Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Погода Dubrovitsy

небольшой снегопад

-5 °C
Ветер
5.66м/с
Давление
759 мм рт. ст.
Влажность
73 %

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах – совершенно уникальное творение, не похожее на типовые православные храмы. Отличают это проведение зодчих и необычная архитектура, и широкое использование скульптурных изображений и лепных украшений. Совершенно необычно для русских церквей выглядит глава храма, выполненная в виде монаршей короны.

Усадьба князя Бориса Голицына находится в живописнейшем уголке Подмосковья, вблизи слияния рек Десны и Пахры. Храм возводился на месте старинной деревянной церкви, которую перевезли в соседнюю деревню.

Очертание сооружения в плане составляет крест с равными закругленными концами, этот контур повторяют ряды ступеней, ведущих к окружающей здание галерее. Цокольный этаж и ограждение галереи, также белокаменное, покрыто рельефным орнаментом.

Первый ярус строения выглядит как четыре плотно составленных цилиндрических части, в середине возвышается восьмигранная башня из трех ярусов и на нем оголовок в форме полусферического купола с короной и крестом.

Вид с высоты птичьего полета на местность, окружающую церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, пленяет своей красотой. Зеленеющие деревья, рядом река – прекрасные пейзажи!

Вид с высоты на местность, окружающую церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

Строительство церкви затеял в своей усадьбе князь Борис Алексеевич Голицын, представитель древнего рода, близкий ко второй жене царя Алексея Михайловича, отца будущего Петра Великого. Наталья Нарышкина доверила Голицыну воспитание своего сына, и он, будучи высокообразованным человеком, добросовестно выполнял обязанности царского дядьки.

После ряда перемен правителей и смерти матери в 1694 году Петр пришел к власти, и Голицын стал при нем влиятельным соратником. Краткая размолвка из-за небрежностей по службе привела к годичной ссылке в имение, по возвращению царского расположения вельможа и решил построить храм при усадьбе.

Будучи поклонником западного стиля в жизни и искусстве, Голицын выбрал довольно необычную концепцию сооружения, имеющую сходство с католическим храмом. Строительством занимались иноземные и русские специалисты, имена которых до нас не дошли.

Строительный материал для церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах добывали в местных каменоломнях, ведь подольская земля была богата хорошо обрабатывающимся и прочным белым камнем.

Для храма православных христиан многие особенности церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах необычны и имеют схожесть с храмами католиков из-за множества скульптур.

Необычные очертания церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

Сам же храм при взгляде от входа в церковную ограду выглядит просто великолепно. Возвышаясь над окружающей растительностью и строениями, он как бы осеняет своим крестом всю местность и всех людей вокруг.

Использование крупных статуй евангелистов и апостолов на всех уровнях постройки схожее с католическими религиозными объектами послужило одной из причин затяжки освещения храма тогдашним патриархом, второй причиною была занятость царя Петра. Только узнав о приезде правителя страны, духовный владыка соизволил согласиться на освящение.

Здание усадьбы князя Бориса Голицына, и церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

На предлагаемом вниманию будущих посетителей церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах слайдере можно посмотреть детали внешнего оформления этого своеобразного храма.

Интересна конструкция верхней части строения, где поверх купола на нем укреплены металлические полосы, составляющие громадную копию короны, увенчанной православным крестом.

Очень оригинально смотрятся концентрические контуры ступеней, рифленая поверхность стен, лепные и тесаные украшающие элементы и многочисленные скульптуры  на всех ярусах здания.

Сравнительно неплохо сохранились статуи святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова у главного входа в храм с запада и Василия Великого над этим входом, а также один из евангелистов, а именно Матфей, хотя и у него есть повреждения вандалами.

Остальным трем авторам жизнеописания Спасителя во время большевистских гонений на церковь повезло еще меньше – они лишились голов и предстают перед посетителями обезглавленными, как немой укор нашим предкам.

При этом практически нетронутыми остались декоративные элементы в виде кистей и листьев винограда, завитков и других украшений.

В декоративном убранстве церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах широко использованы резьба по камню и лепнина.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Статуи сподвижников Спасителя.

Выбранный для съемки фрагмент верхней части первого яруса при близком рассмотрении показывает своеобразие оформления  храма, задуманного царским воспитателем. Сколько же усилий потребовалось от каменотесов, чтобы вырубить рельефные детали на криволинейных поверхностях.

Причем рифлением покрыты не отдельные участки, а конструкции снизу доверху. Хорошо различимы с этого ракурса и еще более сложные детали – верхние фризы и обрамления, фигурные верхние украшения и тем более выполненные из каменных глыб довольно крупные скульптурные изображения.

Рельефная поверхность церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

Еще один слайдер посвящен внутреннему убранству церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. При осмотре иконостаса алтаря храма видно, что здесь уже облик вполне православный и соответствует привычным канонам. Привычны и святые изображения икон, и все культовые детали православного богослужения.

Святые врата и оклады образов обильно позолочены, но самой выразительной частью многие посетители считают внутреннюю поверхность купола. Горельефные скульптурные изображения выглядят очень торжественно , особенно при бледно-голубой окраске поверхности.

Совершенно невозможно опознать образ, запечатленный на одиночной статуе, установленной на отдельном постаменте посреди зеленеющего газона. Никто и никогда уже, скорее всего, эту загадку не отгадает.

Эта статуя была откопана на месте ранее имеющейся вблизи церкви отдельно стоящей колокольни, взорванной большевиками как источник мракобесия. Достоверных описаний здания колокольни не осталось, по рассказам старожилов, была она совсем не похожа на дивную красоту храма.

Скорее всего сооружалась звонница намного позже церкви и не была с ней связана ни единым замыслом, ни авторством.

На месте взорванной большевиками колокольни, находящейся рядом с церковью Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, найдена неопознанная статуя. Ее установили на отдельный пьедестал.

Вторым символом утраченного колокольного звона остается размещенная возле церковной ограды группа колоколов. Не верится, что они могли сохраниться с 1930 года, когда были демонтированы перед проведением взрыва.

Остается предполагать, что прихожане отмечают таким образом место расположения звонницы, закупив новые изделия у современных мастеров.

Наконец, самая смелая догадка – что колокола приготовлены для новой колокольни, которую решено возводить для сохранившейся церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

Колокола возле ограды церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Возможно, в будущем жители окрестностей и приезжие посетители чудесного храма услышат их звон с восстановленной колокольни.

Надеемся, что прочитавшие обзор и заинтересовавшиеся обликом прекрасного образца церковной архитектуры обязательно его посетят. Выяснившим предназначение и дальнейшую судьбу колоколов возле церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, возможно, не составит труда сообщить об этом на наш сайт.

Нет комментариев

Войдите, чтобы добавить комментарий