Восточный район нынешней Москвы на левом берегу Яузы имеет давнюю историю, отраженную в музее Лефортово. Первые поселения организованы из пленных иноземцев при Иване Грозном, однако основателями считаются Петр Первый во времена молодости и один из его соратников швейцарец Лефорт. Единственный в свое время музей городского района достоин посещения из-за оригинального построения экспозиции, а также богатой оружейной коллекции.
Музей Лефортово находится в типичной хрущевской пятиэтажке, которая сама имеет шанс стать памятником истории из-за принятого решения о сносе подобного жилья. Окна первого этажа закрыты щитами с информацией об исторических личностях, причастных к основанию и развитию поселений района, а также об экспозиции и режиме работы музея. Есть и традиционного типа вывеска на входной группе подъезда, немногим отличающейся от соседних.
Еще Иван Грозный повелел селить по берегу реки Яузы пленных из разных стран, не знающих русского языка. В народе их прозвали немыми, или немцами, отсюда и пошло название Немецкая слобода. Чтобы не тратить казенные средства на содержание этих переселенцев, царь предоставил им право производить и продавать вино и пиво, что не могли делать обычные жители. На почве зависти началась вражда с иноземцами, и поселение не раз поджигали и разоряли. В период Смутного времени Немецкая слобода была сожжена дотла.
Возрождение поселения связано с временами царствования Алексея Михайловича Романова, отца великого российского реформатора. Развитие поселений, дворцов и парков в районе Лефортово обусловлено деятельностью Петра Первого, который на некоторое время перенес сюда и свою резиденцию. В Лефортовской слободе были размещены многие военные учебные и медицинские учреждения, промышленные предприятия оборонного значения.
Оформление музейных залов
Экспозиция музея Лефортово в своей постоянной части умещается в двух залах. Еще два используются для тематических выставок. Основные залы недавно подверглись масштабной переделке , затронувшей и внешний вид, и внутренние перегородки, и принципы демонстрации экспонатов.
Применены новые дизайнерские решения, экспозиция построена на фоне своеобразного Горизонта времени, выраженного желтой горизонтальной линией на фоне графических фантазий на тему облика района от древних времен до современности.
Залы не отделены друг от друга коридорами или дверями, они образуют единое пространство путем создания нескольких широких проемов в разделительной перегородке. Горизонт времени нанесен на глухие стены обеих залов, а перегородка с проемами их не содержит, чем подчеркивается единство экспозиции.
Стены залов используются для размещения изображений слободских построек, выполненных старинными художниками и архитекторами. Здесь же портреты исторических личностей, причастных к основанию и развитию поселений на территории нынешнего района Москвы.
Отдельные экспонаты размещены на постаментах черной окраски, общей с цветом потолков залов. Расставленные рядом скамейки предназначены для отдыха посетителей, неторопливого и вдумчивого обозрения экспозиции.
Таких постаментов, установленных по продольным осям залов, в музее Лефортова немного, что позволяет хорошо рассмотреть представленные на них предметы. Еще несколько экспонатов размещены возле стен, к примеру швейная машинка Зингера, замечательная феноменально долгому существованию практически неизменного изделия.
Количество посетителей при отсутствии организованных групп обычно невелико, тесноты и скученности не создается. Оживление в залах наступает при проведении школьных экскурсий, юные посетители все воспринимают непосредственно и порой шумно.
Размещение экспонатов музея Лефортово
Не вполне привычным образом представлены отдельные раритеты, имеющиеся в собрании. Вместо привычных музейных витрин и стендов залы оборудованы объемными нишами, размещенными в стенах на уровне линии Горизонта времени.
Этим подчеркивается тот факт, что любая эпоха характеризуется не только деятелями и сражениями, но и предметами быта и повседневного обихода, с течением времени становящимися артефактами.
Рассмотрение такой витрины выглядит как погружение в детали жизни и быта, присущие какой-то семье или другой группе людей на фоне общего представления об эпохе.
