Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Погода Razliv

небольшой снегопад

-9 °C
Ветер
1.32м/с
Давление
767 мм рт. ст.
Влажность
92 %

Ипатьевский монастырь в Костроме – знаковое место для российской истории. Здесь скрывался от чужеземных захватчиков в Смутное время родоначальник последней династии царей России Михаил Романов, в окрестностях монастыря совершил свой подвиг Иван Сусанин, предотвратив захват врагами будущего государя. Здесь же произошло объявление о приходе к власти избранного на Земском соборе 1613 года царя, положившее конец  черной полосе в нашей истории. Ипатьевский монастырь после коронации посещали многие властители из династии Романовых, а также все избранные президенты новой России после инаугурации.

Восшествие на престол первого из Романовых происходило в драматичный период  истории страны. Скрывавшийся от захватчиков и представителей соперничающего рода Годуновых, наследник и его мать Марфа провели в монастыре около полугода. Освобожденная ополчением Минина и Пожарского Москва созвала Земский собор для определения будущего правителя, которым был назван Михаил Романов. Он представлял род, не запятнанный сотрудничеством с иноземцами. К тому же Романовы были родственны старым правителям династии Рюриковичей – Анастасия была первой женой Ивана Грозного.

Земский собор направил в Кострому свое посольство, однако ни Михаил, ни мать его не горели желанием становиться правящей династией. Неуверенность была сломлена после неоднократных обращений, когда послы известили Романовых о поддержке их рода как народом на московской площади, так и представителями многих русских городов. Готовность присягнуть новому царю высказали многие общины, в том числе донские казаки, и согласие на царствование было получено. Здесь же инокиня Марфа благословила своего сына на занятие царского престола.

История и внешний облик Ипатьевского монастыря

Основание монастыря приписывают перебежчику из Золотой Орды — татарскому военачальнику, принявшему христианство и награжденному Иваном Калитой земельным наделом под Костромой.  Новоявленный боярин Захарий в 1330 году и начал строительство обители в память об исцелившем его болезнь мученике Ипатии. В дальнейшем покровителями выступали члены семейства Годуновых, ведущие свой род от основателя монастыря. Династия Романовых, столь многим обязанная обители, также благоволила месту своего воцарения, начиная от патриарха Филарета (в миру Федора Никитича Романова). Именно он – подлинный основатель династии, он предложил боярам избрать царем своего сына, а по возвращении из польского плена в 1619 году стал фактическим соправителем государства.

Панорама Ипатьевского монастыря и покрытая льдом река Кострома.

Обитель меняла свой облик, деревянные стены и строения сменялись каменными сооружениями. В годы расцвета Ипатьевский монастырь включал целый комплекс зданий, основными были пятиглавый Свято-Троицкий собор, колокольня, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, палаты Годуновых (затем именовавшиеся Романовскими). Позднее появились Екатерининские ворота и церковь Хрисанфа и Дарии. Кельи послушников, архиерейский корпус, обширный и богатый монастырский сад и другие постройки и насаждения окружены каменной стеной, придавшей комплексу характер неприступного сооружения. Особенно эффектен вид с реки Костромы – крепостные стены и башни, архиерейский корпус с надвратной церковью, за ними многочисленные купола с православными крестами.

При покровительстве Годуновых, а особенно на протяжении трех столетий правления Романовых Ипатьевский монастырь имел существенные привилегии. Перестройки и строительство новых сооружений, украшение лучшими мастерами внутри и снаружи, многочисленные дары и пожертвования доставались обители в первую очередь. Одним из значительных дополнений стали Екатерининские ворота, выстроенные в северной стене монастыря в спешном порядке к приезду императрицы Екатерины II в 1767 году. Они стали парадным въездом в монастырь, выходящим на церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Именно немка Екатерина положила начало традиции посещения Ипатьевского монастыря правителями романовской династии после восшествия на престол.

Екатерининские ворота – главный вход в Ипатьевский монастырь с северной стороны.Ориентироваться в расположении культовых и светских объектов на территории Ипатьевского монастыря помогают указатели, размещенные на одном из фонарных столбов. Среди поименованных  на стрелках сооружений нет мемориальной колонны, хотя она прекрасно просматривается именно с этого места, от столба. Впрочем, пояснения есть на самой колонне – она посвящена историческим событиям, происходившим на территории обители на протяжении ее долгой истории. Упомянуты наиболее яркие деятели разных эпох, внесшие вклад в развитие и процветание Ипатьевского монастыря. Колонна является, по сути, путеводителем по монастырю с описанием его истории, основных сооружений и событий, в нем происходивших.

