На Лубянке, многими поколениями связываемой с деятельностью спецслужб, находится и небольшая, но примечательная церковь Софии. Построенная переселенными новгородскими мастерами в 1480 году, она названа в честь главного храма этого города, хотя несравнимо миниатюрнее.
Культовое сооружение неоднократно горело, восстанавливалось и непонятно каким образом сохранилось среди заслоняющей его застройки служебными зданиями нынешнего ФСБ. Более того, будучи полуразрушенной и запущенной, она восстановлена с участием сотрудников этого ведомства и даже является их приходским храмом.
Здание церкви Софии в его нынешнем обличье формировалось в несколько этапов, базируясь на фундаментах более ранних построек основного здания и северного придела. Прямоугольный нижний корпус венчается перекрытием и полусферическим куполом, внутренние помещения включают главный престол и два боковых придела.
Колокольня построена после пожара Москвы в ходе французского вторжения, ее конструкцию утвердил знаменитый архитектор Осип Бове, возглавлявший комиссию по восстановлению зданий нашей столицы. Расположена звонница над главным входом, с двух сторон обрамленным парными колоннами. Второй ярус имеет оформленные колоннами оконные проемы, третий – открытые проемы звона. Венчает колокольню купол со шпилем, с православным крестом на острие.
Москвичи знают церковь Софии по ее расположению на Пушечной улице, что добавило к названию уточнение: у Пушечного двора. В древности здесь располагались литейные мастерские, одним из изделий здешних мастеров была знаменитая Царь-пушка весом 40 тонн.
Сложившаяся разметка улицы привела к некоторому искажению прямоугольных очертаний церкви Софии, поэтому скошенным оказался и один из приделов внутри. Ведь православные каноны строго регламентируют расположение входа в храм и его алтаря, всегда ориентируемого на восток. При этом южная стена церкви Софии ровно вписалась в контур улицы.
Храмовая стена с тремя оконными проемами арочной формы, забранными металлическими решетками, снабжена охранной табличкой архитектурного памятника. Литая доска содержит наименование храма в двух его толкованиях, упоминающих и Пушечный двор, и Лубянку. Датировка же вообще включает три значения, это год освящения первой выполненной в камне церкви Софии и две значительные реконструкции, ощутимо менявшие облик храма.
Скорбная история строения в большевистский период включала ликвидацию купола и колокольни, использование как производственного помещения. Восстановление здания в его церковном обличье произведено на рубеже тысячелетий удивительным союзом, объединившим в благом деле силы, некогда являвшиеся непримиримыми врагами – РПЦ и ФСБ, наследницу советских КГБ и ГПУ.
Алтарь главного престола церкви – Софии Премудрости Божией расположен, как и полагается, в апсиде храма, находящейся с восточной стороны. Посвящение его Святой Софии произошло при освящении каменной церкви в 1692 году, а в деревянной церкви нижегородских переселенцев главный престол посвящался святому Никите Новгородскому, что и не позволило считать моментом основания храма гораздо более раннюю дату.
Иконостас главного алтаря имеет типичный для православных церквей вид с тремя ярусами икон и красочным обрамлением. Здесь хранится одна из главных святынь церкви Софии – частица мощей римской мученицы, матери погибших за христианскую веру сестер Веры, Надежды и Любови, особо почитаемых в российском православии.
Кроме этой присланной из Рима святыни, в церкви Софии сохраняется несколько икон с частями мощей нескольких российских воителей, удостоенных канонизации. Это святые благоверные князья — новгородец Александр Невский, его младший сын и первый московский князь Даниил, угличский владыка Роман. Здесь же провозглашенный святым прославленный флотоводец адмирал Ушаков, не имевший на своем счету проигранных сражений.
Северный придел Святителя Николая был отстроен в 1691 году и использовался для богослужений во время сооружения основного здания церкви Софии. Здесь иконостас несколько меньше по размерам, содержит только два ряда святых образов. Особый подсвечник расположен напротив одной из икон Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей, святого, одинаково почитаемого как католиками и протестантами западного христианства, так и православием.
Бытуют предания о многочисленных спасениях погибающих моряков, исцелениях от страшных болезней и других чудесах, творимых Николаем при жизни и его мощами после кончины. Мощи святого уже более тысячи лет сохраняются в храме итальянского города Бари. Историки связывают поверия о новогоднем волшебнике Санта Клаусе (он же Дед Мороз).
Придел Казанской иконы Божьей Матери с южной стороны храма был построен во время реконструкции 1842 года. Из-за близости улицы и необходимости вписаться в ограниченное пространство южный придел получился усеченной в плане конфигурации. В остальном его оформление аналогично приделу Николая Чудотворца, с двумя рядами икон и самой почитаемой – иконой Казанской Божьей Матери.
Эта древняя икона имела наибольшее количество копий (списков) и присутствует во многих российских церквях и соборах. Бытуют предания о помощи этого святого образа в победе ополчения Минина и Пожарского над польскими оккупантами, а также о роли иконы в отражении наступления немцев на Москву в начальный период Великой Отечественной войны.
Покидая Церковь Софии и по обыкновению оборачиваясь для крестного знамения, посетители более отчетливо замечают очевидную асимметрию здания. Она подчеркивается строгостью оформления входа, который расположен ощутимо не по центру здания, вопреки традициям церковной архитектуры. Причиной этому, как уже упоминалось в обзоре, стала необходимость вписать здание в пространство, ограниченное расположением Пушечной улицы.
Интересная статья, благодарю!
Отмечу, что храм освящен не в честь святой мученицы Софии, а в честь Премудрости Божией.
Сама же мученица носила имя София (премудрость) в честь одной из христианских добродетелей, но имена ее дочерей переведены на славянский язык и так прижились в нашей традиции, а имя матери осталось на греческом.