Представленные в витринах экспонаты характеризуют конкретные исторические промежутки времени. Невольно перед глазами предстают облики людей тех времен, к которым относятся выставленные предметы.
Вот витрина с курковыми пистолетами, конскими подковами, малокалиберными пушечными ядрами и нательными крестами, значительно превосходящими по размерам нынешние. Кому они принадлежали –лихому кавалеристу или канониру артиллерийской батареи, неизвестно.
Невольно включается фантазия, основанная на определенном уровне исторических познаний. В данном случае не столь важна правильность догадок, как пробуждение умственной активности.
Новая музейная концепция
Сплошная историческая инсталляция с Горизонтом времени не является самостоятельным экспонатом, это способ оттенить общие признаки эпохи и отдельно представить ее детализацию.
Верхний ряд рисунков и гравюр исторического содержания, находящихся выше горизонтальной линии, формируют общее впечатление об облике зданий и поселения в целом, а ниши витрин эту информацию дополняют и наполняют отдельными деталями и впечатлениями.
Всем ли посетителям музея Лефортово придется по вкусу такой способ демонстрации материала, и всеми ли он будет адекватно восприниматься, покажут отзывы осмотревших экспозицию.
Возвращает к истории Лефортовской слободы живописный макет этого поселения в начальный период его существования. На уменьшенной модели воспроизведена структура и внешний вид малой части слободы, включающей храмовую постройку, водяную мельницу на реке у окраины и несколько отдельных усадеб, ограниченных деревянными заборами.
Отдельные элементы экспозиции
Можно рассмотреть дома и хозяйственные постройки, оставленные от вырубки лесного массива отдельные деревья, полянки с протоптанными жителями тропинками и самих жителей. Изображены даже их занятия – часть празднуют и танцуют на лужайке, некоторые показаны возле водяной мельницы.
Приличная часть экспозиции посвящена военной тематике. Оружейная коллекция музея Лефортово довольно обширна, но не превращает его в выставку вооружений, экспонаты такого плана расположены рассредоточено.
Удачное объемное решение можно проиллюстрировать на примере выставления старинного гладкоствольного орудия типа Единорог, украшенного изображениями этих мифических зверей и установленного на игрушечный деревянный лафет с деревянными же сплошными колесами. Осязаемая бронзовая пушка, ствол которой выступает за пределы витрины, преподнесена легко и как бы играючи.
При беглом осмотре залов постоянной экспозиции музея Лефортово бросились в глаза яркие цвета картин на дальних стенах обоих помещений. При ближайшем рассмотрении это оказались не абстрактные полотна, как казалось издали, а по-новому оформленная коллекция предметов одежды, в основном воинского обмундирования.
Вместо традиционного развешивания или облачения манекенов использована демонстрация отличительных фрагментов в облике живописных полотен, то есть в похожем обрамлении.
Понятно, что такой способ показа одеяний мало что даст портному или закройщику, однако общее эстетическое впечатление от конкретных деталей сформировать может даже у неподготовленного посетителя.
Витрина с рыцарскими доспехами и то оформлена нетрадиционным способом. Обычно стараются объединить все элементы снаряжения воедино, возможно с использованием манекена.
Здесь же отдельные детали подчеркнуто разобщены, демонстрируются порознь и позволяют самостоятельно определять, для какой части организма предназначена та или иная защита.
Размещение в этой же витрине мощного ружья показывает уязвимость, которую приобрели металлические латы после внедрения огнестрельного оружия.
Обновленная экспозиция музея Лефортово, основанная на новой концепции демонстрации, может понравиться или быть отвергнутой большинством посетителей, итог покажет более длительный показ.
На первый взгляд представленное видение вполне жизнеспособно и отличается определенной новизной. В конечном счете только массовое посещение музея специалистами и рядовыми гражданами позволит сформировать об экспозиции как мнение экспертного сообщества, так и народную популярность.