Ипатьевский монастырь, мемориальная колонна и указатели на фонарном столбе.При входе через парадные Екатерининские ворота основные сооружения Ипатьевского монастыря открываются взору единой панорамой. Виден архиерейский корпус слева, далее Троицкий собор, церковь Рождества Пресвятой Богородицы и колокольня.

Архиерейский корпус вместе с крепостной стеной ограждает территорию со стороны реки Кострома. От пристани можно войти в Святые ворота, оборудованные через здание. Ворота украшены надвратной церковью Хрисанфа и Дарии постройки XIX века. Резиденция высшего духовенства Костромской епархии с 1744 года.

Общий вид сооружений Ипатьевского монастыря в Костроме.

Троицкий собор в его современном виде – массивное четырехугольное здание, увенчанное пятью главами на цилиндрических башенках. Окна собора украшены фигурными наличниками из кирпича.  Все стороны, кроме фасадной, окружены галереями из двух ярусов. Фасад северной стороны включает главный вход в собор и на галерею, представляет самостоятельную ценность и достоин отдельного описания.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в каменном исполнении выполнена в 1767 году, сменив деревянное строение 1564 года. Выдержавшая еще переделку в 1859 году, когда были обретены мраморные стены и своды, церковь была разрушена при закрытии ипатьевского монастыря большевиками в 1932 году. Новое здание храма окончено строительством в 2013 году, тогда же ансамбль обители обрел нынешний, исторически достоверный вид.

Ипатьевский монастырь. Изношенный колокол на постаменте возле звонницы.

Колокольня Ипатьевского монастыря также неоднократно переживала перестройки, достраивания и реконструкции. В окончательном виде это трехъярусное сооружение, внизу расположены хозяйственные помещения. На втором ярусе размещен часовой механизм с боем, выше сами колокола, над третьим ярусом – шатер. Сохранились цветные фото начала прошлого столетия, где колокольня сплошь покрыта цветными фресками. Просуществовала роспись недолго, поскольку совсем не согласовывалась с православными традициями и выглядела абсолютно чужеродно.

Парадное крыльцо Троицкого собора оборудовано широкой лестницей, над которой устроен навес с крышей в виде шатра. Массивные колонны причудливой формы начинаются четырехугольными основаниями, имеют шаровидные кубышки в средней части и поддерживают фигурное перекрытие. Верх обрамлен двойными арками с гирьками посередине. Шестигранный шатер венчается шпилем.

Входное крыльцо Троицкого храма в Ипатьевском монастыре.

Возле подножия колокольни можно видеть  колокол, установленный на отдельном пьедестале цилиндрической формы. Снятый со звонницы из-за появления глубокой трещины, он чудом избежал обычной участи изношенных изделий – переплавки на новые колокола. Как литейный лом использовать старые – давняя традиция, которую обосновывают намоленностью металла и его особым звучанием.

Церковный музей Ипатьевского монастыря

Справа от колокольни – еще одно монастырское здание на два этажа, самое скромное по внешнему виду. Здесь размещались послушники Свято-Троицкого монастыря, а в период революционного безвременья помещения использовались в различных целей. В том числе сохранялась частично музейная функция, хранились многочисленные экспонаты, оставшиеся от монастырского музея – Древлехранилища, созданного в 1912 году, накануне 300-летия династии Романовых. Долгое время функционировал государственный музей-заповедник.

Созданный в 2004 году церковный историко-архитектурный музей (ЦИАМ) включает как одну из экспозиций само внутреннее убранство Троицкого собора. Историческая ценность обусловлена сохранением уникальных настенных росписей, которые были выполнены в XVII веке известной артелью Гурия Никитина. На сто лет младше иконостас главного алтаря собора, резьба которого создавалась под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова.

Монашеское здание Ипатьевского монастыря.

Выставка даров монастырю содержит многочисленные приношения, пожертвованные семейством Годуновых и другими дарителями. Культовые предметы, облачения, рукописи и печатные книги, картины на религиозную тематику и старинные иконы представляют несомненную историческую ценность и бережно сохраняются. Примерно половина экспонатов принадлежит государственному музейному фонду, и доверили их церковному музею впервые в России. Особое внимание посетителей привлекают древние храмовые врата, изготовленные по необычной технологии. Использовалось огневое золочение по меди, позволяющее получать красивые и долговечные изделия.

