Искусству лаковой миниатюры посвящен музей народных художественных промыслов, находящийся в селе Федоскино, что в ближнем Подмосковье. Прекрасно отреставрированный купеческий дом вместил несколько экспозиционных залов, повествующих о творчестве населения Московской области.
Начинался уникальный промысел с изготовления лакированных козырьков для воинских головных уборов, основанного купцом Коробовым в деревне Данилкино. Поездка в Брауншвейг на родственное производство позволило перенять выпуск товара для всех социальных слоев – табакерок для вошедшего в моду нюхательного зелья. Материалом для изделий служило папье-маше, легкие и прочные емкости с росписью на крышке завоевали большую популярность, став предметом роскоши. Следующий владелец фабрики П.В. Лукутин значительно расширил ассортимент изделий, повысил разнообразие сюжетов и качество росписей.
Макет и реальная местность
Миниатюра известного художника-моделиста Можаева (много его работ в музее танка Т-34) показывает наиболее приметные строения населенного пункта. Единое поместье было поделено между двумя сыновьями владельца. Старшему досталось село Федоскино с церковью, младшему – деревня Данилкино за рекой Учей. Реально расстояние побольше, чем кажется из макета – линейка космического снимка показывает около 400 метров. Тем не менее, ориентация объектов передана точно, и по сторонам света, и относительно реки и дороги. Найти на местности музей народных художественных промыслов труда не составит.
Старинная церковь, наличие которой отличало село от деревни, имела свою непростую историю. Деревянный храм был здесь еще в XVI веке, в 1680 году его перестроили в каменном варианте. Через 200 лет от пожара не устояло даже каменное строение, на сохранившемся фундаменте решили снова возвести церковь Николая Чудотворца. Построили ее деревянной, согласно православным традициям, по проекту начинающего архитектора Померанцева. В дальнейшем этот зодчий, академик архитектуры построил несколько заметных храмов, а также всем известное здание ГУМа в Москве – бывшие Верхние торговые ряды.
Для наглядности сравнения художественного макета с окрестностями церкви и купеческого дома выполнен высотный снимок территории. Дом, приютивший музей народных художественных промыслов, обозначен цифрой 1, его кровля едва проглядывает за кронами деревьев. Через дорогу – здание современной фабрики, гораздо более заметное. Под цифрой 2 видим церковь, но это с высоты птичьего полета.
Вполне очевидно, что на земной поверхности эти два здания разделены множеством преград, и просматриваться одно от другого не могут. Это не упрек художнику, ведь иначе достопримечательности вместе не показать.
Музей народных художественных промыслов внутри
Просторный купеческий дом позволяет показать наиболее примечательные объекты, существовавшие во времена расцвета федоскинской миниатюры. Почти сто лет производство принадлежало купцам Лукутиным, кабинет последнего владельца из этого рода сохраняет музей народных художественных промыслов. Занимался Н.А. Лукутин отцовским наследством исключительно из уважения к памяти родителя, прибыль ему обеспечивали другие предприятия. Это было производство фольги из цветных металлов, в том числе драгоценных. Редко посещаемый деревенский кабинет выдает образ просвещенного промышленника, любителя искусств.
Делами усадьбы и фабрики ведал управляющий Калинин, проживавший здесь безвыездно, имел кабинет и жилое помещение. Рабочий кабинет управляющего – сочетание домашнего уюта и деловой обстановки. Круглый стол под кружевной скатертью с традиционным самоваром расположен в красном углу, под божницей. В стороне конторский стол с деловыми бумагами и диковинными по нынешним временам счетами. Строгий костюм с рубашкой и галстуком говорит о высоком положении управляющего, ведающего всеми текущими делами, производством и реализацией продукции.
В одном из помещении музей народных художественных промыслов демонстрирует подготовительную часть производства шкатулок. Здесь находится столярный верстак с набором необходимых инструментов, используемые для производства заготовок материалы, полуфабрикаты разной степени готовности. Важнейшая составляющая папье-маше – картон, рулон которого размещен в углу мастерской. Детали шкатулок готовят из проклеенных нескольких слоев картона, навивая их на шаблон, сушат и несколько раз пропитывают льняным маслом. После нескольких циклов материал приобретает свойства древесины и подвергается следующим стадиям обработки.
Для полной наглядности технологического процесса музей народных художественных промыслов оборудовал наглядный стенд. Преображение полосок картона в готовую шкатулку вполне понятно по образцам, стадии технологии описаны и в текстовом материале. После формования корпусов и крышек и их полировки наносится несколько слоев лакового покрытия с промежуточными сушками и полировками. Внутри изделия покрывают красным лаком, снаружи – черным.
Особенностью федоскинской технологии является использование подложек из металлической фольги или перламутра, которые просвечивают через слой краски, образуя эффект свечения.
Продукция мастеров Федоскино
Шкаф с образцами продукции мастеров лаковой миниатюры демонстрирует широкое разнообразие форм и размеров изделий, не говоря уж о наборе сюжетов. Многие художники фабрики имели соответствующее образование разного уровня. Самые талантливые мастера имели допуск к зарисовкам в художественных музеях и галереях, что позволяло разнообразить продукцию лучшими образцами живописи. Всмотревшись, среди шкатулок можно разглядеть и Незнакомку Крамского, и сборщицу винограда Брюллова, и другие известнейшие произведения.
Сохраняет музей народных художественных промыслов рабочее место одного из лучших художников в истории предприятия. За этим столом с массивным светильником трудился и творил народный художник РСФСР Страхов Иван Иванович. Подлинные предметы творчества закрыты прозрачным кожухом для предотвращения от повреждений. Краски и особенно кисти были главным инструментом росписи шкатулок масляными красками. Шеточки кистей делали из лучших мехов пушных животных, самые тонкие состояли буквально из нескольких волосков.
Уже давно будучи государственным предприятием. Фабрика получила важный заказ. Готовилось празднование 75-летия Сталина, и мастерам Федоскино поручили выполнить памятный письменный прибор для вождя. Как известно, до юбилея Сталин не дожил, поэтому музей народных художественных промыслов хранит уникальное изделие до сих пор, и увидеть его можно только здесь. Набор сочетает торжественность оформления с умеренностью и даже скромностью, что было избрано сознательно – аскетичность диктатора никуда не денешь.
Обозревая Московский областной музей народных художественных промыслов, нет смысла подробно останавливаться на выставочных экземплярах прекрасных изделий. Иначе какой интерес останется у читателей к посещению этого объекта, который посещения безусловно заслуживает. Поэтому фотографии из экспозиционных залов объединены в слайдер, который даст хотя бы примерное представление о федоскинской лаковой росписи.
Через дорогу от музея народных художественных промыслов расположена «Артель Федоскино» — Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, где все желающие могут приобрести оригинальные изделия, выполненные по старинным технологиям. Дополнительно можно заказать экскурсию по фабрике, либо посетить мастер-класс.