Необычным происхождением отличается от других парков и скверов московский сад Эрмитаж. Это не реквизированная после революции дворянская усадьба, а созданный единолично озелененный участок для размещения театра. Меценатом был увлеченный искусством сцены удачливый купец Яков Щукин, создавший шедевр на заброшенном пустыре. Работы проводились основательно, с заменой грунта на отборный чернозем и посадкой многочисленных кустов и деревьев. Еще до начала прошлого века здесь был и водопровод, и электричество.
Входящих в сад Эрмитаж встречают привилегированные торговые точки в павильонах из красного кирпича. Они выполнены в тон столбам ограды и еще группы строений в центральной части. Далее посетители проходят мимо фонтана с восьмигранным бассейном и традиционными двумя чашами, с перетеканием воды. Старинное театральное здание неплохо сохранилось, но планируется реконструкция вплоть до 2020 года. Приметный портик фасада с колоннами, балюстрада террасы над входом делают строение легко узнаваемым.
Через три года после открытия, в 1898 году, сад Эрмитаж стал местом одного из самых значимых событий в российской театральной жизни. Здесь впервые выступила объединенная труппа Немировича-Данченко и Станиславского, ставшая основой Московского Художественного театра. Премьерные спектакли по пьесам Чехова проходили в этом здании, как и дирижерский дебют Сергея Рахманинова. Театр Эрмитаж стал местом первых режиссерских работ Сергея Эйзенштейна и Юрия Любимова.
Еще про театральный сад Эрмитаж
Амбиции Якова Щукина были подкреплены серьезными финансами, поэтому планы он строил грандиозные. Мечтал спонсор ни много ни мало, как превзойти императорский Большой театр своим комплексом построек. Летний Зеркальный театр был выстроен правее театра Эрмитаж, к нему еще вернемся. Возведена и высокая кирпичная коробка большого зимнего театра, именуемая до сих пор Щукинской сценой. Окончанию строительства помешали Первая мировая война и российские революции, из-за переворота 1917 года Щукин эмигрировал.
При советской власти театр Эрмитаж пережил несколько разных трупп, а Щукинская сцена использовалась как склад. Хранением театральных декораций и сценического реквизита здесь пользовались многие театры столицы долгие годы. Ночной клуб Дягилев арендовал помещение в 2006 году, через 2 года допустив крупный пожар. Выгорели все перекрытия и кровля, с тех пор к завершению замыслов основателя не возвращались.
Театр драмы Сфера Екатерины Еланской
Предусмотренная Щукиным постройка подсобного назначения, расположенная позади сцены его имени, была завершена строительством. О характере ее использования ничего не известно, сейчас в нем несколько объектов, в том числе ресторан на фото. Кроме неинтересных нам точек питания, здесь в 1981 году открылся драматический театр Сфера. Основала его известный театральный деятель Екатерина Еланская, человек с собственным видением театра.
Образно излагая свои взгляды, Еланская называла традиционный театр подглядыванием, а сцену – кубом со срезанной гранью. Она проповедовала так называемую сферу общения, объединяющую актеров и публику в едином пространстве. Обычной сцены с занавесом и кулисами в круглом амфитеатре зрительного зала не было. Открытые со всех сторон подмостки размещались в центре и между зрительскими местами.
Новая Опера имени Колобова
Второй новаторский театр получил сад Эрмитаж в 1991 году, стараниями выходца из Свердловска (ныне Екатеринбург). Евгений Колобов в тридцать один год стал главным дирижером местного театра оперы и балета. Прославился мастерством дирижера на московских гастролях провинциального театра, затем работал в Ленинграде и Москве в ведущих музыкальных коллективах. Имея новаторские замашки, при поддержке мэра Лужкова основал собственный театр.
Именно Новая Опера стала постоянным хозяином перестроенного Зеркального театра Якова Щукина. Здание характерно собственным оригинальным обликом, во многом из-за кругового балкона второго яруса и балюстрады на крыше, с ограждениями, выполненными из кованых решеток. В 2005 году театру присвоили имя скоропостижно скончавшегося основателя, которому было всего 57 лет. Театр завоевал славу передового в своем жанре в стране и мире.
