Скомплектованная на основе частной коллекции в 2011 году, выставка моторы войны стала, похоже, постоянной экспозицией. Представленные транспортные средства на колесном и гусеничном ходу применялись как вспомогательные участниками Второй мировой войны. Достоинством экспозиции являются подробные пояснительные тексты к каждому экспонату, размещенные на привлекательных планшетах. Интересующиеся тематикой и просто любознательные люди могут посмотреть редкие машины, кое-что о них узнать.
Непрезентабельное полуподвальное помещение некоторым образом облагорожено и декорировано, чтобы моторы войны не выглядели откровенным старьем. Вдоль лестницы, ведущей в зал, размещен своеобразный коллаж военных дорог с запчастями и гильзами на фоне следов протекторов. Выставочные площадки засыпаны щебнем крупной фракции, зрительские проходы выстланы керамогранитом, выполнена обшивка стен. Посетителям на выставке вполне комфортно, а много повидавшие моторы войны здесь – как в санатории.
Оформление выставочного помещения выдержано в единой цветовой гамме, с преобладанием желтого и золотистого. Это и покрытие стен и колонн, и тональность сильно увеличенных фотографий. Единообразные фризы, закрывающие часть подвальных коммуникаций, украшены знаменами и звездами в лавровых венках. Указатели расстояния на колонне не фантазийные, измерены от некоторой точки на территории Польши. Но обзор не об истории, мы знакомимся с транспортными средствами, и вот первые моторы войны.
Прогуляемся по выставке моторы войны
Предварять эти экспонаты заголовком о бронемашинах не стали, слишком несерьезно из защитили даже от осколков. Механизация и моторизация пехотных и артиллерийских частей у немцев была известна, но в СССР тормозилась. Ветераны гражданской войны, поклонники конницы и конной тяги этим процессам препятствовали. Выставка моторы войны представляет бронеавтомобиль БА-4Б, артиллерийский тягач Т-20 и легкий бронеавтомобиль конструкции ФАИ. Кроме гусеничного тягача, остальные ставились на автомобильные шасси.
Тягач Т-20 Комсомолец выпускали с 1937 до июля 1941 года, прекратили из-за необходимости в легких танках. Выпущены были более 7700 гусеничных машин, воевавших до Победы, выбывшие заменяли тракторами. Легкий бронеавтомобиль ФАИ, что справа, гораздо старше, — производился с 1930 года, выпущено около 700 штук. Наиболее серьезная машина слева – полноприводный бронеавтомобиль БА-64Б, выпуск которого начали в декабре 1941 года. Единственная в своем классе, принятая на вооружение, выпущено больше 9000 экземпляров.
К раритетам можно отнести безбашенную боевую машину – танкетку Т-27, производимую с 1930 по 1934 год. Броня толщиной 10 мм защищала только от пуль и осколков, и не всегда надежно. На ней отсутствовали средства наблюдения, точнее, механик-водитель имел смотровую щель, а командир-пулеметчик прицел своего оружия. Применялись при ликвидации басмачества в Средней Азии, в Великой Отечественной оставшиеся использовали как тягачи для орудий малого калибра в начальный период боевых действий.
Заслуженно зачислен в моторы войны санитарный автомобиль ГАЗ-55, в армии называемый М-55 либо фронтовой неотложкой. Вывезенные на них с поля боя, если находились в сознании, отмечали горазда более мягкую подвеску. Санитарный салон обогревался, вместимость составляла до семи раненых бойцов, в том числе до четырех на носилках. Санитарки выпускались с 1938 до конца 1950 года, суммарное производство превысило 12 тысяч экземпляров. Леонид Гайдай, режиссер знаменитых комедий, ввел авто в фильм Кавказская пленница.
Половинчатая полуторка и самолетный мотор
Грузовик на полторы тонны ГАЗ ММ сменил старую модель ГАЗ АА в 1938 году. В военные годы модель стали предельно упрощать, в том числе передние крылья, кузов с единственным откидным бортом сзади. Фару и щетку стеклоочистители ставили только со стороны водителя, бампера не было, как и глушителя. Изделия самых тяжелых военных лет выпускались с брезентовым верхом кабины и занавесками вместо дверок, без передних тормозов. Полуторок навыпускали более 66000 экземпляров, и все были при делах.
