Музей истории Тбилиси не отличается проникновением в древние эпохи, основная экспозиция посвящена XIX столетию. Культурное заведение является частью Национального музея страны, там – более древние экспонаты. Самостоятельной достопримечательностью является здание, старинный караван-сарай, построенный на фундаменте гораздо более раннего, сгоревшего.
Примечательности зданию добавляют сохранившиеся сведения о посещении наследником российского трона, будущим императором Александром II. Отсюда он наблюдал за народными плясками на плотах, восточным фасадом караван-сарай выходит на русло Куры. Целью визита было открытие дворца посланника Воронцова, от реки далекого. Западный фасад, откуда заходят в Музей истории Тбилиси, расположен на оживленной улице Сиони. Место для размещения заведения гостиничной направленности более чем подходящее.
Караван-сараи в Грузии появились еще во времена арабского владычества, тбилисского эмирата VIII — XII веков. Это практически аналоги русских постоялых дворов, прообразы современных гостиниц, отличающиеся восточным колоритом. Восстановление Тбилиси после сожжения иранцами в 1795 году началось именно с этих прообразов торговых центров. Одним из первых на старом фундаменте в 1818 году построен караван-сарай армянского семейства Арцруни. Не раз модернизированное здание в 1984 году передали под Музей истории Тбилиси.
Осматриваем Музей истории Тбилиси
Темные металлические двери входа как-то гармонируют с внутренним оформлением, но зеркальный проход вносит диссонанс. Интерьер многократные отражения вовсе не украшают, вызывая ассоциации с комнатами смеха советских парков. Масштабы старинного строения явно превосходили творческие возможности неведомых оформителей, эффективнее было бы подремонтировать прежнее убранство. Впрочем, в отношении остального интерьера именно так и поступили, менять что-либо здесь затруднительно.
Как в позапрошлом веке на первом этаже караван-сарая выставляли свои товары приезжие торговцы, так и сейчас властвует коммерция. Преобладают сувениры и ювелирные изделия, весьма многочисленны живописные полотна. Пожалуй, их здесь побольше, чем Музей истории Тбилиси поместил в выставочной экспозиции третьего этажа. Из музейного антуража заметны только постоянно занятые диваны и прозрачные вставки в половом покрытии. Почти каждому посетителю любопытно посмотреть, что же примечательного упрятали под ноги.
Однако особо примечательного там ничего не обнаруживается, примитивная инсталляция вскрытого подвала складского помещения. Настелили соломы, выставили древнюю плетеную емкость, остальное рассмотреть не представляется возможным. Отражение оконного переплета верхнего яруса вообще путает посетителей, не сразу уясняющих природу светлого пятна. Следующий этаж служит для размещения постоянной экспозиции, но внимание привлекают металлические конструкции старинной работы.
Обширный проем в межэтажном перекрытии огражден составными колоннами с решетчатым парапетом между ними. Более подробно эти элементы рассмотрим при выходе, в конце похода в Музей истории Тбилиси. Кольцевой коридор украшен небольшими историческими фотографиями, размещенными на не очень привлекательной дополнительной обшивке стены. Не сразу понятно ее функциональное предназначение. Дальнейший осмотр покажет, что отчасти это унификация с внутренними витринами, иногда просто маскировка износа здания.
Этнографическая экспозиция
Классические выставочные витрины Музей истории Тбилиси заполнил экспонатами, типичными для краеведческой экспозиции. Наибольшее внимание посетителей привлекают изделия грузинских оружейников, издавна известных своим выдающимся мастерством. Оружие в Грузии было не только средством защиты и нападения, оно составляло неотъемлемую часть мужского гардероба. Металлическую посуду здесь также делали искусно, применяя драгоценные металлы и разнообразные способы декорирования.
