Венская церковь Миноритов, монахов францисканского ордена, впервые возведена еще при жизни основателя объединения Франциска Ассизского. Поскольку это первая четверть XIII века, до ныне наблюдаемого состояния произошло несколько разрушений и восстановлений. Главные художественные и религиозные ценности находятся внутри храма, но и его архитектура безусловно интересна. Заглавная фотография представляет восточный, следующая – западный фасад, обликом которых привлекает церковь Миноритов в Вене.
Граненые башни апсиды и звонницы, в верхней части схожей с южным треугольником фронтона, сооружены раньше. Построенные еще при чешском владычестве, эти элементы схожи с замками соседней страны. Пристроенный позднее северный пролет и материалом, и стилем явно отличается, особенно удлиненными оконными проемами. Западный фасад – уже образец ранней французской готики, все архитектурные детали выражают устремленность к небесам. Острые арки окон декорированы узорными решетками, проемы разделены мощными контрфорсами.
Детали, отличающие церковь Миноритов
Три островерхие арки нижнего яруса различаются по размерам (центральная больше), а также степенью восстановления. Северный глухой проем только разделен на сектора, южный (правый) декорирован в верхней части. Рупорная конструкция из концентрически убывающих арок делает их похожими и гармонично сочетающимися с центральным входом. Следующие фото западного фасада и его элементов позволяет рассмотреть детально конструкцию и декоративное скульптурное оформление.
На северном углу видна опознавательная табличка с датами последней перестройки и официально признанным названием храма. На следующей фотографии она показана крупным планом, печатными буквами написано – церковь Миноритов, курсивом – итальянская версия. Внимание привлекают вывешенные флаги, вместо австрийского красного полотнища с белой горизонтальной полосой – красная и белая. Подобен польский флаг, но там сверху белая полоса. Здесь же – флаг австрийской столицы, именно таков символ Вены.
Назвали церковь Миноритов Итальянской и посвятили празднику Девы Марии Снежной в 1782 году. Тогда Йозеф Второй выселил монахов ордена на окраину города, другие ордена и монастыри пострадали сильнее. Религиозная политика этого императора состояла в противоборстве с влиянием Рима, определенной веротерпимости. Итальянское название и посвящение до сих пор сохраняется, но скорее формально. От таблички перейдем к самому фасаду, он еще более интересен.
Необычное распятие и скульптурные украшения
Восхищают оригинально размещенные статуи на арке центрального входа, многочисленность которых не переходит в излишество. Внутренний проем разделен надвое колонной со статуей Богородицы с младенцем, выше размещены значимые религиозные символы. Два сектора с барельефами библейских персонажей, мужчины и женщины, обрамляют весьма необычное распятие. На тимпане, так архитекторы называют центральный сектор разделенной арки, Христос изображен распятым не на кресте…
…а на прогнувшихся ветвях раскидистого дерева, причем никак иначе увиденное трактовать невозможно. Нигде более такого варианта казни Спасителя не найдено, однако в иудаизме орудием назван столб. Ученые доказывают, что типичным, самым легким для палачей был способ распятия на конструкции формы Т. Это стационарный столб (статикулум) и съемная, многоразовая перекладина (патибулум). К ней приговоренного прибивали и привязывали на земле, затем водружали на столб. Есть логика, не надо закапывать и выкапывать, чтобы использовать орудие казни многократно.
Извините за затянутое отступление, но отсутствие четкого и обоснованного ответа говорит, что вопрос интересный. Ведь изображать распятие стали намного позже, чем применять этот способ мучительного умерщвления. Никто в принципе не знает, как оно происходило. Зато скульптурные изображения, украшающие уступы арок, предельно ясны, вам экскурсоводы назовут всех изображенных. Почему-то здесь – четкое разделение персонажей по половой принадлежности. Только на боковых колоннах или обе женщины, или бесполые ангелы.
Капелла Святого Людовика
На северной стороне здания, начиная от угла западного торца, к нему пристроена капелла Людовика IX. Французский правитель XIII века, руководитель крестовых походов и католический святой отмечен здесь из-за родственных связей. Его внучка Бланш Валуа была супругой Рудольфа Третьего, который не мог ей отказать. Высокий статус герцога Австрии и Штирии, попутно короля Чехии и Польши позволил выполнить просьбу. Однако случилось это только после кончины обоих супругов, Бланш после родов, мужа в бою.
Пристройка словно намеренно, из желания выделить, отличается от остального здания стилем и отделкой. Вход украшен двумя потайными колоннами, над ним мемориальная медная доска с текстом, выше – красочное распятие. Здесь оно вполне каноническое, на католическом кресте, в искусно выполненном обрамлении. Нижний этаж декорирован накладной имитацией арок с небольшими окошечками, под окнами верхнего – изящные лепные фартуки. Возле стены капеллы – статуя Франциска Ассизского, одетого в рясу члена ордена с ритуальными тремя узлами на поясной веревке.
