Верхний монастырь Цамбика, называемый еще малым, на самом деле – небольшая часовня на вершине горы. Знаменита как место обретения чудотворной иконы Богородицы, помогающей бездетным женщинам завести потомство. Реликвия появилась на Родосе неведомым образом, при этом обнаруживалась пропажа ее с Кипра. Икону возвращали с попутными кораблями, но история повторялась, так три раза подряд. В итоге оборудовали место для хранения святыни, которую (оригинал) позднее переместили в монастырь у подножия вершины (нижний Цамбика).
Хотя оригинал иконы находится внизу, а Верхний монастырь Цамбика хранит копию, его посещение также популярно. Одним любопытно увидеть место чудесного обретения иконы, другие поднимаются в надежде на зачатие ребенка. Часть пути можно преодолеть на автомобиле, который затем придется оставить на стоянке. Дорогу для пассажиров скрашивают живописные ландшафты, водителю не до них, дорога идет у обрыва. Верхний монастырь Цамбика вполне доступен и пешком, но 2 километра в гору подвластны не всем.
Пока ехали на машине, увлеченно наблюдали здешнюю растительность на горных склонах. Удалось даже зафиксировать на фотографии обитателей из числа немногочисленных на Родосе представителей животного мира. В очередной раз это оказались многочисленные на острове дикие козы, наверняка в компании козлов. Только им и хватает растительного пропитания, флора Родоса разнообразием и обилием не отличается. Удивляет исключительная ловкость, с которой копытные передвигаются по скалистым склонам.
Вспоминаются по дороге и легендарные подробности появления чудотворного образа, замеченного неведомым пастухом по исходившему сиянию. Вероятнее всего, овечий пастырь заметил солнечный зайчик от серебряного оклада иконы. Греческое слово цамбика означает искра, вполне правдоподобная версия. Однако она не объясняет самого появления иконы, тем более неоднократного. Тут остается либо верить преданию, либо предполагать скрытные действия сторонников христианской веры.
Последний участок пути в Верхний монастырь Цамбика
Последние сотни метров дороги в Верхний монастырь Цамбика можно назвать ступенчатой ходьбой. Приходится передвигаться по лестнице с длинными ступенями, которые не перешагнуть одним движением, на каждой приходится переступать. Непривычный прерывистый подъем отнимает много сил и раздражает психологически. Хорошо хотя бы то, что на пути встречаются парковые скамейки и можно передохнуть. Взвесив здраво потраченные усилия, понимаешь, что подниматься по необорудованному склону было бы значительно тяжелее.
Оригинальная задумка местных оформителей состоит в нумерации ступеней, которая отвлекает от монотонных повторяющихся движений. По мере преодоления ступенек настроение улучшается, особенно когда между деревьев начинают появляться признаки строений. Маячившие до этого спины идущих впереди постоянно удалялись, а неподвижные ориентиры словно тянули вверх. Наконец путешественники достигают своей цели, — вершины горы, небольшой часовни на ней и могут расслабленно отдохнуть.
Выходя с лестничных маршей в непосредственной близости от здания, невозможно окинутьего одним взглядом. Наилучшим образом Верхний монастырь Цамбика показан на заглавной фотографии, которую в спешке не прокомментировали. Здесь использована опять камера квадрокоптера, который выполнил фотографирование со стороны, иным образом такие фото не получить. Строение довольно приземисто и невелико, видимых признаков религиозного предназначения не наблюдается.
Место обретения иконы и установки свечек
Не только внутреннее убранство, даже само устройство помещения в часовне, представляющей Верхний монастырь Цамбика, необычно. Основной храмовый объем напоминает скорее парковый павильон или иное светское строение, нежели религиозное. В нескольких местах группы посетителей, явно делающих какие-то записи. Необычно организовано естественное освещение, свет проникает через узкие окошки в верхних частях стен. Мало кто соблюдает приличие в одеяниях, видимо, служители на скромности не настаивают.
Довольно изящно выглядят деревянные подпорные столбы, поддерживающие балки потолочного перекрытия. Однако самая приметная и живописная деталь оформления — мозаика полового покрытия, выполненная из морской гальки. Из обкатанных камешков белого и черного цветов составлены удивительно красивые узоры, выглядящие подобно тканному ковру. Наверняка достаточно трудоемки как сбор гальки, так и раскладка ее по намеченному орнаменту. Исключительно ручная работа такого рода характерна даже для городов Родоса.
Установка зажженных свечей в христианских храмах распространена повсеместно, чаще для этого используют бронзовые подсвечники. Здесь избрана другая система, свечи ставятся в поддон с песком для совершенной безопасности. Установлен он в нише, откуда удаляются дым и запахи через вытяжное устройство. Особенностью греческих церквей является подкрепление устных молитв и просьб письменными записями в специальных книгах. Возможно, они служат напоминанием священникам для вознесения молитв Богородице и святым угодникам.
Главная икона долгое время здесь и находилась, говорят, помогла в зачатии и деторождении множеству женщин. Нижний монастырь с аналогичным названием был построен во вторую очередь, а икону перенесли туда недавно. Таким образом стараются привлечь большее количество посетителей, религиозные объекты, попадая в орбиту туризма, заметно меняются. От наполняемости ближайших заведений питания и торговли зависит и их благополучие, в том числе от продажи церковной атрибутики.
