Олимпийский и Восточный салоны
Продолжает череду парадных залов дворца Валтице Олимпийский салон, названный так из-за потолочных изображений греческих богов. Использовали это помещение по-разному, от проведения важных встреч до проживания гостей. Именно здесь ночевал во время маневров с участием императора английский принц Артур. Разнообразная мебель подобрана по цвету обивки к обоям на стенах, можно проводить любые беседы и развлекаться.
Особо ценны в салоне темные шкафчики, облицованные изразцами и инкрустированные слоновой костью. Расположенный под углом камин реально действующий, в зеркале над ним отражаются живописные полотна. Выделяется произведение неаполитанца Маттиа Претти – Христос и женщина Ханаана, Самсон и лев работы Риминальди , имеется и ряд портретов.
Восточный салон получил название из-за необычных обоев, которые зрителям недоступны. Так как утеряны в ходе времени. Сейчас помещение предстает как гостиная княжны, с апартаментами которой соседствует керамический причудливый нагреватель, украшенный позолотой. Музыкальные занятия требовали инструмента, поэтому установлен компактный домашний рояль. Удачно подобран багет висящей над роялем картины, перекликающийся с завитками нагревателя. Рояль в рабочем состоянии и экскурсовод предлагает, владеющим этим инструментом, ощутить звук музыкального инструмента.
Ковер, обивка мебели и обои на стенах Восточного салона подобраны единой расцветки. Освещенную через окна стену занимает картина больших габаритов с аллегорическим сюжетом. Это качественная копия полотна Рубенса Последствия войны, оригинал которой хранится во Флоренции, в собрании палаццо Питти. Композиция из противоборствующих фигур не кажется перегруженной персонажами, каждый выражает определенную мысль своими действиями. Иносказательное выражение пагубности военных конфликтов выражено Рубенсом столь ярко благодаря, в том числе, его дипломатической службе.
Спальня княжны и Мраморный кабинет
Последней владелицей опочивальни была Франтишка Кински, ставшая супругой Алоиса Второго Лихтенштейна в 1831 году. Спальня обставлена сообразно ее привычкам и вкусам, особой роскоши здесь не наблюдается. Помещение имеет три смежных комнаты – ванную, гардеробную и комнату горничной.
Самые заметные предметы меблировки – белый шкаф для умывания, украшенный позолоченными накладными деталями, кровать и оригинальные цилиндрические тумбочки под светильники. Копия одной из Мадонн великого Рафаэля выполнена, как и оригинал, на медной доске.
Облик ванной комнаты совершенно привычен современным посетителям, только ванна помассивнее. Больше внимания уделяли предки украшению предметов гигиены, а функционально все то же самое, что в наших совмещенных санузлах.
Мраморный кабинет завершает анфиладу помещений восточного крыла замка Валтице, поэтому традиционно отделан с показательной роскошью. Оформлением занимался архитектор Антонио Бедуццио, принимал участие и художник Таммен. Мастера создали замечательный интерьер, лучший из всех девяти залов на единой оси в 80 метров.
Коридоры и подсобные помещения
Несмотря на значительную потерю экспонатов при переселении Лихтенштейнов по окончанию Второй мировой войны, Валтице демонстрирует картины даже в коридорах замка. Особенности конструкции зданий предусматривают естественное освещение таких проходов, поэтому рассматривать изображения удобно и комфортно.
Значительное место в этих галереях занимают портреты членов княжеского семейства, оставленные при бегстве. Много также изображений правителей Австро-Венгрии, ведь Габсбурги были традиционно благосклонны к Лихтенштейнам на протяжении нескольких поколений.
Имеется в замке действующий (разумеется не для посетителей) лифт. По утверждению экскурсовода все механизмы в рабочем состоянии. Дверь в лифт выглядит аналогично другим дверям в замке. В то время автоматических дверей еще не было.
Тщательно сохраняются во дворце Валтице не только предметы искусства, обстановки и внутренней отделки, но и чисто бытовые устройства. Можно посмотреть, как хранили заготовленные для отопительных печей и каминов дрова.
Исключая некоторые камины, остальное отопление осуществлялось в коридорах дворца. Топки постарались сделать незаметными для аристократов, истопники работали в тесноте и жаре. Кроме отопления, Валтице имел и водопровод, его оборудовал Ян Второй в 1901 году, тогда же многие апартаменты снабдили ваннами и современной сантехникой.
Картинная галерея Валтице
Стены просторного помещения картинной галереи дворца Валтице практически полностью завешаны живописными произведениями. Полотна помещены в роскошные багеты и подобраны по размерам, чтобы не оставалось промежутков. При этом еще много картин в составе прочего имущества были вывезены в конце Второй мировой войны во владения Лихтенштейнов в свое княжество.
Один из современных князей, Ганс Адам, в 2008 году организовал в Амстердаме аукцион по продаже имущества из замков Валтице и Леднице. Чехия потратила 10 миллионов евро на выкуп мебели и картин – приобретено около 80 предметов меблировки и 10 произведений живописи. Заслуживает внимания и интерьер картинной галереи, особенно потолочная роспись на сюжет возвращения с охоты богини Дианы.
Сейчас картинная галерея Валтице представляет 33 работы различных мастеров кисти, в основном натюрморты и пейзажи. Представлены такие мастера, как Рос Тиволи и Даллингер, Либальд и Шлегер, есть работы Тамма и других художников. Наверное, не меньшее число картин размещено в разных помещениях и коридорах дворца Валтице. Помещение картинной галереи укомплектовано так, как было при последнем князе, использовавшем этот зал как парадную приемную.
Другие помещения западного крыла здания
Некоторых нетерпеливых посетителей сбивает с ритма осмотра объявление гида о том, что в одно из окон западного крыла можно заглянуть в часовню замка Валтице. Поиск заветного окошка приводит к пропуску интересных залов, поэтому предупреждаем читателей от поспешных действий. Последние помещения принадлежали принцессе Генриетте, пока она проживала в родительском имении.
Оформленная в нежных оттенках голубого спальня – пример сдержанного и в то же время красочного дизайна интерьера в стиле барокко. Под балдахином, шторы которого могли закрыть всю постель, размещена картина Поклонение трех королей. Она, как и натюрморты на стене, выполнена Александром Коосемансом.
Далее предлагается осмотреть промежуточный зал с секретером. Находящееся рядом со спальней помещение несколько раз меняло свое назначение и в настоящее время вход в ванну оказался в соседней комнате.
Помещениев розовых цветах — это приемная молодой принцессы. Стены украшены натюрмортами итальянских и голландских мастеров. Справа размещена Мария Магдалина – картина работы Лоренцо Пасинеллио. В вазу на камине наливали воду с ароматическими маслами. При нагревании вазы комната наполнялась благоуханием.
Фарфоровый сервиз идеально гармонирует с оформлением и мебелью комнаты, создавая ощущение удивительной гармонии.
Последнее помещение перед выходом в коридор – прихожая, одновременно служившая спальней служанке маленькой Генриетты. Это наиболее скромно отделанное и обставленное помещение всего дворца Валтице.
Коридор выводит к выходу из западного крыла. На этом осмотр внутренней части замка заканчивается. В часовню нужно заходить снаружи, хотя можно и заглянуть в окно из замка.