Оригинальный жертвенный сосуд
Одним из самых ярких экспонатов, которые выставляет археологический музей Ираклиона, является жертвенник, или ритон, выполненный в виде бычьей головы. Череп и шея животного выполнены из стеатита, рога – из позолоченной древесины. Перламутром оторочены ноздри быка, для изготовления глаз использованы яшма красного цвета и горный хрусталь. В ритон собирали кровь жертвенного животного, которыми в большинстве именно быки и являлись.
Крупнейшие дворцы Крита археологический музей Ираклиона представляет персональными залами или экспозициями. Есть и отдельные витрины, где выставлены разноплановые находки из небольших поселений. Здесь собраны целые изделия и их фрагменты, включая изъятые из строений участок стены с древней росписью. Нехитрый настенный орнамент из нескольких фигур, раскрашенный всего в два цвета, представлен на снимках.
Не все свои экспонаты археологический музей Ираклиона закрывает в стеклянные кожуха витрин, некоторые особо крупные предметы находятся на невысоких постаментах. Подставки с сосудами оснащены опорами с предупредительными веревками, более ничто их от публики не отделяет.
Емкости сгруппированы по одинаковой форме, либо общему месту обнаружения, либо одному стилю исполнения. Рисунки и орнаменты на сосудах имеют ограниченный выбор сюжетов и фигур, повторяющийся на ряде изделий с некоторыми вариациями.
В одном из глиняных сосудов были обнаружены останки человека. Судя по всему в древности гончарные изделия изготавливались не только для хранения масла, вина и зерна.
Черты прекрасного в экспонатах
Ювелирное искусство древнего Крита археологический музей Ираклиона представляет на нескольких стендах в ряде своих залов. Отдельно размещены своеобразные амулеты, одновременно служившие печатями для своих обладателей.
Рядом с каждым изделием помещен образец оттиска печати, служившей для обозначения авторства изделий, либо личной подписью на каких-то не сохранившихся документах или письмах. Стенды с украшениями позволяют предполагать у древних критян развитый художественный вкус и явную потребность в прекрасном.
Сказанное выше в полной мере относится и к другим экспонатам, которые выставил для обозрения археологический музей Ираклиона. Все более разнообразными и выразительными с течением времени становятся рисунки на предметах повседневного обихода. Добавляется и количество изделий, имеющих чисто декоративное назначение – вазы, статуэтки и другие предметы искусства.
Украшение рисунками и узорами можно наблюдать и на изделиях хозяйственного и даже ритуального назначения. На переднем плане очередной экспозиции – ванны для стирки, изготовленные из глины с последующим обжигом.
Вдоль стены расставлены похоронные ларнаки, своеобразные урны для захоронения праха умерших. Отдельно на подставке под стеклянным укрытием – саркофаг высокопоставленного вельможи, украшенный орнаментом и художественным изображением процессии.
Переходим на второй этаж
Как и рекомендовала схема просмотра у входа в археологический музей Ираклиона, после обхода залов первого этажа переходим на верхний. Удлиненный зал сразу после входа выделен для демонстрации сохранившихся фресок Кносского дворца. Среди прочих изображений выделяется контрастное изображение юноши, известное как Принц с лилиями. Где-то поблизости женский портрет, прозванный искусствоведами Парижанкой за высокую прическу. Знатоков не остановила многовековая разница в возрасте фрески и французской столицы, появившейся тысячелетиями позже нее.
Среди множества керамических изделий археологический музей Ираклиона демонстрирует несколько крупных птичьих статуй. Невозможно определить породу, тем более что нет ясности, реальная это птица или мифическая. Треугольное отверстие на груди наводит на мысль, что статуя имела магическое предназначение.
На заднем плане выставлены гигантские сосуды, почти в человеческий рост. Такие емкости – пифосы использовались в древнем складском хозяйстве для сохранения жидких и сыпучих продуктов. Пифосы, по сведениям историков, часто вкапывали в грунт, а содержимое вычерпывали по мере надобности.