Пещера 1
Эта пещера представляет собой небольшую вихару размером 12,7 на 12,9 метров, выполненную в строгом стиле направления Хинаяна, с восьмью монашескими кельями и плохо сохранившейся фасадной частью. Когда-то входом служила веранда с колоннадой, от которой сохранились остатки колонн и лестницы. Рядом находится еще одна незаконченная келья.
Пещера 2
Вход в пещеру 2 охраняют два огромных бодхисаттвы, высеченных в задней стене веранды. Колонны и фриз веранды разрушились, а внутреннее помещение хорошо сохранилось. Свод зала высотой 5,2 метра поддерживают 12 колонн, которые образуют обходные галереи по всему периметру.
В его задней части зала расположено три святилища, два второстепенных и главное. Внутри главного святилища находится статуя Будды, сидящего на троне в окружении слуг и коленопреклонённых последователей, а справа и слева от входа в него стоят фигуры бодхисаттв-дварапал Падмапани и Ваджрапани.
Пещера 3
Фасад храма разрушен, и внутрь можно войти прямо с веранды. Пещера 3 почти полностью аналогична пещере 2 по планировке и скульптурным группам. Отличия в том, что вместо обходной галереи вдоль боковых стен расположены входы в кельи монахов, а второстепенные святилища слева и справа от главного состоят из одной комнаты.
Пещера 4
Эта двухэтажная пещера сильно пострадала от обвалов. Все, что осталось от верхнего этажа, который некоторые исследователи считают частью пещеры 5, это две кельи и часть святилища с традиционной статуей Будды, окруженного слугами, внутри.
Нижний этаж также полностью лишен фасадной части. Сохранилось святилище с огромной фигурой Будды и двумя дварапалами по обеим сторонам от входа. В вестибюле, расположенном с северной стороны, высечено редкое для Индии изображение Авалокитешвары с лотосом и четками в руках, в окружении фигур Будды, бодхисаттвы, Тары и Бхрикули.
Пещера 5
Пещера 5 носит название Махарвада. Это самая большая из одноэтажных пещер – размер ее главного зала 35,7 на 17,8 метров. В зале находится 24 колонны, расположенные в два ряда и образующие обходную галерею с входами в кельи. Вход в главное святилище с образом Будды традиционно предваряют исполинские стражи-дварапалы в сопровождении прислужниц. Недалеко от входа есть небольшое святилище с изображением Будды.
Пещера 6
Пещера 6 наполовину разрушена – полностью отсутствует фасадная часть за исключением женской фигуры на северной стене. Частично сохранился главный зал, окруженный с севера и с юга небольшими залами с колоннами. В южной части вестибюля можно увидеть два женских божества – Тару и Махамаюри, богиню познания. Основное святилище, помимо огромной статуи Будды, украшено образами Падмапани, Куберы и Майтрейи, сидящих на лотосах.
Пещера 7
Пещера 7 – типичная вихара с 4 колоннами и 12 незаконченными кельями вдоль боковых стен. Стоит обратить внимание на большую фигуру Праджняпарамиты, вырезанную в нише к югу от входа.
Пещера 8
Просторная пещера с колоннами и пилястрами и искусно выполненными барельефами, изображающими буддистские божества. Этот храм имеет свою особенность – его святилище представляет собой часовню, расположенную между двумя залами, соединенными между собой.
Пещера 9
Небольшая пещера известна интересными скульптурами на фасаде. У нее изначально отсутствует стена между верандой и залом, а образ Будды помещен в одно из небольших углублений, образованных в задней стене тремя колоннами. Здесь можно увидеть остатки росписи на потолке и стенах, что является редкостью для Эллоры.
Пещера 10
Пещера 10 имеет собственное название Вишвакарма и входит в число самых значительных пещер Эллоры. Это единственная чайтья-гриха (молитвенный дом) среди буддистских храмов комплекса.
Название «Вишвакарма» связано с сыном бога Брахмы, архитектором богов и покровителем строителей, которому, вероятно, начали здесь поклоняться после упадка буддизма. Второе название «Дом плотника» было дано этой пещере из-за необычного потолка чайтьи, которому каменотесы придали вид деревянных балок.
Храм построен в двух уровнях. На первом уровне находится вход в грандиозный апсидальный молитвенный зал, который предваряется большим квадратным двором, на втором – П-образный балкон с фасадными окнами и резными парапетами. На обоих этажах по боковым сторонам двора расположены святилища и кельи.
Судя по всему, в Средневековье двор был замкнутым пространством с входом через западную стену, которая сейчас почти полностью разрушена. На первом этаже двор окружен с трех сторон верандой с колоннадой, через которую можно попасть в кельи, святилища и главный зал.
Размеры главного зала Вишвакармы впечатляют – 30 метров в длину, 13 в ширину и 10,5 в высоту. В задней части зала можно увидеть гигантскую ступу с трехметровой статуей Будды, сидящего на львином троне, и изображением дерева Бодхи. По периметру зала расположено 28 колонн, которые образуют обходную галерею.
На балкон второго этажа можно подняться по одной из лестниц в северной части веранды. Он полностью повторяет форму веранды и находится точно над ней. В центральной его части расположены три оконных прямоугольных проема и одно арочное окно, через которое свет проникает в главный зал. Балкон поражает изумительным фасадом, украшенным изображениям гандхар, апсар, будд и бодхисаттв.
Пещера 11
Хотя эта пещера носит название «До-Тал», или «Двухэтажная», предположительно изначально строилась в три этажа, но впоследствии нижний этаж был завален обломками и расчищен только столетие назад.
Все три этажа имеют веранды с колоннами и внутренние помещения различной глубины. Вход на первый этаж лежит через открытый двор. Он выдолблен неглубоко, и здесь есть только второстепенное святилище с образом Будды в сопровождении бодхисаттв.