Коридоры приспособлены для выставочной деятельности с минимумом переделок, одним монтажом перегородок и установкой стендов. Среди экспонатов появляются изображения разных жанров, разбавляющие немногочисленные предметы старины. Впечатление от экспозиции изрядно портится примитивной организацией освещения, выполненного явно небрежно, открытой кабельной проводкой. Витринная подсветка не столько освещает экспонаты, сколько слепит немногочисленных посетителей.
Такая же неприглядная картина в просторном зале с приметными старинными колоннами из металла. Провисшие провода, лампочка без рефлектора соседствуют с люминесцентными светильниками, вещи сами по себе несовместимые. Изображения начинают преобладать над вещественными экспонатами на периферии, предметная часть размещается в объемистых центральных витринах. Начинают появляться макеты зданий, однако в этой части экспозиции Музей истории Тбилиси оживляется настоящим экипажем.
Моделью вагонов представлен тбилисский трамвай, единственный на территории Грузии, начинавшийся с конной тяги. Только в начале прошлого века его перевели на электричество, менее чем через столетие ликвидировали вообще. Заодно упразднили и троллейбусное движение, покончив со всем наземным электротранспортом. Сейчас в Тбилиси действует единственный метрополитен страны, автобусы, многочисленные разнообразные такси, фуникулер и канатные дороги.
Макеты зданий – любимый формат музея
Обращает на себя внимание большое количество макетов зданий, почему-то Музей истории Тбилиси жалует этот формат. Ответ кроется во времени его основания, это 1910 год, и бережном отношении к объектам городской застройки. Предшествующие неоднократные разрушения армиями завоевателей продемонстрировали хрупкость казавшихся вечными построек, их высокую уязвимость. Копирование выдающихся или типичных зданий, украшающих город, сделали традицией.
Часто только сохранившиеся миниатюры передавали потомкам облик утраченных по разным причинам построек. Копии ветшают вместе с историческим музейным зданием, видимо, финансовым обеспечением Музей истории Тбилиси обделен. Речь не идет о явно устаревшей, давно требующей обновления экспозиции, привести бы в цивилизованный вид. Положение спасают сохраненные старинные фотографии, выставляемые раритеты, здание караван-сарая, уникальное и неповторимое, и эти макеты.
Террасы и веранды, балконы и лоджии издавна были распространенными и непременными элементами тбилисских жилищ. Поразительно характерной в этом отношении является одна из моделей с большим набором таких составляющих. Они скомпонованы самым невероятным образом, в хитросплетении непросто разобраться с первого взгляда. Не сохранить такое чудо хотя бы в миниатюрной копии было бы преступлением. Некоторые здания становились натурой для модельщиков только на стадии безвозвратной утраты.
Без посторонних пояснений не сразу понимаешь, копировал модельщик разрушенное здание либо разрушалась когда-то выполненная модель. Подобным образом утрачивались порой свидетели исторических событий, мемориальные дома известных личностей. Сохранившиеся макеты нуждаются в более тщательном уходе, иначе развалятся под воздействием времени. Пока видимыми моментами ухода за караван-сараем можно назвать обрезанные трубы отопления и удаленные радиаторы. Даст Бог, поставят новые взамен.
Музейные экспозиции от экспоната к экспонату
Самое большое по площади помещение Музей истории Тбилиси оснастил объемными витринами немалых размеров. Такие обычно используются для создания тематических инсталляций, воссоздающих цельные композиции и имитирующие реальность. Про здешние экспозиции такого не скажешь, здесь почти не систематизированные наборы экспонатов. Лишь между витринами выставлен мебельный набор, да возле дальней стены проглядывает цельная композиция взаимосвязанных предметов и портретов.
Здешней достопримечательностью можно считать и двойную колоннаду под опорными балками верхнего межэтажного перекрытия. Еще более разнообразит интерьер живописная коллекция на противоположной стене, представлены полотна различных размеров и авторов. Картины плавно подводят посетителей к торцевой стене, где представлен интерьер дома зажиточного гражданина, или его фрагмент. Здесь художественные произведения сочетаются с довольно изысканными предметами меблировки.