Южная проходная галерея
Более поздняя пристройка галереи позволила расширить церковь Миноритов до трехнефного храма. Открытая на первом ярусе и крытая на втором, она уравновесила капеллу северной стены, гармонизировала строение. Череда наружных арок словно отражается внутри, стенными нишами той же конфигурации. Проходная галерея демонстрирует яркий образец свода крестовой конструкции, образованного расходящимися арочными перекрытиями. Паруса расширяющихся граней образуют рельефные ребра, характерные для такого свода.
Одна из ниш оборудована дверным проемом, который служит вторым входом в храм. Не самого старинного изготовления металлическая дверь, тем не менее, не портит общий облик. Стенные ниши используются наподобие выставочного пространства, здесь доступны для обозрения сохранившиеся фрагменты древнего убранства и оформления. Барельефы и письменные тексты, представленные здесь, выбраны с учетом стойкости к внешним воздействиям. Католические церкви и соборы, при нередкой перестройке, всегда хранили древние составляющие.
Осматриваем, какова внутри церковь Миноритов
Описание храмового интерьера предварим небольшой репликой о монашеском сообществе, которое было здесь долговременным хозяином. Основал его подвижник христианства Франциск Ассизский, поэтому именуется оно двояко – миноритов/францисканцев. Святой Франциск исповедовал нищее существование, проповедовал Христово учение устно и письменно, в стихотворной форме. Почитался главой сообщества, от официальных церковных должностей отказывался. Прожил всего 44 года, канонизирован рекордно быстро, через 2 года после упокоения.
В немалом внутреннем объеме храма внимание привлекают в первую очередь опорные столпы свода необычного устройства. Примерно четверть стволов от опорной базы словно собраны из колонн разного диаметра, слитных с центральной. От фигурных промежуточных капителей столбы выглядят подобно кристаллам, или камень особый, или способ обработки. Многократно повторенные буквы Т (Тау) являются наглядной эмблемой миноритов, восходящей к представлению об орудии казни Христа. Тау-крест из смертоносного приспособления превращен в символ жизни, одухотворения материи.
Считающееся портретно достоверным изображение Франциска Ассизского на фрагменте старинной фрески – одна из храмовых реликвий. Рядом стол для молитвенных свечей, подле – генуфлекторий, индивидуальное устройство для коленопреклонения. На колонне установлена епископская кафедра, видна винтовая лесенка для входа. Свойственная готическому стилю вертикальная устремленность линий и деталей просматривается во всех конструктивных и декоративных элементах.
Восхищает монументальная тройная арка алтаря, украшенная филигранно выполненной резьбой, и тройные колонны по бокам. Хороша и кафедра, особенно укрывающий ее двойной ажурный балдахин с фигурой святого между составляющими. Большая алтарная икона авторства Кристофера Унтербергера посвящена Марии Снежной, в честь которой освящена церковь Миноритов. Фактически это икона в иконе, там фигурирует старинный итальянский образ. Употребляется и итальянское название алтаря – Мадонна делла Неве, и немецкое – Мария Шнее.
Мраморная статуя Богородицы установлена симметрично фреске с Франциском, при молитве также можно поставить свечу. Она выполнена Антонио Гамбарелли по прозвищу Росселлино в XV веке, по кличке и названа. Церковь Миноритов немного удивляет светильниками, больше похожими на осветительную арматуру производственного назначения. Искусственное освещение было погашено, только ярким пятном выделено большое алтарное распятие. Весь пролет центрального нефа заставлен скамейками для молящихся, в момент посещения здесь были только туристы.
Художественные сокровища церкви Миноритов
Главная ценность храма – мозаичная копия фрески Тайная вечеря, выполненная Джакомо Рафаэлли по заказу Наполеона Бонапарта. Великий корсиканец не смог выкупить картину, начатую в 1806 году, из-за отречения от престола. Кропотливая работа заняла 8 лет, приобрел ее последний император Священной римской империи Франц Второй, он же – первый император Австрии, уже Франц Первый. Он был намерен украсить шедевром Бельведер, но мозаика не подошла по размерам и была пожертвована в церковь Миноритов.
Набранная из цветных стеклышек, она сохранилась несравненно лучше живописного оригинала Леонардо да Винчи. Его можно увидеть в трапезной церкви миланского монастыря Санта Мария дель Грацие. Специалисты считают неудачным состав грунта и красок, использованных мастером. Повреждения временем усугубили испарения конюшни, устроенной в монастыре армией того же Наполеона. Автор мозаичной копии владел венецианской мозаичной технологией, когда из расплавленного стекла разного цвета вытягивают нити и режут на кусочки.
