Муж ее, Станислав Мнишек, происходил из древнего рода, трагически связанного с российской историей. Дальняя родственница его – Марина Мнишек была женой обеих Лжедимитриев, одним из действующих лиц Смутного времени.
Помещения Елены Мнишек
Главной достопримечательностью опочивальни является само ложе графини. Кровать необычно изящной формы украшена металлическими накладками, закрепленные над ней тюлевые шторы свисают на спинки, образуя подобие балдахина. Мадонна с двумя младенцами на картине в образованной тканью нише – копия с полотна великого Рафаэля (Мадонна Альдобрандини).
Оригинал этой картины хранится в лондонской Национальной галерее. Композиция состоит из Мадонны, держащей правой рукой Иисуса, сидящего на ее коленях, а левой придерживающей второго младенца – Иоанна, будущего Крестителя. Крайняя необычность сюжета делает эту старинную копию ценнее многих оригинальных картин.
После осмотра спальни посетители по коридору переходят к кабинету Елены Мнишек. Перед входом размещена небольшая экспозиция исторического характера. У двери два портрета Станислава Мнишека – в молодости и зрелом возрасте.
Пейзаж на боковой стене изображает окрестности замка Вранов-над-Дийи, в том числе основанную Станиславом фаянсовую фабрику, выросшую из приобретенного им небольшого глиняного производства. На этажерке под картиной выставлены образцы изделий из обожженной глины, а также фаянс, произведенный по английской технологии.
Помещение кабинета примечательно большой бронзовой люстрой в форме колеса с чередой изогнутых подсвечников, секретером с откидной столешницей и обилием сувениров. На стене картины на сюжеты сельской жизни и большой веер в застекленной рамке.
Именно здесь Елена Мнишек проводила своеобразные конкурсы красоты среди девушек поместья. Выбирали Королеву роз в два этапа, победительница получала премию в 100 злотых и подарки – все как сейчас. Завершал процедуру прием в Зале Предков с обедом и танцами.
Далее следует салон Елены Мнишек, где хозяйка и ее гостьи занимались рукоделием, в частности популярной в те времена вышивкой. Здесь же проводились чаепития и женские беседы, не предназначенные для мужских ушей.
На стене над диваном в рамках размещены образцы для вышивания, разработанные профессиональными художниками. Здесь же некоторые работы хозяйки, в том числе родовая эмблема – герб семейства.
Комната княгини Ядвиги Любомирской и Малая столовая
Гостевая комната в этой части замка Вранов-над-Дийи чаще других занимала племянница хозяйки, отсюда и наименование помещения. Ядвига навещала свою тетю, проживая с мужем в Бельгии. На стене спальной зоны развешены пейзажи, изображающие виды парка Кассель, одного из самых живописных в Европе.
Комната обставлена достаточно уютно, вполне достойно для временного пребывания. В дневное время здесь можно отдохнуть на удобной кушетке, наблюдая реальные чешские ландшафты. Есть и умывальник, оборудованный изделиями врановской фабрики.
Малая столовая оборудована для семейных трапез, оснащена исключительно местными керамическими и фаянсовыми изделиями. Фактически это помещение можно рассматривать как музей местной керамики, ведь фабрика освоила очень широкий ассортимент продукции.
Немало в столовой и живописных полотен, большинство из которых написаны управляющим фабрики Жозефом Доре.
Масонская комната
Масонская комната в замке Вранов-над-Дийи отделана и обставлена по указаниям Станислава Мнишека. Был ли он убежденным масоном, членом общества вольных каменщиков либо следовал сложившейся в Европе моде – доподлинно неизвестно. Членов этого тайного общества характеризовало идеалистическое стремление к объединению человечества на основе братства всех религий.
Образовалось это движение в начале XVIII века, взяв за основу организационные принципы средневековых объединений квалифицированных работников. Символику общество позаимствовало понемногу из всех мировых религий, добавив некоторые профессиональные инструменты (циркуль, отвес и другие).
Некоторые из них можно рассмотреть в росписях здешней Масонской комнаты. Человеческий череп на столике – явный перебор, использованный для усиления воздействия на впечатлительных гостей.
Помещения Стадинских
Приходит черед осмотра так называемых Швейцарских комнат, появившихся уже при семействе Стадинских. Новая фамилия владельцев замка Вранов-над-Дийи не означала продажи имения. Из-за отсутствия сыновей наследницей стала дочь Станислава Мнишека, Луитгарда, которая вышла замуж за соотечественника – поляка. Граф Эдуард Стадинский делал некоторые изменения в назначении помещений, переделывал оформление в соответствии с надобностями и вкусами семейства.
Две комнаты были превращены в детские, при этом их стены расписали крупными пейзажами, похожими на виды Швейцарии. Отсюда и пошло их название, сохранившееся после превращения одной из комнат в прихожую, а второй в мужскую спальню. Прихожая, судя по антуражу, использовалась жильцами из мужчин совместно с гостями для некоторых развлечений, вроде выпивки и курения.
