Квартира Пушкина на Арбате, снятая поэтом перед своей женитьбой, является единственным его мемориальным музеем в Москве. Здесь он поселился до свадьбы, отгулял мальчишник и прожил около трёх месяцев с молодой супругой. Съемная квартира располагалась в двухэтажном особняке дворянского семейства коллежского асессора Хитрово, где супруги Пушкины занимали верхний этаж. Комнаты нижнего этажа стояли запертыми – хозяева жили в орловском имении, опасаясь заразиться распространившейся в Москве оспой.
Сейчас мемориальная квартира Пушкина на Арбате является филиалом Государственного музея поэта (не нужно путать с музеем изобразительных искусств его имени). Музейными экспозициями заняты оба этажа особняка. Первый этаж, где супруги не бывали (наверх был отдельный вход), занят выставкой о Москве пушкинских времен. Комнаты верхнего этажа использовались супружеской четой, здесь находится более личная часть экспозиции.
На обеих этажах среди прочих экспонатов – множество изображений Пушкина, разных жанров и авторов. Многие посетители узнают уменьшенную копию статуи поэта с известного памятника на Пушкинской площади столицы работы скульптора Опекушина. В черно – белой гравюре также легко распознать первоисточник, живописный портрет кисти Ореста Кипренского.
Нижний этаж особняка
Первый этаж особняка имеет 8 залов, о характере их использования семейством Хитрово сведений не сохранилось.
Первый зал представляет посетителям внешний облик московских улиц и площадей пушкинской эпохи. Гравюры, рисунки и литографии изображают городские пейзажи той поры, где заметные архитектурные сооружения соседствуют с маленькими домишками. Обитатели Москвы предстают в различных бытовых ситуациях, застигнутые кистью художников. Еще интереснее экспозиция второго зала, демонстрирующего типичную обстановку светской гостиной.
Здесь экспонируются предметы, иллюстрирующие культурную жизнь тогдашней Москвы. Музыканты и театральные деятели, поэты, писатели и художники – современники Пушкина изображены на различных полотнах. Экспонаты размещены в застекленных витринах и на стеллажах, установленных в промежутках между оконными проемами. Элегантные шторы на окнах удачно дополняют интерьер, а наборный паркет ручной работы в каждой комнате имеет оригинальный, не повторяющийся рисунок.
Следующий, третий зал дает представление о личных контактах великого поэта, его московских друзьях и знакомых. Выставлены изданные при жизни произведения Пушкина, публикации в журналах и альманахах тех лет. Обстановка кабинета литератора не претендует на полную идентичность с рабочим местом великого поэта, потому что какой-либо описи меблировки не сохранилось. Как и вся квартира Пушкина на Арбате, комната своим оформлением соответствует стилю эпохи, образу жизни тогдашних литераторов из дворянского сословия.
Стены этого зала декорированы обоями кирпичного цвета, обивка мебели гармонично сочетается с общим фоном. В каждой части помещения – журнальные столики с диванчиками или креслами, являющимися одновременно витринами для других экспонатов. Печатные издания и сувениры размещены в застекленных стеллажах. На стенах многочисленные рамки с портретами знакомых поэту людей, есть портреты и на стеллажах.
Московской журналистике той поры, роли Пушкина в становлении и развитии деятельности – тема экспозиции четвертого зала первого этажа. Выставлены подлинные экземпляры журналов первой половины XIX века, по которым можно проследить творческие интересы и личные публикации великого поэта. Портреты на стенах соседствуют с картинами пейзажной тематики.
Меблировка четвертого зала схожа с предыдущим помещением своей обшивкой, хотя по стилю исполнения относится к другому гарнитуру.
Как и в других залах, используются застекленные стеллажи для экспонатов, а столики имеют стеклянные укрытия, защищающие выставленные предметы, печатные издания и рукописи.
Зеленая обивка стен пятого, центрального зала отличает эту комнату от других. Драпировка оконных проемов также выполнена с использованием оттенков зеленого цвета, таким же подобран плафон люстры. Меблировка этого помещения богаче прочих: представлен секретер с ящичками и дверцами, письменный стол с поднимающейся столешницей. В углу комнаты расположен инкрустированный столик, рядом стоят массивные напольные часы.
Часы имеют высокую тумбу, увенчанную часовым механизмом с застекленной дверцей, запирающейся на ключ. Циферблат имеет двойную градуировку – часы обозначены римскими цифрами, минуты – арабскими. Дополнительно встроен секундный циферблат, а также указатели еще трех параметров, скорее всего влажности, атмосферного давления и температуры воздуха.
Черновая рукопись Пушкина написана его размашистым почерком, содержит многочисленные зачеркивания и исправления. Между строк, а то и поверх написанного наброски рисунков. Поэт изображает человеческие фигуры в различных позах, рисует профили друзей и знакомых. В середине представленного черновика – портрет Баратынского, выполненный смелыми росчерками.
