Церковь Петра и Павла в Петергофе — домовой храм Большого дворца, постройки 1750-х годов. Возводить его приказала императрица Елизавета Петровна, выполнять ее волю довелось Растрелли. Предназначенное для высшего круга особ, строение богато отделали снаружи и внутри. Того требовали проводимые здесь церемонии, связанные с царствующим семейством. Не следует путать церковь Петра и Павла в Петергофе с одноименным собором возле Ольгина пруда. Это уже XIX век, другой масштаб, статус и более широкое использование.
Дочь Петра Великого лично указала место строительства, и церковь Петра и Павла в Петергофе возникла на северо-восточном углу Большого дворца. Эта постройка, как и реконструкция всего дворцового здания, отточила стиль и творческий почерк Растрелли. За ней последовали дворцы в Царском Селе и Зимний, Смольный монастырь и другие шедевры. Сочетание строгих прямолинейных форм и роскошного декорирования его творений поражают.
В прямоугольном здании углового корпуса Растрелли выделил габаритами центральный четверик на три окна. В нем и он и разместил домовую церковь Петра и Павла в Петергофе, соединив коридорами с дворцовыми покоями. Выступая за линию фасада в плане и превышая высоту боковых частей, храм достаточно выделен. Венчающие строение пять глав, особенно главная на поднятом куполе крыши, это выделение завершают.
Башенки боковых глав квадратные в плане, со срезанными гранями. Центральная уже ближе к восьмиугольнику за счет увеличения этих срезов. Обильная позолота деталей на боковых выделяется, а главную покрывает почти полностью. Купола тоже выполнены гранеными, с позолотой ребер. На фоне этого великолепия нижние церковные ярусы выглядят, как простой приличный особняк.
Гранитная лестница из семи ступеней ведет к входным дверям с застекленными решетчатыми створками. Декор стен скромен и прост, выделяется ажурная балконная решетка второго этажа, хотя балкона нет. Помимо таблички с обозначением статуса на стене, есть вторая, где перечислены первые строители и реставраторы. Поднять из руин разрушенный фашистами Петергоф было не проще его сооружения.
Осмотрим церковь Петра и Павла в Петергофе
Мощение пола в вестибюле полностью совпадает с плоскостями скатов каскада Шахматная гора, те же клетки. Случайно это совпало либо сделано осознанно, сейчас не выяснить. Лестница наверх выполнена из дубовой древесины, полностью повторяет старинную. Прежняя была утрачена при блокаде Ленинграда, когда разрушены были практически все здания и интерьеры. Выражение — восстановление по крупицам здесь не будет преувеличением.
Изначально дубовая лестница была сооружена продуманно, умело сочетались несущие функции и эстетическое впечатление. Простота и рациональность конструкции в сочетании с фактурой и цветом древесины и сейчас впечатляют. Сложно представить, что восстанавливать пришлось по немногим сохранившимся обломкам и уцелевшим эскизам. Хотя бы мимоходом необходимо осмотреть внутренние покои.
Перед алтарным иконостасом
Наружное великолепие верхнего яруса, отличающее церковь Петра и Павла в Петергофе, строители храма перенесли внутрь. Сочетание чистейшего белого цвета и позолоты выглядит благородно и торжественно, оттеняя живописные святые образа. Несколько ярусов иконостаса плавно переходят в росписи под куполом, завершает их позолоченная розетка потолочного светильника.
Уникальная резьба и лепнина, оформляющие оклады икон и световые окна, также были утрачены и восстановлены. Для этого проделана огромная работа по изучению архивов и сохранившихся фрагментов убранства. Трудно судить, насколько сохранена манера письма прежних образов, но предстающая картина внутреннего облика очень впечатляет. Перекрестные световые потоки через люкарны обеспечивают очаровательное мерцание.
По неизвестной причине открытыми оказались Святые врата, приоткрывшие само алтарное помещение, обычно посетителям недоступное. Таковы православные каноны, значительно отличающиеся от оформления храмов католических. Там алтарный престол не прячут от прихожан, а непроницаемая алтарная преграда заменена легкой решеткой (балюстрадой). При это алтарь содержит практически одинаковую утварь, хотя в обрядах есть различия.
Прихожане храмов, да и бывалые туристы достаточно сведущи в христианских обычаях и терминах. Знают, что алтарь — помещение в восточной части храма, и жертвенный стол, превратившийся в обрядовый. То, что заглянул за иконостас не священник, не преступление, а оплошность служителей. При этом увидеть алтарный образ, икону за престолом, у православных почти невозможно, у католиков она на виду.
Трапезная и росписи
Внутренний облик трапезной почти так же блестяще оформлен, как и молитвенное помещение. Рядовые храмы оснащали трапезные алтарями для богослужений в зимний период, чтобы не протапливать весь объем. Насколько это совпадало с использованием притвора здесь, неизвестно. Предположительно, церковь Петра и Павла в Петергофе основной функцией трапезной сделала жизнеописание апостолов.
Разобраться в перипетиях жития святых читатели обзора способны самостоятельно, не будем ими перегружать публикацию. Показывая интерьер трапезной, преследуем цель полнее познакомить с внутренним убранством. Белизна и позолота здесь так же преобладают, как и возле алтарного иконостаса и на нем. Таким образом здесь украшены вполне мирские декоративные элементы, икон здесь немного.
Исключение составляют росписи – жизнеописания, которые можно отнести к религиозной живописи. Однако едва ли они являются святыми образами, как принято именовать иконы. Однако характер обрамлений художественных полотен отличается от багетов обыкновенных картин. Здесь рамки необычны по форме и разнообразны по исполнению, ценны не менее обрамляемых изображений.
Насколько реальны были ставшие легендарными личности, существовали ли вообще – не нам судить. Однако описания их жизни и деяний вполне реалистичны, хотя и имеют черты легенд. Мы же не подвергаем сомнению существование самого Иисуса Христа, не важно, верим ли в его исключительную судьбу. Ведь именно Спаситель человечества изображен в компании своих ближайших сподвижников в светящемся нимбе.
Завершая представлять читателям церковь Петра и Павла в Петергофе, еще раз подчеркнем колоссальность реставрационных работ. И этот примечательный объект, и другие восстановлены из полного небытия. Не просто восстановлены, а приведены в соответствие с оригиналами, чтобы передать исторический облик будущим поколениям.