Спальня служила по прямому назначению, она оборудована кроватью, умывальным столиком с местными изделиями из керамики. Здесь же сувенирный шкаф с образцами художественных изделий врановского предприятия. С фабрикой связан и автор росписей стен – либо тот же Доре, либо другой местный умелец.
Семейный салон Стадинских был слабым подобием Зала Предков рода Алтан – здесь размещены портреты представителей семей Мнишек и Стадинских. На видном месте стоит антикварный секретер, инкрустированный пластинами мрамора. Над ним помещена картина с видом замка Вранов-над-Дийи в его практически современном виде.
Есть здесь и особо ценное оружие – два ружья, висящие в углу помещения. То, которое короче, выпущено еще в XVII веке, инкрустировано перламутром и слоновой костью. Стоящая внизу ваза местного производства исполнена для венской выставки и завоевала там высшую награду.
Комната для чтения и библиотека
Книжное собрание в замке Вранов-над-Дийи комплектовалось несколькими поколениями обитателей, в фондах находится не менее10 тысяч томов. Тематика достаточно разнообразна, в основном это художественные произведения. Научные издания представлены естественными дисциплинами – историей, географией и философией. Представлены книги на всех известных обитателям имения основных европейских языках – немецком, польском и французском.
На восьмигранной тумбе размещена эмблема керамической фабрики Вранова периода ее успешной деятельности. Оригинальное изделие содержит герб и семейный девиз Стадницких, ниже в овале – изображение замка Вранов-над-Дийи.
Есть и комната для чтения, своеобразный читальный зал, где поместится от силы три человека. Шкафы для книг здесь такого же исполнения, в них, скорее всего, любимые произведения хозяев. Стены помещения украшены большим количеством живописных полотен различных жанров. Примечателен портрет Елены Мнишек в возрасте 90 лет, интересны пейзажные работы.
Меблировка комнаты рассчитана на обеспечение как удобства читателей, так и эстетического наслаждения. Занятные вещи – резные темные колонны с фигурами, оригинальный торшер с большим абажуром и подставкой для кофейных чашек, старинные глобусы в резных оправах, штатив с подзорной трубой.
Основное хранилище книг размещено в узком помещении, это ряд застекленных шкафов, очень аккуратных, с оригинальными переплетами витрин. Нижняя часть состоит из множества однотипных ящиков, содержимое которых известно только хозяевам.
Замковая часовня
Традиционное для обособленных поселений религиозное здание в замке Вранов-над-Дийи строилось последним. Ограниченная площадь для размещения вынудила архитектора избрать цилиндрическую форму главного нефа – планировку довольно редкую. Внешний облик часовни уже был представлен на ряде снимков, теперь остается осмотреть интерьер, пройдя по крытому коридору.
Для начала осмотрим боковую капеллу, предназначенную для индивидуального отправления христианского обряда. Обстановка здесь совсем непривычная для православных, главный предмет не имеет аналогов в наших церквях.
Образа размещены на резной подставке, выполненной как единое изделие с площадкой и скамеечкой для коленопреклонения. Обряд покаяния в грехах перед Богом, совершаемого в присутствии священнослужителя, имеет место в обеих ветвях христианства.
Отличием католицизма от православия является отсутствие непосредственного контакта исповедника и исповедующегося. Это обеспечивается специальной кабинкой – конфессионал, в котором для участников обряда предусмотрены раздельные двери, их разделяет непроницаемая взгляду решетка.
Главный алтарь часовни Святой Троицы, по традиции, содержит живописный образ этого символа веры. Здесь это вообще преобладающая деталь, как по размеру, так и по богатству оформления, художественного и декоративного. Даже обычно выделяющееся в католических храмах распятие в часовне замка Вранов-над-Дийи приходится искать взглядом.
При этом нижняя часть алтаря выполнена с высоким мастерством отделки, которое несколько теряется на фоне верхней композиции. Отражение главного фрагмента алтаря в вогнутом стекле подчеркивает цилиндрическую форму нефа.
Боковые алтари заполняют пространство круглого зал, оставляя только проходы вдоль немногочисленной группы скамеек. Каждый из этих алтарей оформлен в виде пирамидального сооружения, с помещенными на нем статуями трех святых.
На алтаре в левом проходе размещены фигуры Девы Марии, апостола Иоанна и Святой Варвары, а напротив – Иоанн Креститель, архангел Михаил и Святой Себастьян. Такие фигуры традиционны для католичества и столь же распространены, как написанные на досках иконы — в православии.
Заключение
Смена собственника замка Вранов-над-Дийи с государственного ведомства на наследников рода Стадницких не сказалось на его гостеприимстве. Добраться до крепости достаточно комфортно по лесным тропинкам, можно также воспользоваться экзотическим паровозиком на резиновом ходу.
Воронья крепость, как именуют Вранов-над-Дийи наши соотечественники, охотно покажет новым посетителям сохраняемые здесь исторические интерьеры и вещи, как и старинное строение дворянского замка.