Упоминаемая в летописях с 1100 года крепость Вранов-над-Дийи была построена на месте деревянного укрепления. Оба строения с давних времен защищали южные границы средневекового чешского государства.
Вороний замок неоднократно менял владельцев, которые его перестраивали и обустраивали на свой вкус. Стратегически замок Вранов-над-Дийи занимал доминирующую позицию на высокой скале, отвесно уходящей в воды реки.
Расположение и предназначение замка
Выполненные дроном снимки замка Вранов-над-Дийи прекрасно иллюстрирует продуманность его расположения, использующего рельеф окружающей местности. При просмотре фото следует учитывать, что ориентация по сторонам света здесь отсутствует. Расположена цитадель начиная с запада, от въездного моста, на восток, и заканчивается высокой башней за крепостной стеной.
Впрочем, со временем оборонительное предназначение крепости Вранов-над-Дийи сменилось совсем иным, замок стал резиденцией сменяющихся дворянских семейств. Наряду с неприступностью строения, привлекательна окружающая местность и своими природными красотами.
Кроме длительного частного владения, замок Вранов-над-Дийи был государственным некоторое время после основания. Вернулся в этот статус он в 1945 году, был национализирован и пребывал в государственном владении Чехии до 2008 года. Именно это обстоятельство превратило Вранов-над-Дийи в музейное учреждение, демонстрирующее старинную замковую архитектуру и образ жизни дворян разный эпох.
Государство обеспечивало финансами проведение необходимых реставрационных работ, которые позволяющих достойно содержать историческую и культурную достопримечательность. Наследники последних владельцев Стадницких в 2008 году выиграли процесс в Конституционном суде Чехии и вернули усадьбу в рамках реституции, что пока не ухудшило положение музейного объекта.
Внешний облик замка Вранов-над-Дийи
Осмотр с высоты позволил составить общее представление о крепостной стене замка Вранов-над-Дийи и сооружениях внутри ограждения. При ближайшем рассмотрении древние стены впечатляют еще сильнее, взгляду открываются внутренние строения, старинная сторожевая башня и капелла с двумя колокольнями. Сооружением храма, как и памятного Зала Предков, занимался тогда еще молодой и начинающий, а впоследствии выдающийся архитектор Иоганн фон Эрлах. Именно он стал автором дворца Шенбрунн, он же — создатель венской Карлскирхе. Цветущие растения на оригинальной круговой площадке в середине моста и кованые чугунные решетки привлекательны для фотографирования.
Из-за реконструкции посетителям замка Вранов-над-Дийи приходится иногда мириться с ограниченностью экскурсионной программы. Так было и при нашем визите, когда ремонтировали главный фасад и еще некоторые элементы на территории. Поэтому главный вход и украшающие его статуи, подарок короля КарлаVI, доступны для обозрения только на старой фотографии.
Скульптуры на сюжеты греческих мифов выполнил известный ваятель Маттиелли. Фасад весь в лесах, скульптуры защищены дощатой обшивкой. Однако даже по снимку облик входа понятен, а читателям статьи, которые поедут в Чехию, наверняка замок Вранов-над-Дийи предстанет уже в обновленном виде.
Чтобы приступить к осмотру интерьеров в помещениях замка Вранов-над-Дийи, необходимо подняться на второй этаж. Солидная лестница со сплошными перилами из древесины ведет к арочному проему, за которым и начинается экскурсия. С одной стороны лестничного марша – ряд окон, с другой рамки с фотографиями и рисунками преклонного возраста.
Основное содержание изображений – лошади различных пород и всадники на них. Гид информирует, что часть сюжетов выполнены в работающей до сих пор школе выездки в Вене – Испанской школе верховой езды, о которой имеется отдельная статья.