Своими скульптурами и живописными полотнами церковь Миноритов похожа на художественный музей, но храм выдают горящие свечи. Среди статуй выделяется памятник прославленному либреттисту Пьетро Метастазио, на пьедестале которого в барельефах – знаменитые композиторы. Малый алтарь с цветной статуей Богородицы соседствует с особо чтимыми иконами, свечи ставятся индивидуально каждому. Здесь же ряды дополнительных скамей для прихожан, выстроившиеся вдоль стены.
Значительная высота храма позволяет размещать работы религиозной живописи значительных размеров, заняты все стены боковых нефов. Здесь представлен ряд работ Бартоломео Альтомонте и его отца Мартино, картины Хотцингера, Грана и других. Облик художественных полотен приближен к иконописи, остальное пространство стен скромно украшено редким орнаментами. Оконные витражи на фото не видны, не все они сохранились и частью заменены обычными стеклами. Отличием храма являются дворянские гербы, отмечающие внесших средства на церковное убранство.
Музыкальный уголок храма
Над входным проемом основного зала церковь Миноритов напоминает уголок музея музыки. Храмовый орган невелик по размерам, но способен воспроизводить любую религиозную и классическую мелодию. Сам инструмент выполнен из матового металла, обликом напоминает готическое архитектурное сооружение. Освещенные снаружи оконные переплеты во всей красе демонстрируют свои узоры, а расположенный за органом — еще и прекрасный цветной витраж, достойный нескольких отдельных слов.
Верхние розетки в металлических оправах – только прелюдия к основному изображению, в нижележащих квадратах оконного переплета. Сюжетом стеклянной картины стала финальная сцена жизни уже упомянутого Пьетро Метастазио, его предсмертное благословение. Фактически витраж перекликается с барельефом на постаменте ранее рассмотренного памятника, установленного в правом нефе храма. Моцарт, Гайдн и Сальери узнаваемы на обеих разноплановых произведениях, посвященных прославленному либреттисту.
Памятники у стен церкви
Монумент Клеменсу Мария Хофбауэру установлен в ознаменование его гуманитарных заслуг, отмеченных канонизацией в святые. Пастырской деятельностью занимался в Италии, Польше и Австрии. Кроме всего прочего, он возглавлял церковь Миноритов, будучи ее настоятелем в период наполеоновской оккупации. Считается, что Хофбауэр предотвратил раскол католической церкви в немецкоязычных государствах, помешав переводу служб на немецкий язык. Провозглашен святым покровителем города Вены.
Рудольф фон Альт — австрийский художник, работавший преимущественно акварелью, родившийся в Вене и здесь же умерший. Памятник воздвигли к 100-летию со дня рождения художника, в 1912 году. Автором монумента является скульптор Ганс Шерпе, однако ни творец, ни персонаж с списках известных членов ордена не значатся. Возможна неполнота перечней, вероятной причиной размещения памятника возле храма может быть его изображение художником. Архитектурные объекты были важной составляющей произведений Рудольфа фон Альта.
Среди деятелей искусства приверженцами францисканцев/миноритов были многие известнейшие личности. Это Петрарка и Данте, Рабле и Микеланджело, Ференц Лист и многие известные музыканты, в том числе с барельефа монумента Метастазио. Принадлежали к ордену многие римские Папы, императоры и короли ряда государств, мыслители и философы многих стран и времен. Главный постулат устава объединения – жить по Евангелию сформулировал еще Франциск Ассизский, ему монахи следуют по сей день.
Посетили мы церковь Миноритов в Вене довольно бегло, рассказали только нами замеченное. Собственное посещение позволит узнать храм более подробно, получить яркие и запоминающиеся впечатления. Непременно прокладывайте маршрут экскурсии по австрийской столице с учетом визита в это богатое достопримечательностями место. Здесь интересно и волнительно независимо от уровня религиозности и вероисповедания, возраста и пола, профессии и увлечений.
Церковь Миноритов в Вене — красивое религиозное сооружение, которым приятно любоваться. Постройка находится на уютной венской улочке и привлекает к себе внимание красотой архитектуры. Конечно, это не первичная постройка, за многовековое существование конструкцию не раз перестраивали, модернизировали и дополняли. Но она и сейчас выглядит весьма эффектно и впечатляюще. Власти города тщательно следят за местными достопримечательностями, постоянно проводя реконструкцию, чтобы строение не теряло своего величественного облика.
очень чистое и аккуратное место