Летняя эстрада и бюсты гениев музыки
Несмотря на изначально театральный уклон в деятельности, сад Эрмитаж прежде всего был и остается парком культурного отдыха. Принято было наполнять пространство времяпровождения музыкальными мелодиями, исполняемыми на открытом воздухе. Летняя эстрада для оркестра и солистов здесь существовала во все времена, есть и сейчас. Меняясь конструктивно, сооружение выполняло свое предназначение при всех властях и любом общественном устройстве.
Какой-либо особой оригинальностью здешняя летняя сцена не отличается, приводится только обширный перечень выступавших знаменитостей. Регулярно проводимый джазовый фестиваль, который организует сад Эрмитаж, завоевал популярность широкой аудитории. Однако украшают прилегающую площадь все-таки бюсты титанов классической музыки, установленные по бокам летней эстрады. Чайковский и Глинка достаточно колоритны и узнаваемы.
Монументы и строения, украшающие сад Эрмитаж
Мало что сохранилось от первоначального декоративного убранства, которым создатель украшал сад Эрмитаж в конце XIX века. Виной тому и недостаточная долговечность использованных материалов, и намеренное разрушение идеологически чуждых символов. Из наследия Щукина можно упомянуть лишь осветительные фонари, да и то лишь частично, о которых мы расскажем позднее.
Парижский подарок
Основная масса достопримечательностей, ныне отличающих сад Эрмитаж, датируется уже третьим тысячелетием. Накануне его начала, в 2000-м году, подарок столице России преподнесла мэрия Парижа, презентовав бюст великого писателя и драматурга Виктора Гюго. Почему выбрали именно провозвестника французского романтизма, осталось невыясненным, но личность безусловно достойная.
Расположив бюст Гюго на клумбе посреди аллеи, оформлявшие сад Эрмитаж предопределили его осмотр всеми проходящими. В пору цветения он выглядит особенно выигрышно, но и сама по себе скульптура достойна внимания. Работа была выполнена еще в 1920 году скульптором Маркестом незадолго до кончины. Он же выполнил скульптурный памятник Гюго в университете Сорбонны, так что изображал уже знакомую персону.
Дар итальянского правительства
Памятник Данте Алигьери изображает выдающуюся личность давно прошедших времен, обретшую истинное бессмертие. Основоположник литературного итальянского языка, автор Божественной комедии жил и творил на рубеже XIII и XIV веков. Работу выполнил современный ваятель Ринальдо Пирес, изобразив голову великого итальянца среди томов его произведений. Сочетание зеленой листвы деревьев и цветов на клумбе создает живописный фон.
Поводом для подарка, вероятнее всего, послужил 850-летний юбилей Москвы, отмечавшийся в 1997 году. Более поздняя установка (2000-й год) объясняется процедурными соображениями, ее приурочили к визиту тогдашнего президента Италии Чампи. Участие главы государства придало открытию монумента особую значимость и торжественность. Лояльность Италии в отношении России напоминает об исторических традициях связи народов и культур.
Серебряное сердце влюбленных
Памятник всем влюбленным украсил сад Эрмитаж в день Святого Валентина 2006-го года. Инициатором возведения выступила радиостанция Серебряный дождь, дважды уже устанавливавшая здесь временные памятники той же тематики. Прежние продавались на благотворительных аукционах, нынешний решено оставить навсегда. Выгнутое из параллельных металлических труб символическое сердце обрело популярность.
Особую привлекательность монументу придают мелодичные колокольчики, на ветру издающие нежный перезвон. Сейчас здесь одно из самых знаковых мест для свиданий, не пропускают визит к Серебряному сердцу и сочетающиеся законным браком. Пройти через конструкцию, держась за руки, считается счастливым предзнаменованием. Красочные цветочные клумбы и ажурные лавочки с лирами на спинках привлекают любую публику.
