Самый большой храм Вены – церковь Святого Карла (Карлскирхе) расположена на одноименной площади австрийской столицы – Карлсплац. Своим названием эти объекты обязаны католическому святому, канонизированному в 1610 году, покровителю города. В архитектуре храма знатоки находят признаки различных стилей, в сочетании образующих венское барокко.
Облик Карлскирхе необычен для католического храма, что привлекает повышенное внимание путешественников.
Основой оформления внешнего вида Карлскирхе служит образ Карла Борромео, прославившегося мужественным поведением во время эпидемии чумы в 1570-х годах. Ко времени этого страшного бедствия Карл уже был доктором права, кардиналом, позднее – миланским архиепископом. Церковная карьера была стремительной благодаря протекции дяди, римского Папы Пия IV, в миру – Джорджо Медичи, бедного отпрыска знаменитого семейства.
При повторной атаке смертельной болезни в 1716 году тогдашний император Священной Римской империи германской нации Карл VI Габсбург дал обет построить храм во имя своего тезки и святого покровителя. Проектирование и строительство Карлскирхе выполнял архитектор Иоганн фон Эрлах, автор дворца Шенбрунн. Ввиду его внезапной кончины заканчивал возведение храма его сын Иосиф.
От истории – к архитектуре
Здание Карлскирхе состоит из центрального объема под куполом диаметром 26 метров, двух боковых башен и двух массивных колонн. Портик собора явно копирует греческие храмы, а колонны, хотя и напоминают мусульманские минареты, скорее навеяны архитектору римскими триумфальными колоннами. Конструкция купола схожа с собором Святого Петра в Ватикане.
Уже после возведения церкви Карлскирхе имя святого получила площадь, где расположилось величественное сооружение. Карлсплац обрамлена целым рядом заметных зданий, за овальным бассейном находится живописный сквер, названный именем изобретателя гребного винта Ресселя.
С опушки сквера хорошо просматриваются и водоем, и все детали Карлскирхе. Прежде всего бросается в глаза строгая симметрия элементов сооружения относительно центральной вертикальной оси. Поддерживающие портик колонны ионического архитектурного ордера кажутся хрупкими по сравнению с памятными колоннами возле Карлскирхе, увитыми изображениями подвигов Карла Борромео в виде каменной ленты. Скульптуры архангелов у входа, различные статуи на кровлях здания – только фон для центральной статуи на крыше фронтона и барельефа в треугольнике, где снова изображения Святого Карла.
Цилиндрический световой барабан с большими проемами окон венчает несколько вытянутый купол с двумя ярусами люкарен (слуховых окон). Верх барабана опоясан статуями ангелов и святых, расположенными между люкарнами нижнего ряда. На куполе еще две миниатюрные башенки друг на друге, лишь затем яблоко и крест на шпиле. Колонны с барельефами в виде ленты увенчаны башенками с куполами, копирующими форму главного, но без окон на кровле. Вместо капители колонны имеют прямоугольные площадки, где размещены скульптуры о подвигах святого.
Расположенные по бокам основного здания башни – колокольни Карлскирхе, имеющие собственные входы. Высокие сооружения меркнут на фоне триумфальных колонн, находящихся ближе к стороннему наблюдателю. На фронтонах башен установлены часовые циферблаты, над которыми – звуковые проемы для распространения звуков колоколов. Колокольни католических храмов, в отличие от православных, имеют по одному колоколу набатного типа. Иначе происходит извлечение звуков, у католиков не бьют языками внутри колокола, а раскачивают на оси сам колокол специальным механизмом.
Внутри Карлскирхе
Проход внутрь собора обеспечивает достаточно крутая лестница, на стенах установлены поручни для удобства посетителей. Далее нужно пройти еще и стеклянные двери, чтобы попасть внутрь храма. На прозрачных створках нанесены эмблемы рыцарского ордена Креста с красной звездой, покровительствующий Карлскирхе по давней традиции. Это древнее духовно-рыцарское объединение действует в основном в Чехии до сих пор, имеет в этой стране около 15 храмов, а единственным зарубежным остается именно венская Карлскирхе.
Главный престол Карлскирхе находится в красочно оформленном центральном нефе, недавно отреставрированном. Открытый по католическим канонам алтарь украшен барельефом о вознесении Карла Борромео в рай, выше которого известная эмблема Всевидящего ока.
