Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре – один из пяти подобных объектов столицы. Объединение возглавляет Зураб Церетели, известный не только как президент Академии художеств и талантливый скульптор. Его обширная личная коллекция произведений мастеров XX и XXI веков служит основой экспозиции в других филиалах. В здании на бывшей Пречистинке, памятнике истории и архитектуры, проводятся разнообразные индивидуальные и тематические выставки и другие мероприятия.
Двухэтажный особняк с нынешним адресом Гоголевский бульвар, 10 был построен в конце XVIII века по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова. Заказчицей была княгиня Нарышкина, мать одного из участников выступления декабристов, высланного в сибирскую ссылку.
Возможно, по этой причине на фронтоне здания отсутствует герб дворянского рода, которым эти элементы обычно украшались. Тем не менее, доподлинно известно о посещении усадьбы Нарышкиных многими друзьями и единомышленниками Михаила Нарышкина, а также не сочувствовавшими декабристам литераторами и другими представителями высшего общества.
Характерной чертой данного комплекса является полное отсутствие старинных элементов интерьера, обычно сохраняемых либо восстанавливаемых в собраниях изобразительного искусства.
Единственным исключением из утверждения об отсутствии элементов старины во внутренней отделке здания являются колонны на проходе к выставочным залам. Они сохранены, как и скромные фризы под потолком.
В остальном оформление интерьеров выполнено в неярких тонах без каких-либо декоративных элементов, чтобы в помещениях можно было проводить вернисажи и выставки современного искусства самой разной творческой направленности.
Своеобразие и оригинальность произведений современных мастеров живописи, скульптуры и других направлений часто не выдерживают соседства с классическим оформлением помещений.
В справедливости сказанного выше поможет убедиться приведенный слайдер, выполненный при посещении одной из персональных выставок. Достаточно легко представить, насколько выставленные работы не гармонировали бы с традиционными элементами интерьера, будь то лепнина или роспись потолков, какие-либо ниши или фризы и что угодно еще.
Именно нейтральные тона окраски и простые формы поверхностей позволяют, не отвлекаясь на посторонние вещи, улавливать знатокам смысл творений современных авторов. В московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре для этого созданы все условия.
В кратком обзоре не следует углубляться в толкование самого понятия современного искусства, потому что, хотя впервые музей такого наименования открыт еще в 1929 году, единства у искусствоведов нет.
Большинство считает гранью направление модернизма, все более позднее причисляя к искусству современному. Основными направлениями современного искусства многие полагают развитие модернизма либо его отрицание, имелись попытки замкнуться на процессе творчества вне внимания к его объекту.
Оставив эти сложности специалистам, следует отметить нарастающее использование нетрадиционных ранее изобразительных средств. Фотография стала таковым давно, все активнее подключают и видеозапись.
Новые изобразительные средства повышают требования к технической оснащенности музейных учреждений. По своему техническому оснащению московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре готов к демонстрации работ практически любых жанров и творческих направлений.
Здесь можно показывать произведения современных мастеров при помощи многочисленных технических устройств и выставочных приемов, адаптировав авторскую технику исполнения к возможностям демонстрационных средств.
Что же касается художественных и эстетических достоинств произведений современного искусства, то их оценят его любители, коллеги по профессии и наиболее объективный ценитель – время.
Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре не относится к тем музеям и достопримечательностям, которые хочется назвать интересными для всех.
Весьма широка тематика его выставок, обширен перечень авторов, поэтому необходимо, как говорят, следить за рекламой. Все можно узнать на сайте музейного объединения.
А по мне, так для этих треугольников и квадратиков слишком шикарное место. Само здание представляет больший интерес нежели «экспонаты» музея. Вот почему все что связанно с именем Церетели, такое не интересное и безвкусное? Мне один искусствовед признался, что хвалит модернистов только исключительно по профессии. А так в этом ничего нет, а кто говорит есть, лукавит, скорее тоже за деньги.
Сам музей шикарное место и очень мне нравится, а вот современное искусство к сожалению далеко от меня, как и я от него. Вообще не понимаю смысл современного творчество, если свои простые фигуры они объясняют личным виденьем. Получается так каждый может рисовать то, что понятно только ему и продавать это за тысячи долларов? Мне кажется это не правильно, ведь раньше художники старались переместить максимальную точность на бумагу и показать другим целую историю.