Детали храмового устройства и убранства
Бывшее место сохранения и демонстрации оригинала чудодейственной иконы Верхний монастырь Цамбика тщательно сохраняет. Замена ее на художественное полотно в драгоценном окладе нимало не отвратило поклоняющихся святыне. Тем более что ежегодно в день почитания Богородицы подлинник возносят сюда для торжественной службы. Сложившийся обряд вымаливания зачатия предполагает посещение двух монастырей последовательно, заканчивая процедуру в часовне на вершине.
В уголке небольшого помещения, прямо на мощеном галькой полу, собрана целая коллекция благодарственных пупсиков. Рядом полочки с фотографиями счастливых семейств, подаренными украшениями и церковными атрибутами. География благодарственных откликов на обретение потомства охватывает почти весь мир, благодаря высокой туристической привлекательности всего Родоса. Не нам судить о реальности всех многочисленных чудодейственных воздействий святого образа, главное, что люди действительно счастливы.
Исключительно скромно и при этом привлекательно оформлен алтарь небольшого храма, позволяющий совершать все христианские обряды. В иконостасе только две большие иконы – Богородицы и Спаса Нерукотворного. Привлекает гармоничное сочетание узора на мозаичном полу и росписи нижних окладов, створок Святых врат иконостаса. Видимая ограниченность пространства делает церковь более камерной, а обстановку – доверительной и располагающей к искренности общения.
Относительно отсутствия какой-либо отделки стен помещения у нас вопросов не возникало, да и задать их было бы некому. Так даже живописнее, природный камень напоминает о временах раннего христианства, когда молились вообще в пещерах. Некоторые основания для соображений о первопричине такой скромности появляются после осмотра стенной ниши, огороженной на музейный манер. Она ограждена арочным перекрытием, находится левее алтарного иконостаса и нуждается в отдельном рассмотрении.
Реликвия и легенда о земельном участке
Редкое для религиозных зданий явление, в этой небольшой церкви (есть алтарь – уже церковь) стенная ниша ограждена торжественно, как ценная реликвия. Двуглавые орлы венчают стойки ограждения, эта же птица изображена на половом покрытии перед нишей. Явный признак реликвии византийских времен, это эмблема последней династии, Палеологов. Жаль, что рисунок фрески неразборчив, а пояснения отсутствуют. Зато охотно рассказывают легенду более позднего происхождения.
Якобы во время турецкого владычества земля, под возвышенностью Цамбука принадлежала сановнику оккупационной администрации. Его жена, мусульманка, отчаявшись забеременеть, обратилась за помощью к православной иконе. По окончанию обращения что-то побудило ее проглотить фитиль догоревшей свечи. После рождения младенца турок заподозрил, что отцом был посторонний мужчина. Однако в кулачке младенца оказался тот самый фитиль, и недоверие к жене сменилось восторгом от явленного чуда. счастливый отец выделил участок для нового монастыря.
Верхний монастырь Цамбика и его окрестности с воздуха
Верхний монастырь Цамбика, как и нижний, расположены ближе к Средиземному морю, нежели расстояние между ними. Установившееся безветрие позволило запустить квадрокоптер и получить великолепные высотные фотографии. Предлагаем оценить условия пляжного отдыха на Цамбика Бич, ближайшем окультуренном месте для стационарных туристов. Это вовсе не означает нашего одобрения или приверженности к такому времяпровождению. Просто передохнуть на средиземноморском побережье просто обязан каждый оказавшийся на Родосе.
Сфотографировал помощник и Верхний монастырь Цамбика, непосредственно при нашем там нахождении, по данной снизу команде. Различить оператора с такой высоты и расстояния объектив не способен, да никто позировать и не стремится. Однако фото позволяет взвесить протяженность и трудность маршрута тем, кто предпочитает пешие походы. Заодно видны и природные красоты, которые можно посмотреть в непосредственной близости. Жаль. Что нижний монастырь в кадре не уместился, но это впереди.
Надеемся, что наша краткая информация поможет ориентироваться в прелестях и трудностях предстоящего путешествия. Мы же с этой местностью еще не прощаемся и скоро представим новую публикацию. Поэтому не прощаемся и с нашими читателями, друзьями по увлечению путешествиями и всеми любознательными людьми.
Нам с семьей довелось побывать в верхнем монастыре Цамбика. Очень тихое и небольшое местечко, которое очень понравилось всей нашей группе. В магазинчике при монастыре кто-то купил иконки, кто-то браслеты и прочие талисманы на память. Зажгли свечи и помолились каждый о своем. Ходит легенда, что если в этом священном месте загадать желание, то оно обязательно сбудется, что я и сделала. Очень рада, что мне удалось побывать в монастыре Цамбика.
Правда, последний отрезок пути до монастыря в 300 ступеней дался нам совсем нелегко, мне уж точно. Мы то и дело останавливались отдохнуть, хотя и в этом была своя прелесть, так как такие передышки позволяли нам насладиться окружающим природным великолепием.