Музей гармоники в Москве – крупнейшая коллекция клавишно-пневматических музыкальных инструментов, одна из 4-х существующих в мире. Создана экспозиция трудами профессора Альфреда Мирека, уникального специалиста и знатока подобных инструментов. Экспонатами музея гармоники являются изделия знаменитых мастеров прошлого, используемые в работе инструменты, документальные свидетельства концертного и бытового использования гармоник, баянов и аккордеонов. В музее гармоники посетителям предлагаются экскурсии и лекции, возможность прослушать звукозаписи выступлений известных исполнителей.
Создание необычного собрания музыкальных инструментов – дело всей жизни энтузиаста гармоник и доктора искусствоведения Альфреда Мартиновича Мирека, собиравшего экспонаты более 20 лет и изучавшего этот вид инструментов всю жизнь. Частный музей он основал в доме собственной постройки в Софрино, а к 850-й годовщине образования Москвы передал коллекцию столице. Московские власти выделили здание под размещение экспозиций нового государственного музея, открытого в 1999 году как отдел Музея Москвы на правах филиала.
Специалисты классифицируют гармоники и подобные им баяны и аккордеоны как отдельную группу клавишных – язычковые музыкальные инструменты. Состоят они из двух половин корпуса, соединенных меховой камерой. На правой крепится гриф с клавиатурой мелодий, на левой расположена клавиатура аккомпанемента. Внутри корпуса расположены резонаторы, образующие звуковые колебания. В резонаторах установлены голосовые планки из рамок — металлических пластин с прорезями, закрытыми язычками из медного сплава, приклепанными одним концом под прорезями. Язычки точно подогнаны по размеру к прорезям и могут проскакивать в них под действием воздуха и за счет упругости возвращать положение, что и образует звуки. Изобрел этот способ извлечения звуковых колебаний Ф. Киршнер.
Гармоника Киршнера создана чешским изготовителем органов и изобретателем в 1783 году, во время работы в России. Инструмент предназначен для настольного использования, на нем приходилось одной рукой нагнетать воздух нажатием рукояти на мехах, а другой нажимать на клавиши. Именно на основе этого изделия, купленного оружейных дел мастером из Тулы Иваном Сизовым, умелец создал русский вариант гармоники, отличающийся большим удобством в обращении. Инструмент можно было за ремень вешать на плечо либо ставить мехами на колено, а обе руки использовать для растягивания и сжатия мехов, одновременно пальцами нажимая клавиши.
Тульские мастера быстро освоили изготовление новинки, появились знаменитые мастерские и целые семейные династии. Создание гармоник требовало владения разнообразными инструментами, умения обрабатывать дерево и металлы. Всеми этими навыками оружейники владели в полной мере и стали асами и в новом ремесле. В музее гармоники представлена стилизованная мастерская такого умельца с образцами материалов, инструментов и частями гармоник в процессе изготовления или починки, а также готовые изделия. Здесь же сохраненные фотографии выдающихся мастеров и семейных артелей, вывески некоторых мастерских и другие раритеты.
На стеклянной полочке под портретами изготовителей гармоник выставлены сохранившиеся подлинники печатей, которыми клеймились гармоники для удостоверения их подлинности. В семейных династиях клеймо переходило по наследству, а именные клейма часто оставались с хозяином и при захоронении после кончины, как мечи скифских воинов. Ниже представлены приспособления, используемые мастерами при отдельных операциях по вырубке язычков, изготовлению пластин и прорезей в них. Довольно тонкие манипуляции с металлами и деревом наследникам оружейных мастеров были вполне подвластны.
В исторической экспозиции представлено множество образцов гармоник разной степени сложности, разнообразных габаритов и формы. Собственным индивидуальным обликом отличаются гармоники разных местностей, часто и называемые по месту происхождения – тульские, нижегородские и так далее. Отличались материал и форма корпуса и грифа, меха и клавиатуры. Свои особенности имели и изделия разных производителей из одного города или поселения, по которым знающие люди могли определить предпочитаемого ими автора.
Просторный зал музея гармоники содержит разнообразные средства экспонирования – застекленные пристенные витрины и стенды в виде тематических планшетов, постаменты для экспонатов в центре помещения с возможностью досконального осмотра со всех сторон.