Увековечив в камне и бронзе многих великих музыкантов, Вена обязана была иметь памятник Моцарту. Уроженец Зальцбурга, в культурный центр империи Габсбургов он переехал в 25 лет, жил последнее десятилетие. Столицей Австрии Вена стала только в 1918 году, до того пребывая императорской резиденцией. Ореол загадочности покрывает обстоятельства кончины 35-летнего гения, вымысел об отравлении Сальери проник в произведения искусства. С отсрочкой на целых 77 лет, в 1896 году, открыт памятник Моцарту в Вене.
Только в 1945 году он обрел нынешнее место, до того находился на Альбрехтплац (ныне – Альбертинаплац). Приведенная ниже высотная фотография показывает, что сейчас памятник Моцарту стоит в южной части сквера Бурггартен. Для уточнения ориентировки заметим, что север здесь совпадает с направлением биссектрисы прямого угла между зданиями. Имеются в виду Национальная библиотека слева и Пальмовый дом по центру фото. Подход к монументу – со стороны перекрестка магистрали Бургринга с Бабенбергштрассе.
Идея памятника зародилась вскоре после кончины Моцарта, с 1815 года началась интрига конкурсной процедуры. Четверо скульпторов представили собственные варианты на рассмотрение авторитетного жюри, первоначально победил проект Эдмунда Хелльмера. Однако ряд деятелей убедили в необходимости повторного рассмотрения и голосования, в котором выиграл Виктор Тильгнер. Нюанс в том, что в жюри состоял сам выигравший претендент, до этого исполнявший преимущественно бюсты.
Памятник Моцарту – от истории к облику
При первоначальном осмотре наравне с самим монументом восхищает травяной газон с красным скрипичным ключом. Садовники Бурггартена ежегодно высаживают здесь растения в форме музыкального знака, цветущие до поздней осени. Скорее всего, это неприхотливые сильвии из семейства шафрановых, отличающиеся стойкостью цветков. Памятник Моцарту состоит из ступенчатого основания, постамента из двух уровней и статуи композитора. Овальная балюстрада ограничивает пространство позади монумента, придавая композиции завершенность.
Однако обойти вокруг памятник Моцарту безусловно стоит, на задней поверхности постамента помещен знаменательный барельеф. На нем изображен играющий на клавесине маленький Вольфганг, его поющая старшая сестра и аккомпанирующий на скрипке отец. Уникальная одаренность младшего Моцарта проявилась с 4-х лет, столь рано он воспроизводил услышанные мелодии. В 6 лет уже занимался композицией, в 12 был практически сформировавшимся композитором, сочиняя законченные музыкальные произведения.
Объемные ангелы обрамляют две боковые поверхности постамента, кувыркаясь среди цветочных гирлянд. Золотом покрыты буквы фамилии, даты жизни и детали оформления мемориальной доски, завершенной внизу театральными масками. Доска заключена в черную рамку, такого же цвета размещенные ниже музыкальные инструменты и лавровый венок. Траурные символы тяжелейшей утраты музыкального искусства смягчаются листами нотных знаков, оставленных гением потомкам.
Статуя крупно и общий вид
Венчает памятник Моцарту фигура заглавного персонажа, изображенного в простой, естественной позе. Правая рука словно движется в такт мелодии, левая перелистывает страницы партитуры. Взгляд устремлен на отсутствующих музыкантов оркестра либо даже поверх, выдавая подлинное погружение в музыку. Совершенно достоверно показан сценический костюм, можно изучать как пособие по истории одежды. Образец театрального реквизита, резная подставка для нот, изображена с полнейшей детализацией резных украшений.
Возвращаясь к истории создания и вариантам, предлагаемым другими участниками конкурса, следует признать памятник Моцарту Виктора Тильгнера наиболее удачным. Версия Эдмунда Хелльмера, якобы победившая сначала, загромождена полуротондой с красочным портиком. Проекты Теофило Хансена и Йозефа Фрича отягощены массивными постаментами из нескольких частей, тоже явно проигрывают. Сам Тильгнер значительно улучшил первоначальную версию, убрав переднюю часть балюстрады и изменив позицию Моцарта.
Исключительно удачно и нынешнее размещение, которое памятник Моцарту получил после устранения военных повреждений. Особенно яркий фон монументу придает осенняя парковая растительность. Не сдающаяся сезонному увяданию природа символизирует быстротечность жизни великого музыканта. Сохранившееся на века музыкальное наследие подобно вечности природы, каждый раз возрождающейся и всегда торжествующей. Собственной красотой памятник Моцарту пленяет в любое время года.
Биографы Вольфганга Амадея Моцарта отмечают его уникальные способности и неординарно сложившуюся короткую жизнь. Малолетним вундеркиндом он был представлен несравненной императрице Марии Терезии, по достоинству оценившей юное дарование. Не только творил во всех музыкальных форматах, но и создавал всегда подлинные шедевры. Обладая абсолютным слухом, был равно одарен как сочинитель и исполнитель музыки. Легенды о прижизненных концертах Моцарта живописнее истории о мифическом отравлении.
Неравнодушные к музыкальному искусству, все цивилизованные люди, бывая в Вене, должны посетить памятник Моцарту. Столь малый иллюстрированный обзор не в силах дать полное представление об этом монументе. Однако увидеть уменьшенную копию могут путешественники в Китай, где она размещена в Пекинском парке мира, о котором мы ранее рассказывали. Тем не менее оригинал почти всегда лучше копии, кроме Тайной вечери, о чем сказано в публикации о церкви Миноритов в той же Вене.