Московский музей Пресня – пропагандистская затея времен расцвета веры в торжество идеи социализма, пережившая и многих приверженцев марксизма, и смену направления развития страны. Тем не менее эпоха свержения самодержавия и социалистического строительства – часть нашей истории, и нельзя эту историю забывать. Одним из объектов, освещающих происходившие в те времена события, и является историко-мемориальный комплекс Пресня. Здесь повествуется и о революционных событиях, и об эволюции бытовых условий населения на протяжении минувшего столетия.
Основали музей жители и руководство московского района Красная Пресня, знаменитого восстанием 1905 года и участием во всех последующих революционных событиях. Открыли его в 1924 году, выделив под экспозицию бревенчатый дом постройки XIX века. Именно в этом доме работал первый легальный (то есть разрешенный властями) большевистский райком Москвы, а затем заседал Военно-революционный комитет. На рубеже 70-х годов прошлого века на средства предприятий и учреждений района выстроили специальное музейное здание современного облика, сохранив и старый дом в качестве экспоната. Его можно осмотреть, пройдя по переходу из нынешнего музея.
Музей Пресня ценен рядом интересных экспонатов, прежде всего крупнейшей диорамой в Европе, изображающей события декабрьского вооруженного восстания 1905 года, и рядом других исторических раритетов. Основную же массу экспонатов составляют макеты обстановки жилых помещений разных временных промежутков. Даже не макеты, а реальные обставленные комнаты и манекены их обитателей в соответствующем облачении. Объединены эти разнородные инсталляции общей темой – показом изменения бытовых условий москвичей на протяжении прошлого века.
Экспозиция городского быта
Сначала посетители попадают в квартиру интеллигента, возможно чиновника. предположительно дореволюционного периода. О сословной принадлежности жильца говорит пиджачная пара с белой рубашкой и галстуком на вешалке. В комнате довольно приличная обстановка: обои и репродукции в рамках на стенах и люстра на потолке, застекленный книжный шкаф с золочеными корешками переплетов. Мебель старинная, очевидно ручной работы, украшена ажурной резьбой по дереву. Солидный письменный стол с обтянутой зеленым сукном столешницей украшен бронзовыми предметами на подставках из поделочного камня: письменный прибор, подсвечники и пепельница выполнены как единый комплект.
Далее можно видеть коридор коммунальной квартиры, скорее всего до войны или сразу после нее. Сундуки и плетеные короба выдают переселенцев из деревень, здесь же не вошедшие в тесные комнатки предметы мебели. Городской дух вносит велосипед, для экономии места подвешенный на стене. На другой стене обращает на себя внимание черный диск. Это распространенный тогда репродуктор – простейший радиоприемник, конус из черной бумаги на металлическом обруче с приемным устройством в центре и антенной – иглой с внутренней стороны. В давние времена этот нехитрый прибор мог быть единственным источником информации в квартире.
Кухня коммунальной квартиры представлена в музее Пресня так, как и выглядели подобные помещения. здесь ссорились и мирились, беседовали и праздновали. Две хозяйки комнатушек сошлись в кухне за разговором, одеты по-домашнему – все же свои, породнились уже. Кухонная мойка для посуды общая, плита отсутствует – готовили пищу на примусах. Отдельная у каждого семейства посуда, расставленная тут же – больше хранить негде. На веревке сушится мокрое белье, скорее всего здесь же его и стирали. Мебель старенькая, но содержится в порядке, как и все общее кухонное пространство.
Тесная, перенасыщенная мебелью комната журналиста или литератора определяется по наличию печатной машинки и кожаного портфеля на столе, типичной принадлежности пишущей братии. Боевое прошлое хозяина комнаты выдают висящие на стене шинель и буденовка. Некоторые вещи носят отпечаток достатка, возможно ушедшего в прошлое, либо приобретены они после конфискации у предыдущих владельцев. Отсутствие центрального отопления и капитальной печи компенсируется чугунной буржуйкой, жестяной дымоход которой просто выведен в окно. Сервант и кожаный кабинетный диван сильно уменьшают полезную площадь.
Период 60-х годов прошлого века представлен следующей комнатой, обставленной в меру достатка и возможностей обитателей. Мебель используется еще доставшаяся по наследству, однако чувствуется стремление к поддержанию домашнего уюта. Репродукции картин на стенах, цветочная ваза на круглом столе, застеленной расписной скатертью, салфетки на предметах меблировки характерны для тогдашних представлений о комфортном жилище. Ручная швейная машинка выдает увлечения хозяйки, впрочем, шитье может быть лишь продолжением профессиональной деятельности. Ведь многие обитательницы района Пресни во все времена трудились на знаменитой Трехгорной мануфактуре.
Уже в послевоенное время, когда еще не была доношена военная форма, население полюбило загородную жизнь. Работа на участке была многим привычна по деревенскому детству, к тому же садово – огородные участки помогали разнообразить пищевой рацион.
Удивительно, как музей сумел пережить почти 30 лет антисоветизма, последовательно сметающего все московские памятники и архитектурные объекты, напоминающие о периоде СССР и тем более революционной борьбы. Наверное, потому что он никогда не был широко известен и находится в стороне от наработанных туристических троп. Когда лет пять назад был в нём с детьми, мы оказались почти единственными посетителями. В 2015 году было опасение, что реконструкция загубит его, но выжил, за что спасибо руководству бывшего Музея Революции (ныне современной истории). Надо сходить взглянуть, что изменилось.
Я был удивлен тому, что в музее с таким неприметным названием так раскрыта тема быта людей на протяжении 100 лет.