Одна из музейных экспозиций Ипатьевского монастыря. Медные позолоченные ворота и иконы.

Демонстрируется подлинная Вкладная книга Ипатьевского монастыря, датированная 1728 годом, в которой перечислены все вклады (дары, приношения) в монастырское собрание. Поименно названы все дарители, в основном члены многочисленного семейства Годуновых, представители других знатных фамилий, а также многие царствовавшие особы и их родственники. Книга выполнена вручную древней вязью, с использованием гусиных перьев, туши и темперы.

Вкладная книга – опись даров Ипатьевскому монастырю с указанием дарителей.

Выставлены парадные облачения священнослужителей разных рангов, головной убор – митра. В этой же витрине представлены образцы церковной утвари, используемой при проведении процедуры причащения. Кувшин и блюдо для омовения, ложка и кубок изготовлены из драгоценных металлов – золота и серебра. Нити из этих металлов использованы при украшении одеяний священников.

Облачения священнослужителей и церковная утварь, демонстрируемые в Ипатьевском монастыре.

Экспозиция даров занимает несколько помещений. В одном из залов экспонаты помещены в застекленные шкафы – витрины, часть предметов развешаны непосредственно на стенах. Книги, рисунки и иконы соседствуют с различными кубками и крестами. Здесь можно видеть настенные скульптурные изображения фигур Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы – изделия галичских мастеров, а также многие другие реликвии.

Несколько помещений выделены для демонстрации произведений русских, в частности костромских иконописцев. Есть здесь и иконы мастеров Оружейной палаты московского Кремля, и работы художников других старорусских городов, каждый из которых формировал собственную школу иконописи. Сотрудничество не было односторонним, костромских иконописцев часто царским повелением привлекали для работы в столичных мастерских. Иконы писались в основном на деревянной основе, размеры произведений были самыми разнообразными – от миниатюрных и книжного формата до достаточно крупных полотен.

Выставки иконописи в Ипатьевском монастыре.

Традиция написания полотен религиозного содержания формировалась с XV до XIX веков, и в собрании церковного музея имеются произведения всего этого протяженного периода. Посетители могут проследить изменение живописной техники и приемов письма с течением времени, оценить сходство и различия художественной манеры мастеров разных школ. Иконопись является древнейшим видом художественного творчества, имеющим не только культовое, но и многогранное общечеловеческое значение.

Иконы и картины религиозного содержания, выставленные в Ипатьевском монастыре.

Иконы костромских мастеров занимают солидную долю экспозиции иконописного творчества. Местная школа  воспитала несколько видных династий исполнителей, в которых мастерство и традиции передавались из поколения в поколение. Сложившийся костромской стиль обязан своему появлению многим талантливым художникам, среди которых особо выделяется Гурий Никитин. Этот мастер причисляется  знатоками и искусствоведами к величайшим русским иконописцам XVII века.

Ипатьевский монастырь представляет экспозицию икон костромской школы.

Царские палаты Ипатьевского монастыря

Расписной терем Царских покоев, или Палат Романовых (ранее именовавшихся Годуновскими) выделяется среди прочих строений монастыря оригинальной и яркой наружностью. Покои, построенные еще в конце XVI века боярами Годуновыми, известны прежде всего пребыванием в них инокини Марфы и ее сына Михаила Романова, а также его приглашением на царский престол. Привлекательный внешний вид здания, раскрашенного под мозаику, бросается в глаза каждому посетителю монастыря, однако самое интересное ожидает внутри покоев.

Внешний облик Царских палат Ипатьевского монастыря.

Последняя значительная реконструкция здания с переделкой интерьера была проведена по указанию императора Александра II, поставившего задачу усилить мемориальное значение родового гнезда. Не стали восстанавливать бытовые детали – меблировку и освещение, ограничившись ремонтом замечательных изразцовых печей в нескольких комнатах.

Один из залов Царских палат Ипатьевского монастыря.

Целью было подготовить помещения к музейной роли, была завезена выставочная мебель, смонтировано соответствующее освещение (сейчас можно видеть уже вполне современные светильники). В одном из помещений, в левом шкафу размещена икона  Богоматери Казанской с изображениями христианских праздников на створах – дар монастырю от самого Михаила Федоровича Романова.

Одно из помещений музейной экспозиции Ипатьевского монастыря.

