Пном Бакхенг – храм на холме богов

Храм Пном Бакхенг
Погода Siemreab

ясно

30 °C
Ветер
6.01м/с
Давление
767 мм рт. ст.
Влажность
68 %

Пном Бакхенг – не самый величественный и далеко не самый сохранившийся храм Ангкора. Но тот, кто не встречал закат на Пном Бакхенге, тот не видел Ангкор. С его террас, расположенных на вершине холма, открывается невероятный вид на бескрайние просторы древней столицы кхмеров. Лучи заходящего солнца окрашивают небо над старинными храмами во всевозможные оттенки желтого, розового, оранжевого, багряного, высвечивают громаду Ангкор-Вата и заливают мягким светом развалины башен и алтарей.

Именно здесь становится понятным, насколько грандиозным был замысел великих императоров, поколениями строивших свою столицу во славу своих богов и данной ими божественной власти, которая ныне являет собой одно из самых невероятных творений человечества.

Храм-гора и его сакральное значение

Пном Бакхенг считается самым древним из храмов Ангкора, государственным святилищем первой столицы, возникшей в районе Ангкора. Это идеальное воплощение концепции храма-горы, которое стало образом для подражания при строительстве подобных культовых зданий.

Вид на Ангкор-Ват с холма Пном Бакхенг

Пном Бакхенг построен на естественном холме высотой в 65 метров, который служит его основанием.  Эта особенность во многом определила дальнейшее развитие технологий строительства ангкорских храмов, которые возводились на равнине на искусственных насыпях.

Традиционный кхмерский храм-гора построен в форме ступенчатой пирамиды, которая отражает индуистскую модель мира, где храм символизирует священную гору Меры – центр мироздания. Храмы-горы окружены концентрическими стенами и водоемом, олицетворяющими горные цепи и воды Молочного океана вокруг Меру. Его пять ярусов, основание и верхняя часть воплощают семь уровней небес, от нижнего мира, населенного людьми, до верхнего – обители богов и праведников. Верхний ярус увенчан четырьмя башнями-прасатами, расположенными по углам и окружающими центральную башню, где находится главное святилище с лингой.

Верхний уровень Пном Бакхенга – сатья-локу, мир Брахмы

Каждый элемент Пном Бакхенга заключает в себе особый смысл. Так, на каждом из пяти ярусов расположено по двенадцать прасатов, по числу знаков Зодиака и лет в цикле восточного календаря. Пять ярусов в свою очередь символизируют пять двенадцатилетних циклов, которые составляют самватсару – шестидесятилетний цикл в ведическом исчислении времени.

В сумме с сорока четырьмя башнями у основания храма и четырьмя прасатами вокруг центрального святилища количество башен составляет 108 – сакральное число всех ведических религий. Башни-прасаты расположены таким образом, что с каждой стороны одновременно можно увидеть только 33 башни – именно столько богов обитает на горе Меру. Длина верхней террасы равняется 108 хатам, единицам длины древних кхмеров.

Тесная связь храма с календарем подтверждается надписью, найденной на одной из его стен, которая гласит, что храм предназначен «олицетворять своими камнями движение звезд».

История Пном Бакхенг

В конце IX века к северу от озера Тонлесап развернулось оживленное строительство. Вокруг холма Пном Бакхенг появился город, который стал новой столицей Кхмерской империи. Город получил название Яшодхарапура, что означает «Святой город» или «Главный город».

Храм-гора Пном Бакхенг

Король Яшоварман I, основавший новую столицу, был энергичным и образованным человеком, философом, поклонником искусств. Его новая столица должна была стать образцом идеального города и религиозным центром страны. Едва придя к власти в 889 году, он переносит столицу из города Харихаралайя, основательно разрушенного междоусобной войной, в строящуюся  невиданными темпами Яшодхарапуру. В том же году он закладывает главный храм.

На соседних холмах король строит храмы Пном Кром и Пном Бок. Все три храма образуют собой треугольник, который, по мнению исследователей, символизирует трех верховных богов индуистского пантеона – Брахму, Вишну и Шиву.

Строительство Пном Бакхенга завершается в 907 году, и на ближайшие три столетия храм становится главным храмом усиливающейся Кхмерской империи.

Прасат на верхнем ярусе храма

В 1177 году Яшодхарапура  подвергается разрушительному нападению племени чамов и больше не восстает из руин. Король Джайаварман VII, изгнавший чамов из Камбоджи, основывает неподалеку новую столицу Ангкор-Тхом.

