Московская галерея классической фотографии на Саввинской набережной – попытка утвердить фото-процесс в ряду видов искусств наравне с изобразительным и литературным творчеством. Именовать свое детище именно галереей, а не музеем создателей побудил преимущественно временный характер экспозиций. Размещена галерея классической фотографии в обычном современном доме, занимает площади на первых двух этажах, изолированно от жилых подъездов.
Даже по виду отделки, начиная с вестибюля, чувствуется музейная основательность. Собственный магазин, тематическую библиотеку и кафе в обзоре не рассматриваем, но их наличие тоже показательно. От студий и клубов аналогичной направленности галерея классической фотографии отличается предполагаемой широкой аудиторией и фундаментальным подходом. Широкие входные проемы словно вовлекают посетителей внутрь, к экспонируемым произведениям.
На первом этаже галерея классической фотографии разместила только один выставочный зал, именуемый Малым за его размеры. Несколько выступающих перегородок позволяют разместить некоторые работы с выделением из общего ряда. Потолочное освещение в его привычном, общераспространенном виде отсутствует, точечные светильники выгодно выхватывают именно произведения фотохудожников.
Массивная, явно рассчитанная на придание солидности деревянная лестница ведет на второй этаж, к основному выставочному пространству. Сбоку от фигурных точеных перил установлено диковинное устройство. Именно такой вид имели первые фотокамеры, появившиеся во второй половине XIX века. Фотографировали тогда непосредственно на пластину со светочувствительным слоем, она после химической обработки и являлась готовым снимком.
Камера состоит из двух частей, соединенных подобием мехов гармони или баяна. Такое устройство позволяло менять фокусное расстояние, добиваясь четкого изображения. Позднее появились новые объективы, изображение стали получать в две стадии – негатив на пленке и позитив на бумаге. Фотоаппараты стали малоформатными по сравнению с выставленным монстром, их хотя бы могли опознать наши современники.
Галерея классической фотографии, второй этаж
Поднявшись по вполне музейной лестнице, посетители попадают в основные экспозиционные залы – Средний и Большой. Первое из названных помещений расположено вокруг огражденного резной балюстрадой лестничного проема. Для размещения фотографий используются как стены по всему периметру, так и прямоугольные в сечении колонны, дополнительно разнообразящие экспозиционное пространство.
Галерея классической фотографии располагает уникальной для нашей страны коллекцией работ именитых зарубежных мастеров фотоискусства, а также известных и признанных россиян. Часть этих работ выставляется в залах на постоянной основе, и это имеет большое значение для временных выставок. Эталонные образцы фотоискусства позволяют посетителям выработать собственную шкалу качества замысла и исполнения.
Конфигурация экспозиционных залов такова, что здесь легко разместить как крупную, так и достаточно камерную выставку. Особенно универсален в этом плане Средний зал, в котором свои работы могут представить публике и признанные фотографы, и начинающие авторы. Разнообразие тем и сюжетов, жанров и стилей ничем не ограничивается, единственным критерием являются талантливость и своеобразие.
Большой выставочный зал – помещение действительно просторное, здесь есть возможность разместить и тематическую коллекцию, и персональную выставку. Не сравнить с помещениями московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке, где мы осматривали выставку Сергея Борисова. Теперь Церетели реализует в том здании проект центра художественного образования, а упомянутая выставка была последним подобным мероприятием.
Теперь фотографам нет необходимости пристраивать свои вернисажи и выставки среди произведений других видов искусства. Галерея классической фотографии и сейчас, и впредь намерена заниматься демонстрацией лишь профильных произведений. Такой подход позволит сформировать собственную аудиторию из преданных людей, единомышленников и творческих соперников. Наступление цифровых технологий изменило технику фотографии, но искусство запечатлеть мгновения станет от этого только более массовым.
Музей старинной оптики
Несомненно, останутся преданные поклонники и у традиционной фотографии. Даже перешедшие на съемку цифровыми камерами будут использовать наработанные годами приемы выбора сюжета и расположения персонажей, ловли моментальных поз и художественного выражения. Останется интерес и к технике фотографирования прошлых лет, и галерея классической фотографии поддерживает это еще одной своей экспозицией.
Выставка старинной оптики, предполагавшаяся как разовая демонстрация частной коллекции объективов для фотокамер, стала постоянной экспозицией. Этому способствовал неувядающий интерес публики, приходящей посмотреть собрание из более чем двухсот оптических устройств. Важно подчеркнуть, что все демонстрируемые объективы находятся в работоспособном состоянии и могут использоваться для реальных фотосъемок.
Технические вопросы сравнения фотообъективов старых и новых лучше оставить специалистам, но есть и очевидные вещи. Практически все, по крайней мере для широкой аудитории, современные объективы выпускаются с зумом, то есть способны приближать и удалять объект съемки. Помимо очевидного удобства, это несколько ухудшает четкость и уменьшает светосилу по сравнению с объективами с фиксированным фокусом.
Однако хватит о технике, хотя остается еще интересный вопрос о применении старой оптики на современных камерах. Настоящие любители и тем более профессиональные фотографы знают ответ, а несведущим поможет галерея классической фотографии в лице собирающихся там корифеев. Следите за календарем выставок, приходите в необычный музей.