Зал с номером 6 посвящен обстановке и образу жизни семейства Хитрово, типичного дворянского рода. Седьмой зал содержит экспонаты из родительского имения жены поэта – Натальи Николаевны Гончаровой. Книжный шкаф и письменный стол с круглым стулом дополнены двумя полукреслами, на столе – оригинальный светильник. Пейзажи на одной стене дополнены портретами на стеклянной перегородке, на стене рядом со шкафом в рамке – выполненная из воска модель крепостного театра.
Пистолет в музейной витрине соседствует с уставом дворянского клуба и популярным романом того времени. Дуэль с Дантесом, ставшая причиной смерти Пушкина от ранения, могла проводиться подобным оружием. Курковый пистолет предполагает использование капсюлей, эта система была изобретена в 1820 году.
Такое оружие имел каждый уважающий себя и обычаи дворянин, несмотря на запрет поединков еще Петром Великим (это был редкий случай, когда император не воспринял западного обычая). Раненый Пушкин просил о прощении за дуэль, которое и получил письменно от императора Николая I одновременно с обещанием позаботиться о семье умирающего.
Игральный столик, выставленный в этой комнате, принадлежал Вере Нащекиной, жене одного из друзей Пушкина.
Он предназначен для игры в триктрак, аналогичной распространенным и поныне нардам. Под приподнятой столешницей видны принадлежности – игральные кости и шашки, а также обычные карты, используемые для разнообразных игр, пасьянсов и гаданий.
Второй этаж квартиры Пушкина на Арбате
Лестница, ведущая на второй этаж, выполнена целиком из древесины – и опорные конструкции, и ступени, и перила с фигурными балясинами. Стена вместо картин украшена оконными проемами с драпировкой, настенными трехрожковыми светильниками. Здесь посетители музея поднимаются к тем помещениям, где собственно и проживали молодожены.
Первая от лестницы угловая комната повторяет планировку нижележащего зала первого этажа. Даже гарнитуры мебели в углу похожи по формам, составу предметов и даже расцветке. По современной терминологии такие помещения именуют холлами, а в старые времена называли аванзалами. Здесь находится копия официального документа, подтверждающего имущественную сделку Пушкина по найму жилого помещения, в маклерской книге поэт собственноручно расписался. В этой же комнате находится портрет жены Пушкина, исполненный уже после смерти поэта. Здесь она уже Наталья Николаевна Ланская, вышла вторично замуж через 7 лет после трагедии (хотя раненый Пушкин просил не носить траур более года).
Большой зал гостиной помнит многие знаменательные моменты в жизни Пушкина, поэтому считается одним из главных помещений музея. Именно здесь младший брат Лев организовал прощание поэта с холостяцкой жизнью – мальчишник с ближайшими друзьями. Портреты Льва Сергеевича и других участников вечеринки размещены на стенах гостиной в простенках между окнами. Здесь же проходило свадебное застолье после венчания молодоженов, проводились званые вечера и давались балы. В помещении имеется и рояль для музыкальных занятий и концертов. Бюст поэта, выполненный скульптором Витали, считают одним из наиболее удачных изображений Пушкина. Ваятель использовал собственные зарисовки с натуры при жизни своего друга, а также его посмертную маску.
В одном из уголков большого зала, подле бюста, оборудован уголок для отдыха – стол, полукресла и стулья, на столе цветочная ваза. Светильники на угловых стенах обеспечивают мягкое освещение. Портреты друзей Пушкина размещены и здесь.
Центральное помещение квартиры Пушкина на Арбате, отличающееся синей драпировкой и схожими по цвету обоями. Содержит самый ценный из принадлежащих лично Пушкину предметов, его конторку для письма стоя. На конторке лежит копия рукописного варианта стихотворения Осень, на небольшой стойке укреплен один из самых известных и удачных портретов Пушкина. Это копия работы, выполненной в 1827 году знаменитым художником Тропининым. Стойка портрета укреплена на чернильнице, украшенной фигуркой арапчонка, выполненной по эскизу поэта.
Последние три комнаты, служившие спальными и подсобными помещениями, отличаются более низкими потолками – они не предназначались для приема гостей. Сейчас здесь экспонируются предметы и вещи, принадлежавшие детям и внукам Александра Сергеевича.
Потомки Пушкина достаточно многочисленны и проживают в различных странах мира. Только в России их несколько десятков, и родство с великим человеком пробудило желание общаться между собой. В 2009 году было проведено первое собрание потомков поэта, имеющее статус всемирного, и проводилось оно в квартире Пушкина на Арбате.
Памятная фотография в гостиной второго этажа оставлена в дар музею и доступна для обозрения всем посетителям.