Археологический музей Ираклиона — поистине мировая ценность, здесь хранятся находки из дворцов Кносса, Феста и Малии, центров древнейшей цивилизации Европы. Названная по имени полумифического царя Миноса, описанного или придуманного поздними поколениями, Минойская цивилизация достигла высокого уровня развития и внезапно погибла.
Причиной предполагается катастрофический взрыв вулкана на соседнем острове, уничтоживший древнее сообщество жителей Крита. В начале прошлого века раскопки принесли множество уникальных находок, которые сохраняет и демонстрирует археологический музей Ираклиона.
Непрезентабельное внешне приземистое здание, где развернул свои богатые экспозиции археологический музей Ираклиона, построено с высшей степенью сейсмической устойчивости. Такая конструкция обеспечивает сохранение для потомков древних артефактов в условиях постоянной угрозы землетрясений, характерной для этого региона.
Схема музейных залов выполнена на фоне известного орнамента, изображающего устройство легендарного Лабиринта – убежища Минотавра, построенного Дедалом. Этажи здесь обозначены по-европейски, нижний – нулевой, или наземный, а следующий – первый. Стрелками обозначен рекомендуемый маршрут осмотра экспозиции, в которой экспонаты расположены в хронологическом порядке их происхождения.
Предлагается начать экскурсию с залов нижнего этажа, затем подняться и осмотреть экспозицию верхнего. Дальше следует спуститься обратно, в залы скульптур греко – римского периода, которыми пока исчерпывается продолжающая пополняться коллекция.
Входим в археологический музей Ираклиона
В начале экспозиции находок исследователей древностей археологический музей Ираклиона демонстрирует макет Кносского дворца, где обнаружены многие из них. Это древнейшее строение обнаружил при раскопках английский археолог Эванс в 1900 году. Выдающееся открытие, как и найденная Шлиманом Троя, подтвердило правдивую основу древних мифов.
Дворец царя Миноса занимает более двух гектаров площади, состоит из большого количества помещений различного назначения. Имеется обширный внутренний двор и несколько двориков поменьше. Во дворце есть и жилые комнаты, и тронные залы, ванные и туалетные помещения. Наличие смывного унитаза и находки остатков трубопроводов говорят о существовании водопровода и канализации.
Содержимое застекленных витрин, которыми оснащен археологический музей Ираклиона, весьма разнообразно, от огромных сосудов до мелких статуэток и ювелирных украшений. Стенд в форме пирамиды демонстрирует посетителям изделия древних мастеров, удивляющие разнообразием и тонкостью работы с драгоценными металлами. Здесь ожерелья и бусы, серьги с кольцами и браслетами и другие вещицы, выполненные не хуже изделий современных ювелиров.
Загадочные письмена
Одним из самых известных экспонатов, которым располагает археологический музей Ираклиона – бронзовый диск с до сих пор не прочитанными письменами. Он назван Фестским по месту находки во дворце, по облику похожему на дворец Кносса. По поводу изображенных на Фестском диске знаков высказано много соображений, вплоть до самых фантастических, от послания инопланетян до пособия для ориентирования древних мореплавателей.
Однако спирали, ясно видимые на обеих сторонах диска, наверняка указывают на последовательность знаков, которая характерна для текста. Специалистам по дешифровке для прочтения содержимого не хватает объема информации, остается надеяться на новые находки.
Сосуды, топоры, сувениры
Сделанные намеренно крупными снимки каменных сосудов показывают филигранную технику обработки, четкие контуры изображений. Изделия выполнены из минерала талькохлорита, который также называют жировиком и стеатитом.
Отличает этот камень хорошая огнеупорность, важная для художников отличная обрабатываемость и достаточная прочность.
Обширная витрина отведена под коллекцию оружия, которую собрал археологический музей Ираклиона. Наиболее многочисленны секиры с двухсторонними лезвиями, имеющими собственное наименование – лабрисы. Эти орудия, наряду с боевым использованием, применяли и для жертвоприношения, как средство умерщвления быков. Причем использовали лабрисы исключительно женщины, жрицы древних богинь.
Позднее эти боевые топоры применялись амазонками, что послужило избранием лабриса эмблемой феминисток и даже лесбиянок.
Отдельный стенд этой витрины представляет церемониальные лабрисы, изготовленные из золота. Лезвия украшены рельефными орнаментами, топорики имеют различные размеры вплоть до миниатюрных, напоминающих значки.
Похожие на сувениры изделия выполнялись и из самого распространенного материала – глины, их подвергали обжигу для придания прочности. Одну из полочек экспозиции занимают миниатюрные женские головки, могущие быть и украшениями, и амулетами, и культовыми предметами. Ниже преобладают торсы, преимущественно женские, с обнаженной грудью. Известно, что так древние художники Крита символизировали плодородие.
Археологический музей Ираклиона демонстрирует в витринах своих залов экспонаты самых разных размеров. Некоторые можно хорошо рассмотреть прямо от входных дверей зпла, другие вынуждают приближаться вплотную.
Тем не менее основная масса посетителей не пробегает мимо кажущихся похожими экспонатов, несмотря на разницу происхождения и манеры исполнения. Есть и яркие экспонаты, привлекающие пристальное внимание всех без исключения туристов.