После упадка всего Ангкора после войн с тайцами Яшодхарапура предается окончательному забвению, до того времени, пока город не обнаруживает французский исследователь Анри Муа, благодаря которому Ангкор получает мировую известность.

В 1919 год археолог и хранитель Ангкора Анри Маршаль приступает к расчистке храма, сильного повреждённого временем и строительством статуи Будды, которое пытались вести буддистские монахи, используя элементы старого храма. В 1931-1934 годах здесь проводит раскопки Виктор Голубев, который выдвигает гипотезу о том, что храм был центром первой столицы этого района и, соответственно, является древнейшим сооружением на территории Ангкора.

Архитектура Пном Бакхенг

Пном Бакхенг – удивительный пример гармонии природы и человеческого мастерства. Его яруса вырезаны прямо в горной породе и облицованы песчаником. Храм выглядит так, словно он был целиком построен из глыб песчаника, и сложно поверить, что, по сути, он является надстройкой над естественной возвышенностью.

Восточная сторона храма и руины библиотеки

Некогда храмовая гора была окружена рвом размером 652 метра на 435 метров и стенами с четырьмя входами через надвратные башни-гопуры, ориентированные по сторонам света. За рвом лежала Яшодхарапура, окруженная крепостными стенами длиной около четырех километров каждая. До наших дней ни водоем, ни городские постройки, к сожалению, не дошли.

Центральный вход в храм осуществлялся с востока через восточную гопуру внешнего пояса ограждений, остатки фундамента которой можно найти возле дороги. На вершину холма вели четыре каменные лестницы, по одной с каждой из сторон. Восточная лестница сейчас сильно разрушена, и проход по ней запрещен, остальные также довольно сильно пострадали от времени и буйной тропической растительности.

У основания храма

Дальше посетители через восточную гопуру внутреннего ограждения попадали во двор размером 190 метров на 120 метров, окружающий храм, проходили между двумя библиотеками и оказывались у подножия пирамиды храма, окруженного 44 башнями-прасатами.

Пирамида храма состоит из пяти ярусов общей высотой 13 метров, через которые проходят крутые каменные ступени, ведущие на верхний уровень. Длина каждой стороны основания составляет 76 метров, а платформа верхнего уровня, где расположено главное святилище,  имеет размер 31 метр на 31 метр. На террасах можно видеть остатки 60 прасатов, по 12 на каждой. Кое-где сохранились скульптуры каменных львов, которые считаются самыми совершенными в Ангкоре образцами воплощения этого животного в камне. По углам верхнего яруса расположены 4 прасата, а посередине – центральная башня.

Храм ориентирован на восток, поэтому все прасаты на террасах имели один вход, восточный. Башни, которые окружали главное святилище, имели по два входа – с востока и с запада, а в центральную башню можно было попасть со всех четырех сторон света.

Террасы Пном Бакхенга

В некоторых святилищах сохранились удивительной красоты барельефы, изображающие небесных танцовщиц апсар, деват, богов и затейливые растительные орнаменты.

Интересные факты

  • До исследований русского востоковеда Виктора Голубева считалось, что первая столица на территории Ангкора Яшодхарапура находилась на месте более позднего города Ангкор Тхом. Голубев был первым, кто соотнес Пном Бакхенг со столицей Яшовармана I, занимаясь раскопками на холме. Ему удалось сделать аэрофотосъемку района и составить карту, на которой стало ясно видно дорогу, соединяющей Яшодхарапуру с предыдущей столицей Харихаралайей.
  • Для того чтобы подвести реку Сиемреап к стенам Яшодхарапуры, строителям города пришлось перенести ее русло почти на 3,5 километра.
  • Число 108 имеет глубокий сакральный смысл во многих религиях и оккультных течениях. В индуизме и буддизме четки состоят из 108 бусин, мантры читают по 108 за один раз, в йоге 108 основных асан, буддистский канон Ганджур и ведические тексты Упанишады содержат по 108 книг, а западный склон священной для последователей обеих религий горы Кайлас имеет наклон 108 градусов. Встречается число 108 и в индийской астрономии. Так, девять планет проходят через двенадцать знаков Зодиака (9х12=108), каждое из двадцати семи лунных созвездий накшатр делится на четверти — пады (27х4=108).
Нет комментариев

Войдите, чтобы добавить комментарий