Приходящие в Зал Небесного свода по Священной дороге видят стену ограждения, сам круглый павильон – оштукатуренным. Другая картина с южной стороны, откуда прибывала императорская процессия в ходе церемонии молитвы об урожае. Красочность оформления сродни Храму урожая в уменьшенном масштабе, остальное схоже, только крыша одинарная. Знаменит Зал Небесного свода звуковыми эффектами, о которых далее.
Стеной эха называют круговое ограждение основного павильона и двух вспомогательных, в форме прямоугольников. Даже шепот можно слышать, стоя на значительном отдалении от говорящего, вплотную к стене. Установленный зачем-то смотрителями забор у стены эха экспериментаторам не препятствие. Зал Небесного свода предназначен для сохранения церемониальных аксессуаров — ритуальных табличек Бога Неба и других персонажей. Однако звуковые феномены многих интересуют больше, чем подробности церемонии.
Второе проявление необычной акустики – камни тройного эха, три последних плиты по центру дорожки. Направляющиеся в Зал Небесного свода, хлопая в ладоши на ближнем к ограде камне, слышат одно эхо, на втором – два, три — на третьем. Каким-то образом этот эффект рассчитан, исходя из окружающей стены и зданий на территории. Издревле это должно было предупреждать людей о всеведении небес, что стены имеют уши – давно сказано. Еще об одном звуковом эффекте будет упомянуто в конце обзора.
Чем примечателен Зал Небесного свода
Особые меры предприняты для сохранения резной мраморной плиты у входа в Зал Небесного свода. Даже посетителей запускают через боковой вход, экспонат защитили небьющимся стеклом с медными скобами. Однако бросить на памятную реликвию монетку на возвращение это не мешает, либо они были до остекления. Заборчик перед центральной лестницей серьезной преградой не назовешь. Однако рассмотреть подробно рисунок на плите основной массе законопослушных посетителей не удается.
Мраморная плита Даньби изображает двух драконов, или играющих с жемчужиной, или борющихся за нее. Традиционная для Китая сцена трактуется там как взаимодействие мужского и женского начал, инь и янь. Жемчужине китайцы приписывали божественное, связанное с небом происхождение от удара молнии. Давно доказанное происхождение жемчуга от попавших соринок легенду не разрушает, сюжет до сих пор популярен. На праздничных шествиях по любому поводу несколько человек носят чучела драконов на шестах, один дразнит жемчужиной.
Зал Небесного свода изнутри
Внутри круглое помещение венчается сводом трех уровней, очень живописно украшенном орнаментами разных цветов. Восемь расписных колонн украшены драконами и фениксами, символами императорской четы. Главная реликвия, для хранения которых предназначался Зал Небесного свода, — золотая табличка с именем Бога Неба. Девять ступеней мраморного постамента ведут к резному деревянному вместилищу, золотой сосуд – в нише. К ней ведут еще девять ступеней, уже деревянной лестницы, доступной только доверенным лицам.
На красных подставках перед хранилищем – жертвенные сосуды разнообразного устройства и оформления, предположительно серебряные. Таблички с именами предыдущих императоров, родственников правящего, хранятся в боковых вместилищах. Постаменты у них пониже, шкафчики тоже, к ним веду по три ступеньки. Попроще и жертвенные сосуды, пониже подставки под ними, только фонари одинаковы по всему периметру стен. Иерархию старшинства в Китае выстраивали по степени приближенности к небесам, это очень наглядно.
Вспомогательный зал внешне и его интерьер
Зал Небесного свода смещен к северу в окружности стены эха, южнее симметрично размещены вспомогательные залы. Восточный, что на фото, — зеркальное отражение расположенного напротив западного. Стены с трех сторон каменные, со стороны площади деревянные, решетчатые, как в беседках, доступ свободный. Разнообразна и красочна роспись фриза, опоясывающего павильон, кровля которого типична для китайских строений. Скульптурные фигурки внизу карнизов показывают императорскую принадлежность.
Два вспомогательных зала потребовались из-за сохранившегося с языческих времен многобожия китайцев. Именные таблички для императорской молитвы за урожай полагались всем природным явлениям, небесным телам и стихиям. Восточный зал сохранял между церемониями символы известных на то время созвездий, Солнца и планет. Здесь же были таблички стихий, или элементов нынешнего фен-шуя: огня, воды, дерева, земли и металла. Западный хранил таблички явлений, влияющих на урожай, символы дождя и ветра, облаков и грома, Луны.
Алтари всех перечисленных табличек оформлены аналогично императорских предков, резьба шкафчиков столь же филигранна. Жертвенные сосуды и их подставки даже посолиднее, видимо, природные факторы признавались определяющими в будущем урожае. Оформление потолочного перекрытия не уступает основной башне, отличается только отсутствием опорных столбов. Продольные и поперечные балки щедро украшены орнаментами и узорами, в том числе теми же мифическими существами.
Площадь и южный вход в Зал Небесного свода
Окружающая Зал Небесного свода стена эха смыкается на Южных воротах с традиционными тремя арками. В противоположность прочим входным группам, здесь каждая арка оформлена отдельно, но в перемычках сделаны проходы. Центральные ворота Бога закрыты деревянными створками, но дорога, как и площадь, свободно эксплуатируется разгуливающими туристами. Здесь же комплектуются стихийные экскурсионные группы, намеревающиеся с нанятыми гидами пройти императорским путем.
Последний звуковой уникум – камень диалога, третья плита от Южных ворот, свойство обнаружено в 1995 году. Находясь здесь, можно переговариваться с собеседником в дальнем углу любого вспомогательного зала, не повышая голоса. Да и проблематично докричаться на расстоянии 40 метров, из-за каменной стены, при наличии галдящей толпы на площади. В отличии от первых двух феноменов, предположительно объяснимых отражениями звуков, этот загадочнее. Кто из читателей узнает объяснение, просьба поделиться в комментариях.