Афинский музей нумизматики интересен не только коллекционерам и представителям науки, изучающей обращение денег в разные эпохи и способы производства монет, но и всем любознательным людям. Кроме обширного собрания металлических денежных знаков, здесь представлены наградные и памятные медали, печати и другие экспонаты. Здание музея является архитектурным памятником, а интерьеры – настоящим произведением искусства.
Особняк, построенный архитектором Циллером, принадлежал немецкому купцу, женатому на гречанке и влюбленному в историю этой страны. Разбогатевший торговец Генрих Шлиман затем посвятил свою жизнь археологии, на свои средства проведя масштабные раскопки в Микенах, нашел легендарную Трою и доказал историческую достоверность поэм Гомера. Илинойский дворец, или дворец Трои – под такими названиями известен его афинский дом, где с конца прошлого века размещается нумизматический музей.
Основано хранилище на заре греческой независимости, в 1838 году, экспонаты происходили из многочисленных кладов, найденных в Греции, артефактов, приобретенных при раскопках, и пожертвований коллекционеров. Сотни тысяч экземпляров монет от начала их производства до наших дней сохраняются в фондах афинского музея нумизматики, в их числе и находки бывшего владельца здания. Коллекция монет представляемого хранилища является одной из ценнейших в мире, привлекает множество посетителей из числа коллекционеров и ученых.
Двухэтажное здание со стороны улицы имеет просторные террасы, ограниченные колоннадами с арочными перекрытиями. Великолепие мраморных колонн дополняется ажурными перилами с фигурками лебедей, расписными потолками сложной конфигурации.
Остальные три стены без балконов, украшены пилястрами и лепными наличниками оконных проемов. Двухсторонняя лестница и площадка перед входом также ограждены перилами с фигурными решетками, перед зданием установлена античная статуя на постаменте.
Генрих Шлиман не жалел собственных финансов для проведения раскопок, столь же щедр он был и при строительстве собственного дома. Использовались изысканные материалы и технологии отделки интерьеров, включая росписи стен и потолков, устройство мозаичных полов с неповторимыми узорами.
Входная группа здания, как и наружные террасы, включает мраморные колонны ионического ордера с их характерными отличиями. Стволы колонн установлены на устойчивые основания – базы, украшены продольными желобками ((каннелюрами). Капители выполнены в виде крупных завитков, именуемых волютами.
Потолки и стены вестибюля и помещений расписаны мастером академической живописи словенским художником Юрием Шубицем (иногда пишут Субиц).
Изысканные интерьеры дворца выдающегося археолога как нельзя более подходят для нумизматических коллекций. На фоне бардовой отделки стен размещены данные о местах находок в оригинальных витринах из листов органического стекла. Выставлены фотографии проводимых раскопок, карты исследованных местностей.
Стенды с историческими монетами имеют подложки под цвет стен, установлены под углом на удобной для осмотра высоте. Покрытия пола выполнены по мозаичной технологии приглашенными из Италии специалистами.
В осматриваемом зале в орнаменте используется древний символ Солнца — свастики (креста с повернутыми концами), позднее присвоенной фашистами как символ нацистской партии.
Залы первого этажа афинского музея нумизматики демонстрируют находки самого Шлимана, а также древнегреческие и византийские монеты раннего исторического периода. Просмотреть малую часть имеющихся экспонатов можно на нашем слайдере, дающем представление о разнообразии видов металлических денег.
Разобраться с местом чеканки монет и изображенными на них символами помогают пояснительные таблички, выполненные на греческом и английском языках. Можно ориентироваться и по надписям на монетах, но для этого необходимо их тщательное рассмотрение, лучше при помощи увеличительного стекла.
Есть и узнаваемые символы, типа совы на афинских монетах, воина с луком на дариках древней Персии, профиля императоров Византии и Александра Македонского.
Старинные гравюры, имеющиеся в экспозиции Афинского музея нумизматики, иллюстрируют историю возникновения самого термина нумизматика. Как вид коллекционирования собирание монет возникло достаточно рано, в XIV веке. Научная дисциплина как часть истории зародилась позднее, в XVIII веке.
Основоположником нумизматики как науки считают австрийца Эккеля, который был иезуитским священником. Коллекционирование монет было увлечением недешевым, поэтому собирали металлические деньги преимущественно состоятельные люди, ведь стоимость наиболее редких экземпляров достигает астрономических цифр. Зависит стоимость монет от их древности и тиража, ценятся и бракованные экземпляры.
Еще один музейный зал первого этажа можно считать отличным сочетанием дворцового интерьера и экспозиционных стендов с монетами. Гармонируют мозаика на полу, цветной мрамор арок, темная окраска стен с лаконичными мифическими изображениями.
Особый колорит помещению придает форма зала — вогнутая стена ниши словно фокусирует внимание посетителей на стендах. Украшением и важным экспонатом зала является портрет сидящего в кресле Шлимана на фоне обстановки его собственного кабинета. На боковой стене можно рассмотреть тексты, это цитаты великого Гомера.
Следующая подборка снимков, иллюстрирующих обзор Афинского музея нумизматики, представляет фрагменты богатого монетного собрания. Невозможно и бессмысленно приводить в обзоре описания отдельных монет, хочется заинтересовать будущих посетителей афинского музея нумизматики самой тематикой хранилища.
Внешне схожие на первый взгляд, монеты имеют свою индивидуальность и особенности изготовления. Разнообразны изображаемые фигуры и предметы, могут сильно отличаться диаметры, в меньшей мере толщина. Монеты более раннего изготовления бывают с неровными краями, отклоняющимися от формы круга. Бывают похожие на линзы монеты, отчеканенные в углублениях полукруглой формы.
Вход в один из музейных залов привлекает внимание некоторыми элементами декоративного убранства. Возле арочных проходов с дверными створками из темной древесины установлены то ли узкие шкафы, то ли высокие тумбы инкрустированные ценными породами дерева с использованием ценного черного лака.
Интересны рисунки, выполненные путем образования орнамента нанесением темного фона по очертаниям узоров. Фантазийный рисунок содержит силуэты жар-птиц либо аистов, сидящих около ствола стилизованного плодового дерева. Ажурные завитки узоров ниспадают к сказочной башне, заполняя поверхность дверцы.
Представленная на одном из стендов подборка золотых монет из металла различной степени чистоты интересует многих посетителей. По отношению к золоту существует мера чистоты сплава – британский карат золота, равный 1/24 массы сплава. Чистое золото соответствует 24 К, что видно и по экспонатам коллекции.