и коллекций. – очень положительный признак в этом плане. Институт русского реалистического искусства представляется отличным образцом учреждения культуры нового типа.