Эта мера коренным образом отличается от весового карата, используемого в ювелирном деле для оценки массы драгоценных камней (200 мг, или 0,2 грамма). Эта старинная единица произошла от названия рожкового дерева, плоды которого служили гирьками древним торговцам драгоценным металлом.
Оставшаяся часть выставочных материалов расположена в залах второго этажа Афинского музея нумизматики. Туда ведет широкая парадного вида лестница в высоком пролете, огражденном перилами с металлической решеткой. Кованые элементы ограды идентичны друг другу, повторяясь на всем протяжении подъема.
Столь же однообразны орнаменты на стенах, расположенные в очерченных четырехугольниках, нижняя грань которых повторяет контур лестничной линии. Центральный узор всех орнаментов одинаков, как и изображенные внизу силуэты аистов или цапель.
Ценителей зодчества не могут оставить равнодушными примененные при строительстве дома Шлимана архитектурные формы и их сочетания. Лестничная площадка второго этажа выглядит как мраморный павильон с расписными стенами и потолком.
Вход и проход наверх ограничены арочными проемами, в центре объединяющимися на капителях двух колонн того же ионического ордера, среднего между легким коринфским и массивным дорическим.
Внутренние обводы арок и внутренние грани проемов разрисованы простыми геометрическими фигурами, в верхней части снова размещен текст из сочинений Гомера.
Экспозиция монет, представляющих длительную историю Римской державы, оформлена с использованием характерных и наглядных деталей. Силуэт знаменитой волчицы, выкормившей будущих основателей Рима – Ромула и Рема, виден на подсвеченном экране в нижней части центрального стенда.
На дальней стене можно рассмотреть карту с выделенной территорией империи в пору ее наивысшего расцвета. Слева карта государства периода раскола на западную и восточную части, когда господство переходило к новой империи, Византийской. Монеты всех этапов римской и византийской государственности имеются в Афинском музее нумизматики.
Появление денег как эквивалента стоимости различных изделий было обусловлено неудобствами прямого обмена товаров. Долговечные платежные средства – монеты появились с развитием технологий получения и обработки металлов. Развитие металлургии во многом определяло уровень развития стран мира.
Одна из витрин Афинского музея нумизматики представляет археологические находки, относящиеся к этой отрасли человеческой деятельности. Научное представление об этапах развития производства металлов и монет изложено в доступной форме иллюстраций исторических реконструкций.
Сделать монету из металла возможно двумя способами – заливкой расплава в форму с последующим охлаждением и методом штамповки, то есть выдавливания более твердым материалом с выемками рисунка.
Литейный способ проще, но на ранних этапах развития литейного дела нельзя было получить четкого рисунка. Чеканка и штамповка давали лучшие результаты. Приспособления для получения монет и некоторые отливки представлены на небольшом слайдере нашего обзора.
Как уже было отмечено, большое количество экспонатов афинского музея нумизматики попало в экспозицию из найденных кладов. Это вполне объяснимо отсутствием в древние времена каких-либо вариантов сохранения сбережений, кроме физического сохранения монет.
В одной из витрин демонстрируется керамический сосуд и найденные в нем старинные монеты, явно чьи-то накопления , по неизвестной нам причине не использованные хозяином. В числе находок хозяина особняка был крупнейший в истории так называемый клад Приама, включающий множество золотых изделий.
В действительности сокровища были намного древнее времени жизни этого правителя Трои, да и сам город был старше, чем предполагали ученые – монет в этом кладе нет. Зато в Микенах Шлиман нашел много монет из золота, разошедшихся затем по музеям мира.
Демонстрируемая в завершение россыпь монет не является музейной экспозицией. Просто показано многообразие размеров металлических денег, широта набора изображений, характер шрифтов и символов.
Наиболее распространены изображения владык стран, где произведены монеты, памятные сооружения или любопытные животные. Очень часто, особенно в более поздние времена, на оборотной стороне монет помещался государственный герб страны выпуска монет, в наши дни это практически постоянная практика.
Богатство экспонатов афинского музея нумизматики привлекает коллекционеров и научных работников, для них наш обзор не нужен. Его предназначение – привлечь внимание к необычному хранилищу, которое может показаться несведущим скучным для посещения. Утверждаем, что здесь много интересного и кроме монет, прежде всего уникальная личность Шлимана и созданное по его замыслу здание – дворец Трои.