Все экспонаты и картины снабжены информационными табличками для посетителей, качество мебели само бросается в глаза. Коллекционные фарфоровые изделия расставлены на полках застекленного серванта с позолоченными вставками. Красивая ваза из бронзы и ценного минерала украшает фортепьяно старого типа. С ней гармонирует узорный багет одного из портретов, рамки остальных картин попроще. Темные бардовые портьеры декорированы лаконичным орнаментом, дополняет интерьер роскошная мебель.
Элемент следующей экспозиции и ее общий вид
Чисто женским уголком выглядит арочная ниша в экспозиции следующего помещения, обрамленная подборками фотографий бытового характера. Фоном избран ковер во весь проем с орнаментальным рисунком, красным и черным с добавлением желтого. Основной экспонат – нестареющая швейная машинка с ножным приводом, любимое орудие домашних мастериц многих стран. Вешалки с традиционными нарядами дополняют фрагмент экспозиции, гораздо более представительной по содержанию.
Общий вид неширокого коридора первоначально не впечатляет, экспонаты упрятаны в стенные ниши, нужно приближаться. Освещение здесь разнообразится старинными фонарями, однако с потолка снова свисают оголенные лампочки в допотопных патронах. Просматривается большое количества уменьшенных копий исторических зданий, Музей истории Тбилиси верен своему увлечению. Много и старинных черно-белых фотографий, некоторые очень сильно увеличены и напечатаны уже современными методами.
Слева заметен настоящий балкон над верандой, все выполнено практически в реальном масштабе. При ближайшем рассмотрении веранда обнаруживает натуральное мощение из каменных блоков, посвящена ткацкому ремеслу. Фотография старой мастерской вставлена в оконный проем с распахнутыми ставнями, на которых – резной скромный узор. Реальные старинные изделия развешены либо свернуты. Возможно без фона из фотографий, возможно, лучше бы все это воспринималось.
Дальняя часть осматриваемой экспозиции представляет лавки местных торговцев и мастерские ремесленников практически в натуральную величину. Представляющие интерес исторические экспонаты собраны в дальнем конце, там старинные весы с чашами на цепях. Выставлен древний сосуд с раструбом и еще какие-то предметы, фон снова из фотографий. Если бы не они, да не подлинная кирпичная кладка, экспозиция выглядела бы вовсе бедновато. Однако прежде всего Музей истории Тбилиси нуждается в элементарном ремонте стен и электроснабжения.
Критические нотки в нашей публикации не следует воспринимать как отрицательный отзыв о туристическом объекте. Однако поскольку Музей истории Тбилиси носит обязывающее наименование, следует достойно представлять город с древнейшей историей. Основание города произошло в 458 году, в 2018-м отмечалось 1560-летие, это же обязывает! Однако невысокая предсказуемость политики грузинского руководства последних десятилетий не дает оснований на слишком радужные надежды.
Караван-сарай Арцруни, как главный экспонат музея
Музей истории Тбилиси имеет все основания к долголетнему существованию благодаря исключительному состоянию основных несущих конструкций. Предыстория этого строения кажется не относящейся к ныне существующему зданию, но это не так. Фундамент старого не был тронут разрушителями старого, епископского двора XVI века и служит основанием нынешнему. Несравненно более высокое качество металла, к стыду нынешних металлургов, — признанный факт, подтвержденный современными экспертизами.
Художественная обработка металла всегда была в Грузии на высоте, проявилась и в конструкциях рассматриваемого здания. Насколько изящно, даже грациозно выглядят металлические конструкции в настоящее время, можно убедиться при личном посещении. Да и внутренняя планировка караван-сарая идеальна для заведений подобного рода. Практически аналогично устроены крупнейшие торгово-развлекательные комплексы во многих городах мира. Ради одного этого следует зайти в Музей истории Тбилиси, города древнего и молодеющего на глазах.