Чужеродным телом выглядит среди наземного транспорта самолетный винт, на выставку моторы войны попавший сложнейшим путем. Его обнаружили и извлекли из топи карельского болота поисковики – энтузиасты, вывезли и отмыли. По заводским табличкам определили войсковую принадлежность самолета Пе-2, вычислили членов экипажа, даже нашли родственников. В их присутствии открыли скромный обелиск на месте крушения, настоящий гражданский подвиг. Прискорбно, но громадного труда стоило найти место для реликвии.
Пародия на броневик и моторы войны — предвестники Победы
Легкий бронированный автомобиль Д-8 иначе как пародией и не назовешь, несмотря на боевые заслуги. Лепили, как поется, из того, что было, взяв шасси от легкового Форда (или ГАЗ-А) и катаный лист толщиной 7 миллиметров. Хлипкость брони вынудила применить необычные углы наклона листов, чтобы спасти экипаж за счет рикошетов. Буква Д в обозначении происходит от фамилии разработчика, выходца из крестьян Дыренкова, впоследствии расстрелянного по ложному доносу. Это единственный воплощенный из его 50 проектов, с тиражом 60 штук.
Боковой ракурс съемки наглядно демонстрирует определенное уродство изделия, похожего на кристалл или колесную собачью будку. Находившиеся внутри два члена экипажа имели два пулемета и могли пошуметь, пока не кончился боекомплект. Стрелять через дырку в броне, не имея средств наблюдения за полем боя, трудновато. Однако помещение в музей вполне оправданно, нужно знать, каким тернистым было становление наших бронетанковых войск. Кавалеристы гражданской войны высоко сидели, уповая на шашки конников.
Красочный фон победного парада и народного ликования, с макетом высшего полководческого ордена позади двух автомобилей. Командирский ГАЗ-67Б выпуска 1944 года, носивший следы военного упрощения для экономии, производился еще 10 лет. Машину выпускали с открытым кузовом, с дугами для брезентового тента и без дверок. Общий выпуск до прекращения производства в 1953 году превысил 92 тысячи штук. Кроме армии, авто активно использовали все правоохранители, лесники, агрономы и геологоразведчики, даже бур ставили.
Начатую до войны разработку собственного гражданского автомобиля возобновили только после выигрыша Сталинградского сражения. Заранее назначенное название Победа стало пророческим, и через год после капитуляции Германии М-20 вышла из сборочного цеха. За 12 лет производства Победу тиражировали более чем в 240 тысячах экземпляров. О ее вариациях рассказано в статье Сочи Автомузей, с приведением иллюстраций. Заслуженно популярный автомобиль работал в такси и скорой помощи, не только в СССР, но и в ряде европейских стран.
Моторы войны союзников по Второй мировой
Не удалось выяснить, какими путями попал в экспозицию моторы войны довольно редкий автомобиль французского производства. Грузовик фирмы Лаффли – Laffly S20TL VDP был целевой разработкой для моторизованных пулеметных подразделений. В кузове помещались 10 бойцов и 2 пулемета с боекомплектом, либо 7 человек с минометом. До начала войны было произведено всего около 400 машин, скорее всего экспонат стал двойным трофеем. Немцы могли его захватить при оккупации Франции, а наши – отбить в боях.
Оригинально обеспечена проходимость машины, под радиатором и между передними и задними колесами установлены дополнительные, паразитные. Они облегчали прохождение неровностей пересеченной местности. За красочной колонной выставлен легкий бронетранспортер М3А1 — Scout Car, машина разведывательного и командного назначения. Подпружиненный каток на переднем бампере также облегчает прохождение неровностей. Выпущено примерно 20 тысяч изделий, более половины переданы союзным государствам. Примерно 3000 машин были предоставлены Соединенными Штатами Советскому Союзу в рамках ленд-лиза.
Американская программа помощи союзникам во Второй мировой войне подписана президентом Франклином Рузвельтом в 1941 году. Значительную долю, кроме Великобритании и Китая, получил Советский Союз, от военной техники до продовольствия. Около 12 тысяч танков, 13000 орудий и более 18000 самолетов были солидным пополнением. Однако более 400 тысяч автомобилей, свыше 3,5 миллионов покрышек были настоящим прорывом в оснащении Красной армии. Наиболее массово поставляемым грузовиком был Студебеккер, который в США не использовался из-за несоответствия техническим требованиям.
