Кому повезет посетить церковь Иоанна Богослова в Костроме таким морозным зимним днем, с кружевным инеем на деревьях, будет вознагражден прекрасным зрелищем. Конечно, не побывав здесь летом, оценить впечатления от изменившегося цвета фона окружающей природы невозможно. Не исключено, что летняя красота может быть столь же чарующей, тем более что очарование это во многом зависит вовсе не от снега или листвы на деревьях, а от чудесного творения человеческих рук – великолепного храма.
Безусловно красивая кованая решетка ограды ажурного исполнения, столь же причудливые ветви деревьев в снежных хлопьях зимнего великолепия не закрывают церкви, только немного добавляют очарования древнему строению — ажурной шатровой колокольне с изящными чешуйчатыми куполами. В глубинке России, можно сказать – почти в провинции встречается иногда такое великолепие, созданное для людского любования и во славу Спасителю и его ближайшим сподвижникам.
Именно таковым был евангелист Иоанн, один из 12 апостолов и 4-х авторов канонических (признанных церковью) Евангелий Нового Завета. Жизненный путь этого святого человека был посвящен пропаганде учения Христа и длился, по преданиям, долгих 120 лет. Написанное им Евангелие отличается от трех остальных (от Матфея, Марка и Луки) структурой и самим содержанием. Иоанн Богослов написал не только собственное видение жития Иисуса и его божественной сущности, которым он был очевидцем и свидетелем. Ему принадлежит и более интригующий труд – Апокалипсис, или Книга откровений, завершающая вторую часть Библии, или Новый Завет.
Вход на территорию церкви Иоанна Богослова в Костроме расположен в западной части территории, о чем говорит расположение перекладин православного креста. Наклонная нижняя планка на нем приподнятым концом всегда ориентирована в северном направлении. Ворота для прихожан выполнены в форме большой арки въезда и двух малых по бокам, с калитками. Купола над арками копируют украшающие главы церкви, выполнены из лемехов – ручной работы пластин из кованого металла, имитирующих старинные изделия из древесины.
Пройдя под аркой входных ворот, по расчищенной от снега дорожке прихожане проходят к храму. Входные двери располагаются в нише, окаймленной двойной аркой с фигурной гирькой в месте слияния половин. Церковь Иоанна Богослова в Костроме находится в городском микрорайоне Ипатьевская слобода, неподалеку от знаменитого одноименного Ипатьевского монастыря. Деревянная церковь на этом месте существовала с 1562 года, но при пожаре была уничтожена. В нынешнем каменном обличье храм отстроили в 1678 году. Основное здание четырехугольной формы, на кровле установлены пять высоких башенок с куполами луковичной формы и крестами на них. Более низкий боковой придел заканчивается колокольней шатрового типа.
Внутренняя планировка церкви Иоанна Богослова в Костроме – традиционная для православных храмов России. На стенах по пути к иконостасу алтаря развешаны иконы православных святых, и у каждого прихожанина по его имени есть свой покровитель. Бронзовые подсвечники предназначены для установки зажженных свечей, посвящая их своему святому, либо желая здравия кому-либо, либо за упокой умерших. Подаются и записки с пожеланиями здравия и упокоения. У иконостаса прихожане совершают молитвы, прослушивают проповеди и совершают православные обряды.
Стены, колонны и потолок подкупольного пространства церкви Иоанна Богослова в Костроме отличаются богатством росписей. Изображения святых и апостолов, авторов Евангелий и самого Христа выполнены не профессиональными иконописцами или именитыми живописцами, а самими прихожанами – местными жителями, одаренными художественными способностями. Авторы росписей перечислены поименно на северной стене церкви, указана и дата создания – 1735 год. Неизбежные обновления делались художниками по старым рисункам, реставраторы не претендовали на авторство и лишь освежали старинные росписи.
Устанавливать свечи в подсвечники принято или до начала службы, или после ее завершения. Многие прихожане для этой цели выбирают периоды, когда служба не проводится, это совершенно не влияет на исполнение Всевышним просьбы верующего. Во время службы ставить свечи не следует, чтобы не мешать остальным сосредоточиться в общении с Богом. Приобретать ритуальные предметы, литературу, свечи и иконы в церковной лавке можно тоже только вне времени проведения богослужения. Вообще в храме следует вести себя тихо и смиренно, не нарушая сосредоточенного состояния других верующих.
В храме уделяют внимание воспитанию подрастающего поколения. Проводятся различные мероприятия для нуждающихся.
Колокольня церкви Иоанна Богослова имеет хотя и традиционное, но привлекательное и ценное своей древностью строение. Восьмигранник нижнего яруса заканчивается собственно звонницей, которая образована проемами между колоннами, поддерживающими остальную восходящую конструкцию. Колокола отчетливо различаются от подножия даже невооруженным глазом, можно наблюдать даже их колебания при колокольном звоне. Следующий восьмигранник меньшего размера испещрен, как соты, оконными проемами. Крыша между ярусами в форме ломаной линии образует своеобразный волнистый рисунок.
Испещренный отверстиями как прямоугольной, так и круглой формы остроконечный шатер церкви Иоанна Богослова также состоит из нескольких ярусов. Многогранная пирамида оголовка колокольни особенно живописно смотрится на фоне переднего плана из причудливо расположенных веток с изморозью. Венчает острие купол в виде маковки с яблоком на вершине и установленным на нем православным крестом.
Сохранение в своих фотоархивах снимков церкви Иоанна Богослова в Костроме позволит оживить свои воспоминания о путешествии, поделиться впечатлениями с родственниками и знакомыми. Однако главным итогом поездки станет прикосновение к исторической реликвии, являющейся образцом народного творчества и предметом почитания всеми россиянами. Независимо от вероисповедания либо отрицания религии храм надолго запомнится каждому.