Для обновления и очистки потолочной росписи на высоте более 70 метров в храме построили лифт, по окончании работ демонтировать его не стали. Сейчас это сооружение доступно для подъема туристов под купол, позволяющий вблизи рассмотреть красочные фрески. Наверху есть возможность и наружного осмотра окрестностей, но виды нельзя качественно заснять – на окнах довольно частая металлическая сетка.
Обернувшись в сторону входа, можно видеть красочно выполненный балконв обрамлении мраморных колонн. Ограждение балкона содержит изображение эмблемы в окружении декоративных элементов. В глубине балкона видны трубы органа, используемого в том числе для организации концертов классической музыки. Парные колонны с ионическими капителями поддерживают пьедесталы для скульптур, прославляющих Святого Карла. Арочные своды входа в храм и перекрытия над балконом украшены росписями известных художников на религиозные сюжеты.
Во внутреннем убранстве образ святого Карла безусловно доминирует, он на росписях и картинах, иконах и скульптурах. Выделяется типичная для католицизма раскрашенная скульптура Борромео с высоким крестом в правой руке.
Карл изображен в парадном кардинальском одеянии, готовый оказывать помощь больным людям, исповедовать и причащать умирающих от безжалостного недуга. Боровшийся с чумой силой молитвы, Карл Борромео стал символом победы над эпидемией, поэтому Карл VI и поклялся построить церковь его памяти после отступления болезни.
Другие украшения Карлскирхе
Украшающая ограждение балкона эмблема – не что иное, как герб династии Габсбургов времен правления Карла VI. Выполнено изображение двуглавого орла с некоторой стилизацией, однако различимы и две головы, и крылья, и лапы с мечом и скипетром. Образное сходство гербов Габсбургов и Австрии с одной стороны и России – с другой большинство экспертов связывают с претензиями обеих империй быть наследниками Византии, а в более длительной ретроспективе – Римской империи Юлия Цезаря и последующих властителей.
Совершенно индивидуально здесь изображение гербового щита – именно оно отождествляется с правящей в стране династией. Семейство Романовых имело щит с Георгием Победоносцем, щит Габсбургов включал символы государств Священной Римской империи германской нации.
Не раз замеченное преобладание в католических храмах скульптурных изображений над иконами прослеживается и в Карлскирхе. Объемная фигура Богородицы с младенцем Христом – одна из них. Оригинально устройство для благодарственных свечей, где отдельно стоят новые изделия, а выше – подставка для зажженных.
Правее статуи размещен ящик для добровольных пожертвований, традиционный в католических храмах. По другую сторону портрет одного из римских Пап, которых в соборе несколько. В дни поминовения портреты выставляют на специальных подставках на видном месте, украшают траурными гирляндами.
На стенах Карлскирхе размещено несколько масштабных живописных полотен религиозного содержания. Одна из них – Вознесение Девы Марии работы художника Себастьяно Риччи, заключенная в великолепную раму, перед ней – скульптуры и длинные бронзовые подсвечники.
Такие картины называют алтарными, перед ними установлены индивидуальные престолы. Религиозные сюжеты были основными в работе Риччи, они есть и в венском Шенбрунне, и в нашем Эрмитаже, во многих других соборах и музеях мира.
Часовня в Карлскирхе
В боковом приделе, в католицизме именуемом капеллой, расположена часовня рыцарского ордена Креста с красной звездой. Скромное, даже аскетичное оформление тем не менее производит впечатление на посетителей. Над алтарем вместо традиционного распятия – красочное полотно, изображающее снятие Спасителя с креста.
На боковой стене часовни установлена торжественного облика мраморная плита с портретом, посвященная основателю ордена.
Прощальный взгляд
Сейчас основной функцией Карлскирхе является музейная деятельность, богослужения проводятся по специальному расписанию. Побывать на службе в самой необычной церкви Вены повезло нашим корреспондентам, их снимки – лучшая агитация за посещение собора. На слайдере изображен главный алтарь Карлскирхе во время мессы, в зале множество прихожан и заставших службу туристов.
Рекомендуем каждому соотечественнику, оказавшемуся в Вене, непременно посетить Карлскирхе. Необычное внешнее решение собора, богатое убранство порадуют всех посетителей. Поездка на лифте под купол – совершенно эксклюзивная услуга, особенно это нравится гостям младшего возраста.