Автомобили и зенитки из-за океана
Таких машин СССР получил более 150 тысяч экземпляров, на втором месте (более 47 тысяч) грузовик GMC CCKW-353 выпуска Шевроле, подразделения Дженерал Моторс. На фото он и представлен, это 3-осная полноприводная машина грузоподъемностью 2,5 тонны. После испытаний наши специалисты разрешили нагружать машину почти в 2 раза больше. Недостатком ее с наших позиций была требовательность к качеству топлива и смазки. Возврат своих авто после войны США предпочитали получать в виде спрессованного металлолома.
Следующий образец почти скрыт за витриной более мелких экспонатов, смонтированной вокруг одной из колонн. Это зенитная установка США – М-17 Multiple Gun Motor Carriage, переиздание предыдущей версии М-16. Весь выпуск этих машин на полугусеничном шасси был передан Красной армии в рамках помощи по ленд-лизу. Вооружение составляли четыре пулемета крупного калибра (12,7 мм), зенитки стали основой ПВО танковых и пехотных соединений. Армия США использовала М-16 не только во Второй мировой, но и в Корейской войне. Американцы сняли их с вооружения только в 1958 году.
Кому не помогли ни моторы войны, ни аптечки и шлагбаумы
Среди автотехники противника внимание привлекает пожарная машина Опель Blitz 3,6-6700A TLF 15, обслуживающая аэродромы. Это лишь одна из модификаций самого выпускаемого немецкого грузовика 1938-44 годов. Выпущено было более 82 тысяч разнообразнейших машин, от ремонтных мастерских до врачебных кабинетов, установок связи и фотолабораторий. Грузовики, автобусы и инженерная техника на этой базе, с приводом на все колеса могла преодолевать крутой уклон. Каждая дивизия немецкой пехоты имела до 500 таких машин.
Возле колонны со стандартным символом минной опасности выставлены приспособления для полевого ремонта автомобилей. Принятый курс на механизированное оснащение немецкой армии позволил отработать систему обслуживания техники, инструменты и приспособления. Однако никакие домкраты не могли уберечь хорошие немецкие машины от уничтожения силами Красной армии и поздновато присоединившихся союзников. Точно так же аптечки и примочки не спасали фашистских солдат от оружия антигитлеровской коалиции.
Стандартная немецкая аптечка первой помощи на выставке моторы войны соседствует со многими документами, мелкими вещами. Здесь и инструкции по обслуживанию транспортных средств, и водительские удостоверения, и мелкие запчасти. Что касается самого медицинского ящичка, то в нем больше всего привлекает тщательно составленная аннотация. Расписано все содержимое, с указанием размеров и назначения, способа и длительности применения. Нержавеющие заготовки для наложения шин, простейшие медикаменты надежно упакованы.
Художественная инсталляция и проигравшее оружие
Торцевая стена полуподвального выставочного зала украшена художественной инсталляцией Берлина последних месяцев войны. Серая тональность огромной фотографии резко контрастирует с предыдущими золотистыми красками. Караульная полосатая будка и шлагбаум символизируют комендантский режим, купол рейхстага еще не ощетинился оголенной арматурой. Очередь гражданского населения с ведрами выдает перебои с подачей воды, в небе видны аэростаты заграждения. Элементы диорамы придают изображенному объемность, но предчувствия близкого краха не ощущается.
Один из экспонатов вооружения фашистского вермахта – легкая полевая гаубица 18М, где цифра должна означать год разработки изделия. На самом деле орудие разрабатывали с 1928 по 1935 год, но указали 1918-й из-за запрета на работы по вооружениям по Версальскому договору после проигрыша Первой мировой войны. По техническому исполнению гаубица превосходная, дальность стрельбы 10 километров, произведено более 10 тысяч изделий. Однако совершенство вооружений не является гарантией победы.
Завершаем обзор выставки моторы войны показом небольшой экспозиции, авторы которой постарались лаконично подвести итог противостояния. Воткнувшаяся в условный грунт авиабомба – словно гвоздь в крышку гроба германского фашизма. Патроны на фоне отпечатков протектора явно перекликаются с коллажем при входе, только фон жизнерадостнее. Роль транспортных средств в достижении Победы, чему и посвящена просмотренная экспозиция, исключительно велика и многогранна.
Насколько велик в этом вклад не слишком популярного среди наших историков ленд-лиза, показывают приведенные в статье цифры. По боевым машинам помощь означала примерно один дополнительный завод по каждому виду. По автомобилям она превосходила все собственное производство СССР за военные годы. Оставшиеся платежи по договору растянуты до 2030 года и составляют считанные проценты от первоначальной стоимости поставленного. Так что США внесли вполне конкретный и откровенно немалый вклад в общую Победу.