Древний род Алтан баварского происхождения в XVI веке обосновался в Австрии, затем стал обзаводиться землями и недвижимостью в Чехии. Для своей резиденции они в 1680 году приобрели замок Вранов-над-Дийи, многое сделали для его обустройства, а именно возвели величественный Зал Предков, а затем замковый храм – капеллу Святой Троицы.
Помещения, сохранившие обстановку семейства Алтан
Покои семейства начинаются с приемной – проходного зала перед помещениями Марии Анны фон Алтан. Портрет ее, в девичестве маркизы Пигнателли, можно видеть на стене у окна. По другую сторону проема – портрет опекаемого графиней поэта и автора оперных либретто, кантат и серенад Пьетро Метастазио (настоящая фамилия – Трапасси). Определенную ценность имеет ширма большого размера, однако она не индийская, как считали при покупке, а сделана в венской мастерской.
Стены прихожей окрашены нежным оттенком, в том же тоне подобраны оконные шторы. под картинами на стене расставлен мебельный гарнитур, на маленьком столике — фавфоровая статуэтка. Смежная комната служила хозяйке замка будуаром.
Личные покои графини Алтан
При осмотре будуара графини Марии Анны, которую при императорском дворе называли Марианной, обращают на себя внимание картины Каналетто. На большом полотне вид пристани в Венеции, любимой натуры этого известного живописца. Панорамные пейзажи с памятниками архитектуры были его коньком, появился даже термин для подобных произведений – ведута.
Из предметов меблировки приметен инкрустированный деревом разных пород комод в два яруса, в открытой части – сувениры из фарфора. Однако наиболее ценны здесь напольные часы, корпус которых изготовлен знаменитым мебельщиком Андре Булем. Произведения этого мастера инкрустации и позолоты находятся в крупнейших музеях и дворцах всего мира.
Доступна для осмотра ванная комната замка Вранов-над-Дийи, состояние которой соответствует второй половине XVIII века. Миниатюрный бассейн вполне современного вида установлен ниже уровня пола, поэтому гигиеническая процедура должна быть похожа на купание в природном водоеме.
Отсутствует какое-либо приспособление для схода в воду, стоит только скамеечка для отдыха. Подвод воды кажется вполне цивилизованным, но подача ее в наружные емкости производилась вручную, ведрами. Довольно примитивен обогрев помещения, для которого использовался большой горшок с тлеющими древесными углями – он установлен рядом с бассейном.
Кабинет графини представлен в том состоянии, которое придал ему внук Марии Анны после 1780 года, когда его бабушки давно не было в живых. В интерьере преобладает возвративший популярность классицизм, с мраморными колоннами и лепниной на стенах. Мебельный комплект расставлен у каменного камина, с часами и статуэтками на верхней плите.
Над камином сохранен портрет мужа графини, Михаэля Иоганна Третьего, в парадном мундире с Орденом Золотого Руна. Оказывается, эта древняя награда присуждается и поныне, в Испании ею награждает действующий монарх, а в республиканской Австрии – глава дома Габсбургов.
Дворянин был близким соратником и любимцем императора Карла VI, жалован причудливыми старинными званиями, дающими реальные привилегии. Среди них – потомственный виночерпий императорского двора и верховный стремянный, восходившие ко временам древнего рыцарства и не налагающие обязанностей.
Спальни
Спальня Марии Анны после ее кончины была занята младшим сыном Михаэлем Антонином, переделана им в классическом стиле. Следов женского пребывания здесь не осталось, но интерьер заслуживает внимания. Самое ценное здесь – выполненные вручную тканевые обои эпохи Людовика, сохранившиеся в оригинале. Лаконичные узоры заключены в рамки из мелких орнаментов, между отдельными фрагментами – вставки с рисунками.
Большая белая колонна со статуей Афродиты – отопительная печь, топка которой вынесена в коридор. Вторая печь стоит симметрично первой, она не действующая, поставлена именно по классическим канонам симметрии. Меблировка помещения, особенно обивка кресел, подобрана в тон обоям.