Музей художественных промыслов посвящен лаковой миниатюре, выпускавшейся в деревне Данилкино и селе Федоскино. Именно село стало местом расположения хранилища, под него отвели отреставрированный купеческий особняк. Виртуальный тур по музею дополняет предыдущую статью, иллюстрированную традиционными фотографиями. Панорамная съемка предоставляет новые возможности осмотра, обеспеченные специальной камерой. Наряду с основным зданием доступна вся территория, даже старинный храм деревни Данилкино, где начинался промысел.
Немного о федоскинской миниатюре
Первым массовым продуктом крестьянской мануфактуры купца Коробова были лакированные форменные козырьки для воинских головных уборов. Основанное в 1795 году, производство обеспечивало деталью обмундирования самую сильную в то время армию Европы. Численность войск превышала миллион человек, сейчас она меньше, но населения тогда в империи было всего 40 миллионов. Уже в начале XIX века ассортимент выпуска значительно обогатился за счет внедрения немецких разработок, о чем повествует музей художественных промыслов. Купец побывал в Германии, на фабрике Штобвассера в Брауншвейге, и привез новшества.
Главной фишкой в то время были емкости под популярный нюхательный табак, их делали из проклеенной бумаги (папье-маше). Изделия с оригинальной росписью успешно заменили традиционные кисеты. Выпускались также разнообразные шкатулки и ларцы, кошельки и футляры для очков и пенсне, обложки для альбомов и важных документов. Все виды производимой продукции выставляет музей художественных промыслов, наряду с выдающимися работами из числа сохранившихся. К работе на лаковом производстве привлекались талантливые выпускники Строгановского училища, деревенские самородки, бывшие иконописцы.
Демонстрирует музей художественных промыслов всю технологическую цепочку производства, от заготовок частей изделий до секретов росписи. Если в проклейке старой бумаги нет ничего хитрого, то лаковая живопись весьма своеобразна и сложна. Эффектом свечения изображения изделия Федоскино обязаны светоотражающим слоям, наносимым до росписи масляными красками. Их выполняли из сусального золота или его заменителей, металлических порошков или перламутра. Полупрозрачные лессировочные краски, схожие по эффекту с глазурью изразцов, были главным секретом федоскинцев.
Послесловие к туру в музей художественных промыслов
Проделав виртуальный тур в музей художественных промыслов, не следует ограничиваться этим иллюстративным материалом. Как и обзорная статья, это только затравка к личному посещению областного хранилища. Рекомендуем одновременно посетить и сельский храм, восстановленный в том виде, каким создан архитектором Померанцевым. Минимум одна его работа общеизвестна, это Верхние торговые ряды на Красной площади. Большинству населения этот шедевр зодчества известен как московский ГУМ. Музей художественных промыслов не ограничен федоскинской росписью, представлены многие народные занятия мировой известности.