Не поверите, и фонтан из Парижа
Такие же лавочки, как у памятника влюбленным, есть и возле массивного фонтана с высоким и частым металлическим ограждением. Шестиконечная звезда ограждения и привлекает первоначально внимание посетителей, затем всматривающихся в необычную циркуляцию воды. Струи здесь направлены от периферии бассейна в центральную чашу, затем вода стекает в бассейн. Отдельно подается жидкость в чашу на ножке.
Рассматриваемый фонтан был составной частью подарка парижской мэрии (в комплекте с бюстом Гюго). Однако оформители сада Эрмитаж нарушили комплектность подарка, установив элементы отдельно друг от друга. Ни один из них от этого не пострадал, да и особой сочетаемости их не просматривается. Почему-то парижский фонтан особенно популярен у любителей искупаться, скорее всего из-за затрудненного доступа в бассейн.
Чугунные павильоны Гарден-коттеджей
Абсолютно необычные парковые беседки сад Эрмитаж обрел только при масштабной реконструкции конца прошлого века. Они собраны из литых чугунных элементов, от опорных колонн, деталей крыши до ажурных ограждающих решеток. Такое впечатление, что замысел дизайнеров вдохновил Каслинский павильон столетней давности для Всемирной выставки в Париже. То изделие в 1900-м году произвело значительный фурор, удивив всю Европу.
Литейщики южного Урала работали над выставочным экземпляром два года, шлифуя и подгоняя детали для сборки на месте. Производитель павильонов, украсивших сад Эрмитаж, неизвестен, однако выглядят они не хуже старинного предшественника. Тем более каслинское чудо далеко, в музее Екатеринбурга, здесь — сразу два изделия из необычного материала. Названные на старинный манер, Гарден-коттеджи стали любимым местом свадебных обрядов.
Парковые светильники возле чугунных беседок тоже необычные, такие встретились еще у памятника Данте. Они состоят из вытянутого пьедестала и собственно лампы, без обычного с таких устройствах столба. Освещая павильоны на столь малой высоте, оформители позволяют рассмотреть Гарден-коттеджи во всей их железной красоте. Российские металлурги достойно продолжили дело предков, украсив сад Эрмитаж на диво всем гостям.
Детская площадка и другие прощальные фото
Не оставил сад Эрмитаж своим вниманием и заботой самых юных посетителей, у них собственная территория. Детская площадка здесь довольно просторная, оборудована разнообразными устройствами для детских игр и развлечений. И бдительные родители, и утомившиеся малыши отдыхают на садовых скамейках, расставленных в тени деревьев по периметру детской площадки, размерами которой сад Эрмитаж превосходит многие другие парки.
Сезон 2018 года сад Эрмитаж встретил без обитателей вольера для фазанов, пернатые жители переехали. Московский зоопарк предоставил птицам более комфортные условия, грамотные сотрудники обеспечат должный уход. Сад Эрмитаж за счет ликвидации непрофильных разделов увеличил детскую территорию, имеются здесь и другие недостаточно освоенные участки. Своих посетителей пока ожидают удобные шезлонги, даже столики рядом предусмотрены.
Вдоль прогулочных дорожек расставлены приметные издали электрические светильники, изготовленные по старинным изображениям. Сохранены и встроены в новые изделия некоторые детали от старых фонарей, с рельефными вензелями ЯЩ. Первый электрифицированный московский парк старается сохранять благоприятную атмосферу отдыха, которой он славится уже более столетия.
Неповторимая атмосфера театрального сквера особенно привлекает в сад Эрмитаж любителей сценического искусства. Она сохраняется здесь неизменной со времен основателя, Якова Васильевича Щукина, уже второе столетие. Личность его определенно заслуживает увековечения в созданном очаге культуры, но пока ведутся только разговоры о памятнике. Хочется надеяться, что уже нынешнее поколение посетителей сможет видеть здесь долгожданный монумент.