Замечательные изразцы украшают печь еще в одной комнате. Найденные старинные глазурованные плитки послужили образцом для изготовления копий в необходимом количестве. Изразцы делались из глины, лицевая сторона украшалась рельефным рисунком или узорами и раскрашивалась. Обжиг в специальных печах придавал изделиям прочность и долговечность, делая их пригодными для использования в том числе при повышенной температуре. Прообраз современного кафеля применен для внешней отделки всех печей царских палат.

Ипатьевский монастырь. Уникальная изразцовая печь для отопления Царских палат.

Последний российский император Николай II свой самый длительный визит в Ипатьевский монастырь совершил в 1913 году, на празднование 300-летия династии Романовых. Несколько проведенных в Костроме дней потребовали сооружения временного деревянного дома, так как фамильные палаты к проживанию были непригодны. Сокровищница Царских палат пополнилась новыми экспонатами – собственноручной записью императора, а также его и императрицы Александры Федоровны красочными портретами в парадных мантиях. Одно из немногих изображений царя, предпочитавшего военную форму, содержало все атрибуты власти – корону, скипетр и державу.

Парадные портреты императорской четы и автограф Николая, выполненные во время празднования 300-летия династии в Ипатовском монастыре.

Самые ценные экспонаты, относящиеся к периоду окончания Смутного времени, размещены в отдельной застекленной нише. Здесь находятся предметы, сопровождавшие посольство Земского собора к кандидату на престол: чудотворная икона  Федоровской  Божьей Матери, выносной запрестольный храмовый крест и слюдяной выносной фонарь. Икона выполнена  на деревянной доске темперой, использовано золочение и серебрение.

Рядом с крестом установлен царский посох  Михаила Федоровича, переданный монастырю на вечное хранение из Оружейной палаты московского Кремля по распоряжению императора Николая I. Перед иконой на невысоком пюпитре – живописное изображение встречи московских посланников с костромскими затворниками у Святых ворот Ипатьевского монастыря. Работы выполнена литографическим способом в середине XIX века в московской типографии издателя Шелковникова.

Ипатьевский монастырь. Подлинные предметы, находившиеся с посланниками Земского собора.

Прижизненный портрет Михаила Федоровича Романова в зрелом возрасте размещен в глубине одного из помещений Царских палат. Здесь же золоченая икона Святой Троицы, покровительницы Ипатьевского монастыря, и образцы церковной утвари времен воцарения династии Романовых. Массивное кадило заметно прежде других предметов своим размером и мастерством исполнения.

Церковная утварь, портрет первого царя династии Романовых в Ипатьевском монастыре.

Посетившие Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь запомнят прежде всех многочисленных достопримечательностей  внешний вид этого замечательного архитектурного ансамбля. Все его сооружения и памятники. Кроме обеих столиц, мало какой город сыграл столь выдающуюся роль в российской истории, нежели Кострома. Сравнить можно разве только с Екатеринбургом, где закончил земной путь последний царствовавший представитель династии Романовых, его супруга и наследники, а также сопровождавшие их люди.

Общий вид сооружений обители. Вид из внутреннего двора Ипатьевского монастыря.

По трагическому ли совпадению или промыслом божьим, но место гибели Романовых называют Ипатьевским домом, по имени владельца здания. Дом этот снесен, на его месте выстроен храм. Память о династии Романовых, таким образом, начинается и заканчивается религиозными сооружениями. Строительство екатеринбуржского Храма на Крови знаменовало окончание  70-летней большевистской смуты, сходной по трагизму с событиями древнего Смутного времени. Древний Ипатьевский монастырь навсегда останется оптимистическим символом российского народа.

 

2 комментария
  1. Монастырь — главная достопримечательность Костромы. Его следует посетить всем, кто приезжает знакомиться с городом. Место очень красивое, территория ухоженная, все в отличном состоянии, хоть монастырь построен еще в XIV веке. Вокруг очень живописные места, получатся отличные фотографии. Думаю, идти в музеи и в сам монастырь лучше с гидом, а не самостоятельно. Место все-таки историческое, экскурсовод расскажет обо всех событиях и многих интересных фактах, о которых больше нигде не узнаешь.

  2. Да, очень красивый монастырь, как, наверно, и любой монастырь. Я был там прошлым летом в конце тура по Золотому кольцу. Впечатления неизгладимые! Особенно круто он смотрится с реки (у нас была теплоходная прогулка).


Войдите, чтобы добавить комментарий