Памятник Икару – модернистская скульптура на второстепенной площади греческой столицы, изображающая финальную сцену древнего мифа. Почитание истории собственной страны, характерное для греков, выражается как в сохранении старинных зданий и скульптур, так и в созидании современных.
Скульптура отличается высокой степенью стилизации, в ней нет проработанных деталей. Морские волны изображает неправильная пирамида, в которую врезается падающая фигура с остатками растрепанных крыльев.
Содержание легенды
Лаконично выполненный памятник Икару напоминает легенду о бегстве отца и сына, Дедала и Икара, из царства Миноса на Крите. Выдающийся зодчий и ваятель Дедал бежал туда от смертной казни, которая грозила ему по приговору афинского Ареопага. Кара была вполне заслужена, Дедал столкнул со стены Акрополя собственного племянника и ученика, убоявшись конкуренции талантливого юноши.
На Крите Дедал создал множество великолепных статуй и строений, в том числе легендарный Лабиринт для содержания Минотавра. Чудище с туловищем человека и головой быка питалось людьми, заблудившимися в хитроумном строении. Сам же создатель Лабиринта подсказал Тесею через Ариадну способ победить Минотавра, чем вызвал гнев и преследование со стороны приютившего его Миноса.
Арестованный вместе с родившимся и выросшим на Крите сыном, Дедал был лишен возможности бегства по морю и суше. Изобретательный узник решил использовать бегство по воздуху, изготовив крылья из птичьих перьев, скрепленных пчелиным воском. Сына он предупредил об осторожности в полете, ведь намокание перьев от брызг волн и расплавление воска от нагрева Солнцем грозили падением.
Именно упоение полетом, свободой передвижения стало причиной ситуации, которую фиксирует памятник Икару. Приближение к светилу, об опасности которого предупреждал Дедал, сыграло роковую роль в судьбе юноши. Всплывший труп был захоронен то ли отцом, то ли Гераклом на ближайшем острове. Эта часть Эгейского моря с тех пор именуется Икарийским, а остров – Икарией.
Памятник Икару как отражение мифа
Вспоминая легендарную историю и разглядывая со всех сторон памятник Икару, посетители площади Караискакиса делают собственные выводы и заключения. Первым всплывает традиционное восхищение беспримерным полетом, поклонение памяти одной из первых попыток покорения неба. Огромный шар, символизирующий светило, как бы предостерегает об опасности воздушной стихии на фоне изображения одной из первых жертв. Пренебрежение наставлениями старших, неприятие опыта предыдущих поколений – вторая ошибка молодости, имеющая место и в наши дни.
С лицевой стороны памятник Икару предваряется обширным ступенчатым постаментом. Явно прикормленные голуби возле каменной скамейки выдают популярность места у отдыхающих жителей Афин и приезжих туристов. Пустующие пока флагштоки позволяют предположить, что на площади практикуется проведение церемоний с поднятием знамен. Посетителям греческой столицы, имеющим возможность осмотреть памятник Икару вблизи, стоит прочесть надпись под оливковой веткой на каменной плите возле монумента.
Некоторые из осматривающих монумент задаются вопросом — почему воздвигнут именно памятник Икару, а не Дедалу, изобретателю крыльев? Содержание легенды подсказывает, что нельзя возвеличивать человека, запятнанного смертельным преступлением. Образ не проявившего свои таланты Икара нравственно чист, поэтому устоялся в людском восприятии как символ стремления к полету. К тому же добавление еще одной фигуры снизит эмоциональное воздействие изображаемой сцены, утяжелит композицию скульптуры.
Афинский памятник Икару — далеко не единственное художественное отображение мифического сюжета. Наиболее известно полотно Брейгеля Старшего — Пейзаж с падением Икара, хранящееся в брюссельском Королевском музее. Как и памятник Икару на греческой площади, картина не содержит изображения Дедала. Отражена безучастность зрителей падения к увиденному, выделенная в изложении мифа Овидием в его Метаморфозах.
Сюрреалистическая картина Пабло Пикассо, известная как Падение Икара, также оставляет заглавного героя малозаметным персонажем среди прочих действующих лиц сюжета. Этот же сюжет великий испанец использовал при росписи стены парижской штаб-квартиры ЮНЕСКО. Рисовал падение Икара и Марк Шагал (его картина находится в Центре Помпиду).
Памятник Икару не имеет длительной собственной истории, в отличие от легенды, им отображаемой. Память и уважение к древним мифам, отражающим древнее прошлое в восприятии предыдущих поколений, заслуживает восхищения и подражания. Будучи в Афинах, не забудьте осмотреть этот монумент.