Истории обыденной и привычной бытовой операции – глажения тканей и изделий из нее посвящен музей утюга в Новгородской области. Расположено необычное собрание через дорогу от музея деревянного зодчества, что в старинном селе Витославлицы на берегу живописного озера Мячино.
Потребность в глажении возникла сразу с освоением человеком производства волокон, нитей и процесса ткачества. Необходимость этой операции была обусловлена грубой структурой древних тканей, способных натирать кожу грубыми складками после стирки.
Обработка давлением, особенно в сочетании с тепловым воздействием, смягчала одежду. В дальнейшем главной причиной стала эстетическая потребность опрятности внешнего вида. Музей утюга не ограничивается только их демонстрацией, рассказано и о других способах глажения.
Первоначально для глажения использовали плоские камни, расстилая вещи на одном и прижимая другим. На Руси изобрели рубель – деревянную дощечку с ручкой и ребристой поверхностью, которой разглаживали изделия из ткани, намотанные на стержень (валёк).
Различные народы использовали также наматывание тканей на горячий металлический стержень, отбивание молотками, проглаживание сковородками с горячими углями. Из последнего способа, изменив форму и добавив крышку, безымянный изобретатель и сконструировал угольный утюг.
На застеленном скатертью столе наглядно представлены русские рубель и валек с намотанной тканью. Положение предметов таково, что понятны действия работающего с ними человека. Стоящая неподалеку стиральная доска напоминает, что рубель использовали и в операции ручной стирки с использованием двух ребристых поверхностей.
Находящийся на столе утюг первого поколения – похожая на кораблик чугунная емкость с гладким днищем, крышкой и ручкой. Время и место появления первого утюга доподлинно неизвестно, но распространены они были везде.
Музей утюга демонстрирует их разнообразие
Вся дальнейшая эволюция гладильного устройства заключалась в применении различных способов нагрева, а также использовании разного топлива. Одновременно применялись устройства двух типов – упомянутые угольные и литые монолитные болванки, нагреваемые контактным способом на плите или другом источнике тепла.
Горячие угли пытались заменить спиртом и даже природным газом, но серьезного распространения эти варианты не получили из-за опасности в быту. Скорый приход эры электричества все дальнейшие усилия изобретателей ввел в рамки совершенствования электроутюгов.
Краткие пояснительные таблички, которыми музей утюга обеспечил свои экспонаты, достаточно информативны. На них указана страна, где изготовлено изделие, период выпуска. Для утюгов малых размеров указано назначение, способ нагрева легко определяется наличием или отсутствием камеры горения.
Иногда текст дополняется данными о дарителе конкретных образцов, предоставивших экспонаты в музей утюга. Первая подборка снимков показывает утюги прямого нагрева и угольные – основные типы изделий, которые выставляет в витринах музей утюга.
Спиртовые утюги были удобнее прочих в эксплуатации, от них не разлетались искры, как от углей, и не портили одежду. Не было необходимости периодического подогрева, как у монолитных утюгов.
Однако некоторая вероятность выплескивания спирта существовала, но основным препятствием к распространению утюгов на спирту стало его опьяняющее действие. Особенно в России применение спирта иначе, чем вовнутрь, не прижилось. Тем не менее, это одни из наиболее технически сложных изделий, сконструированных для бытовых надобностей.
Утюги – сувениры
Некоторые утюги выполнены как высокохудожественные изделия. Примером красоты оформления в сочетании с изобретательностью служит экспонат европейского производства. Горелка для сухого горючего совмещена с подставкой под утюг, выполненной в виде художественной отливки. Подобные изделия для современных утюгов очень редки.
Самое древнее изделие, которое представляет публике музей утюга, выполнено в XVIII веке. Мастера из Тайланда использовали для него сплав на основе меди с примесями других металлов. Необычной формы бронзовый утюг, будь он отечественным изделием, рисковал попасть в переплавку во времена бума сдачи цветных металлов.
Изделие с головой дракона при глажении должно выглядеть живописно, ведь шея и голова чудища служат дымоходом. Дым от углей создал бы образ огнедышащего чудовища, к удовольствию наблюдающих детей. Экспонат украшает музей утюга, но вполне мог бы оказаться украшением любого коттеджа или иного жилища.
Краткий обзор, представляющий Новгородский музей утюга, не призывает ехать сюда ради одной экспозиции. Но посещающие музей деревянного зодчества или другие достопримечательности области должны знать о существовании этого объекта. Посетить музей утюга необременительно и познавательно.
Я недавно на мужа ворчала, что он «тяжелый» утюг купил, наивная. Вот где нужна была сила и сноровка, орудовать этими чугунными и стальными монстрами, да еще с углями. Интересное место, возьму на заметку.
Я из Великого Новгорода. Написано, что музей утюга находится в Новгородской области. Можно подумать, что где-то в глубинке и трудно добраться. А всего-то несколько км от города, городской автобус №7 ходит. Это музей деревянного зодчества называется «Витославлицы», и никакого села там нет сейчас, только территория музея. Раньше в начале 19 в. здесь была Орловская мыза — дворянская усадьба Орловой-Чесменской, пара построек сохранилась. В хорошую погоду замечательная экскурсия выйдет: музеи, рядом Юрьевский монастырь, места красивые, озеро Мячино (есть пляж и можно купаться).
>
Вы так всё красиво, «сочно» описали, что прям хоть чемоданы собирай! Хотелось бы не только посмотреть на разные виды утюгов, но и увидеть их в деле, самим что-нибудь погладить. Не предусмотрены подобные мастер-классы?
>
Приезжайте, Великий Новгород стоит посмотреть! На счет утюгов не знаю, сама еще этой экспозиции не видела. Может, и сделали что-нибудь интерактивное. Хотя, если подумать о технике безопасности, то какой-нибудь чугунный утюг посетителям лучше не доверять.
>
Это да! Я помню, в детстве мама давала мне подержать утюг, оставшийся в наследство от моей прабабушки. ОЧЕНЬ тяжёлый, я его едва не уронила! Как таким тяжеловесом можно было гладить тонкие ткани и кружева, остаётся загадкой. Поэтому хотелось бы посмотреть на это