Площадь второго этажа уже больше; здесь расположено три святилища с традиционными изображениями. Здесь же находится главное святилище, которое представляет собой большой зал с колоннадой, предваряемый вестибюлем. В этом храме кроме буддистских божеств можно увидеть и представителей индуистского пантеона, которые относятся к периоду упадка буддизма в регионе.
Пещера 12
Как и предыдущая, пещера 12 является трехэтажным храмом с верандами и главным святилищем, расположенным на верхнем ярусе. Его название «Тин Тал» означает «трехэтажная». В отличие от пещеры 11, попасть в этот храм можно через закрытый двор. Другое отличие состоит в том, что все ярусы храма вырублены одинаково глубоко, и каждый из них включает в себя просторный зал с множеством колонн и нишей с образом Будды, высеченной в задней стене. Два нижних зала окружены по периметру монашескими кельями.
Верхний зал знаменит своими потрясающими барельефами. Здесь нет ни одного блока, который не был бы покрыт искусными изображениями Будды, бодхисаттв и Тары. Самые известные барельефы – семь земных Будд и семь неземных Будд — расположены справа и слева от главного святилища.
Индуистские храмы Эллоры
С VII века индуизм становится главной религией Декана, однако работы над самыми ранними индуистскими пещерами (19, 27 и 28) начались примерно в середине VI столетия. В самом начале архитекторы следовали модели своих буддистских предшественников, но со временем они разработали свой собственный стиль, который достиг совершенства в пещере 16 – знаменитом храме Кайласнатха.
Пещера 13
Незаконченная пещера.
Пещера 14
В этой пещере с местным названием Равана-ка-кхай можно найти несколько интересных деталей: в отличие от остальных она относится к культу Богини-Матери Шакти, а ее барельефы прекрасно сохранились.
Планировка здесь практически не отличается от буддистских пещер: двор, вестибюль-мандапа с 16 колоннами и святилище с обходом сзади и по сторонам. В главном святилище – гарбагрихе – когда-то был установлен образ богини, который дошел до наших дней сильно поврежденным.
На стенах сохранились барельефы, изображающие индуистских богов. Интересно, что они относятся к разным направлениям: вишнуизму, шиваизму и шактизму.
Пещера 15
Чтобы попасть в пещеру 15, которую местные называют Дасаватара, нужно подняться по длинной каменной лестнице и пройти через ворота в стене, которые ведут во внутренний двор. Внутри просторного двора находится монолитный павильон Нандимандапа с фигурой священного быка Нанди.
Нижний этаж представляет собой холл с двумя рядами простых колонн. Помещение верхнего этажа значительно больше; его свод поддерживают 44 колонны. Каждая из боковых стен разделена колоннами на шесть ниш, в которых изображены танцующий Шива, сцены из жизни Шивы и Парвати, Равана, сотрясающий Кайлас, Вишну, Кришна и другие традиционные сюжеты.
В гарбагрихе, охраняемой четырехрукими дварапалами, сохранилась линга, установленная на круглом основании – питхе, а в зале привлекает внимание искусно выполненная статуя быка Нанди.
Пещера 16
Главная достопримечательность Эллоры – грандиозный храм Кайласа, названный в честь сакральной горы Кайлас, обители Шивы.
Храм был целиком высечен из скальной породы и является самым большим объектом подобного рода в мире. Размеры пещеры поражают: глубина от верхней точки до уровня земли 36 метра, ширина 47 метров, глубина 84 метра. Само здание занимает ее большую часть и имеет размер 50 на 33 метра при высоте 36 метров.
Входом в Кайласнатху служит гопура – башня с воротами, которая ведет во внутренний двор. Далее через Нандимандапу по каменному постаменту можно пройти в двухэтажную мандапу, а уже оттуда — непосредственно в гарбагриху, где расположен мурти – главный образ храма в виде линги. По трем сторонам гарбариха окружена обходным коридором, к которому прилегает пять второстепенных святилищ.
Главное святилище и мандапа стоят на высоком постаменте, обрамленном барельефами с изображениями слонов и мифологических животных. Внутри мандапы находится 16 массивных колонн, а потолок и стены представляют сцены из индийской мифологии. Вход в святилище украшен фигурами Ганги и Ямуны, а его стены покрыты изображениями летящих гандхарв.
Напротив храма на одной оси с ним стоит павильон с огромной статуей Нанди – священного быка бога Шивы. Во внутреннем дворе слева и справа от павильона Нанди расположено две колонны и исполинские статуи слонов, поврежденные, скорее всего, во время мусульманского завоевания.
В пещере 16 представлен весь пантеон многочисленных индийскихбогов. Храм и его главное святилище посвящены Шиве, а окружающие его святилища меньших размеров – Ганге, Ямуне, Сарасвати, всем десяти аватарам Вишну, Ганеше, Дурге и другим индуистским и ведическим богам и богиням.
Я не сильна в направлениях индуизма и буддизма, но пещеры Эллоры как культурно — историческое наследие посетила бы с огромным удовольствием. Посмотрела фотографии – очень впечатляют. Как? Ну, вот как можно из куска скалы высечь такую красоту, да еще и в несколько этажей. Понятно про крепость пород, но все равно ведь делались расчеты, чтобы не только не было обрушений, но и сохранились экспонаты до наших дней. А учитывая один из способов вырубки сверху вниз, и продолжительность работ, каких титанических усилий это стоило.
Вживую видела высеченные в скале Ликийские гробницы Миры в Турции и пещерный город Чуфут-Кале в Крыму, но индийские пещерные храмы Эллоры – несомненно, одно из самых удивительных творений человечества.