Колыбель святых мучеников
Аббатство Санта Джустина привлекает тысячи паломников, стекающихся в Падую со всего мира. А влекут их покоящиеся под сводами базилики мощи:
- самой святой Джустины;
- Просдоция и Максима (первые святители Падуи);
- Фиденцио, Даниила и многих других мучеников, погибших за веру.
К тому же базилика Санта Джустины стала главным святилищем святого Луки – евангелиста, почитаемого православной и католической церквями.
В базилике даже есть капелла, названная в честь евангелиста, в престоле которой находится ковчег с его останками. При этом над алтарем-гробницей располагается икона Богоматери (почитаемая многими Мадонна Константинопольская), написанная самим Лукой, а стены украшают фрески, посвященные жизни апостола-евангелиста, родившегося в Антиохии (Сирийский город).
О Луке известно, что он являлся одним из семидесяти учеников Христа, группе следующей за двенадцатью «приближенными» апостолами. Врач, проповедник, миссионер и богослов – он оказался свидетелем зарождения христианства и многих важных событий, связанных с его становлением.
Являясь христианским писателем и иконописцем, Лука создал:
- Деяния апостолов (книга Нового Завета) и Евангелие (одну из четырех книг);
- первую икону Богородицы, апостолов Павла и Петра (при этом писал он с натуры).
Земной путь его окончился в Ахайе, где в возрасте восьмидесяти четырех лет он был повешен на придорожной оливе из-за отсутствия креста. Дальше, интереснее…
Останки апостола перенесли в древнюю мраморную усыпальницу, находившуюся в Фивах (столица Беотии), посетив которую люди с глазными недугами чудесным образом исцелялись. А все благодаря пастообразному веществу «колидио» или «каллурий», источаемому усыпальницей, согласно фиванской легенде. Прослышав про творящиеся чудеса, император Констанций II повелел перенести чудотворные мощи в Константинополь (вторая половина IV столетия), где они и покоились до завоевания города турками. После этого, останки святого оказываются в руках венецианцев (опять-таки по легенде).
Рукописные документы свидетельствуют о том, что мощи покинули Константинополь во времена правления Юлиана Аппостата (ориентировочно 363 г.) или в VIII столетии во времена иконоборчества. Правда, достоверность ни одной из версий все еще не доказана историками.
Известно лишь одно – в X веке святые мощи оказались в аббатстве Санта Джустина. Здесь монахи-бенедиктинцы создали мраморную гробницу (1313 г.), в которую и поместили священный саркофаг. Он был вскрыт всего два раза:
- во время передачи головы апостола Луки в Кафедральный Собор Праги (1354 г.), где она хранится в настоящее время;
- части святых мощей в три Афорские монастыря по просьба митрополита Иеронимоса, совершавшего поломничество в Падую (1992 г.).
Что же касается мраморной гробницы, то ее установили в левом нефе (1562 г.) базилики Санта Джустина – в часовне святого Луки, расписанной Джованни Сторлато (1436 г) сценами из жизни апостола и фрагментами, повествующими о переносе останков с Востока и обнаружением их падуанскими монахами. Здесь она покоится и по сей день…
Духовные поиски в монастыре Санта Джустина
Точно так, как и много лет назад, в наши дни монастырь Санта Джустина продолжает монашескую традицию первых бенедиктинцев, предлагая гостям кров, а также возможность приобщиться к молитве и молчаливым поискам Бога, среди цветущих садов аббатства. Кроме того, это идеальное место для медитации.
Сегодня, для паломников открыты специально оборудованные номера как на внутренней (только мужская половина) стороне аббатства, так и снаружи. В последних корпусах могут селиться мужчины, женщины и даже пары.
По данным официального сайта прием гостей приостанавливается только в рождественские праздники и в период с 15.07 по 31.08.