Дом-музей Паустовского в Старом Крыму организован в 2005 году во временном жилище известного писателя. На полуостров его влекло поклонение перед творчеством романтика Александра Грина, от которого он многое перенял. В этом небольшом городке Грин жил последние годы, здесь и похоронен. Паустовский многое сделал для его реабилитации после травли властей и коллег за неприятие социалистического реализма. Нынешний Дом-музей Паустовского в Старом Крыму, как и аналогичный Александра Грина, в очень простом домике.
Константин Георгиевич бывал в Крыму наездами, останавливался в нескольких домах. Один из них был выкуплен поклонниками творчества для организации музея. Внешне жилище ничем не примечательно, типичный палисадник и ограда с калиткой, аккуратное небольшое здание. Двор бесхитростно забетонирован, у входа приметны два корабельных якоря, — показательный музейный антураж. Отличается Дом-музей Паустовского в Старом Крыму только увитой диким виноградом верандой, пристроенной к входному крыльцу.
Наезжать в Крым Паустовский стал только в 1930-х годах, много разного пережил до этих поездок. Свидетель революций, он воевал за Скоропадского и в Красной армии, занимался журналистикой и редакторской работой. Военным корреспондентом начал Великую Отечественную, был демобилизован для обновления театрального репертуара МХАТ и театра Таирова. После войны активно писал, не раз был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе. Перед смертью, с больничного ложа, по телефону отстоял перед Косыгиным от увольнения Юрия Любимова.
Живописное окружение пристанища Паустовского
Со стороны сада, обойдя Дом-музей Паустовского, в Старом Крыму не самый большой, за верандой посетители останавливаются. Они обнаруживают своеобразный мебельный гарнитур, если можно так это назвать. Стол и стулья сколочены из намеренно корявых, покрытых корой обрезков древесных стволов. Здесь же установлены более привычные лавочки, каждый может выбрать, что понравится, есть и садовая скамья. Веранда занавешена только поверху, затенение ожидается после разрастания винограда по подготовленному каркасу.
Сорняки уже проросли между каменными плитами, удалять их не спешат. Типичная обстановка провинциального жилища с садом, который оказывается неожиданно разнообразным. Солидный забор из фундаментных блоков, которых тут достаточно на гараж, огораживает не только плодовые деревья. Здесь организована целая экспозиция, навеянная послевоенными автобиографическими произведениями писателя и событиями его жизни. Шалаш из детства с фонарем Летучая мышь, водоем и лодка. Таблички не музейные, это цитаты из произведений.
Фестивальные задворки неприметного дома
Афористичные фразы Паустовского написаны почитателями его писательского таланта, который продолжил романтические повествования Александра Грина. Воспевая лучшие человеческие черты и чувства, Константин Георгиевич с середины 30-х годов прошлого века стал кумиром читателей. Исторические и лирические произведения после войны продолжила серия нескольких автобиографических книг, сложившихся в эпопею. С образованием энтузиастами в начале нового тысячелетия Дом-музей Паустовского в Старом Крыму стал центром его почитания.
Небольшой сад, окруживший Дом-музей Паустовского в Старом Крыму, стал постоянным местом проведения своеобразного литературного мероприятия. Фестиваль под названием Соранг стал местом сбора почитателей Паустовского и Грина, романтиков всех жанров искусства. Необычное имя взято из рассказа Константина Георгиевича о легендарном атмосферном явлении в Шотландии, теплом ветре в конце зимы. Свою приверженность романтизму участники фестиваля никому не навязывают, камерный слет единомышленников подкупает своей искренностью.
Музейная веранда
Обширная летняя веранда, предваряющая Дом-музей Паустовского в Старом Крыму, больше похожа на уютную комнатку. Как и в жилых помещениях, здесь все чисто и аккуратно, изобилия экспонатов не обнаруживается. Самовар и ваза с цветами на белой скатерти, стулья в таких же чехлах соседствуют с несколькими сувенирами на подоконниках. Только опустевший аквариум и зеркало в оправе из корабельного штурвала напоминают об увлечениях писателя. Веранду иногда предоставляют под локальные художественные выставки современных живописцев.
Коль упомянуто об увлечениях Паустовского, стоит их упомянуть открытым текстом. Главной его страстью были путешествия, они представлены многочисленными музейными материалами. Часть экспонатов напоминает об увлеченности рыбалкой, которая сопровождала писателя всю его жизнь. Документальные свидетельства жизненного пути – основное, что Дом-музей Паустовского в Старом Крыму демонстрирует почитателям его таланта. За несколько приездов в Старый Крым и Коктебель Константин Георгиевич жил в разных домах, экспонаты собирали отовсюду.
Дом-музей Паустовского в Старом Крыму, жилые комнаты
Не принято именовать мемориальными съемные жилища, на это Дом-музей Паустовского в Старом Крыму не претендует. Но ему удалось полноценно осветить жизненный путь, творчество и увлечения известного литератора. Живописные работы на стенах отображают природные ландшафты посещенных им уголков страны и мира, которых было немало. Писатель исколесил весь Советский Союз, путешествовал по Европе, некоторое время жил на Капри. Каждой картине соответствует описание местности, заимствованное из сочинений.
Скульптурные портреты Паустовского и его жены, Татьяны Арбузовой (Евтеевой), стоящие на подоконнике, выполнены местным скульптором. Из-за встречного потока света они затенены, черты писателя лучше передает увеличенная контрастная фотография. Размещенное в углу детское пианино к самому Паустовскому отношения не имеет, это память о его литературном кумире. Дом-музей Паустовского в Старом Крыму получил инструмент в дар от польского семейства, у которых квартировал Грин с супругой, когда искал жилье.
Дальше по музейным комнатам
Похожим образом выглядит и следующая комната, размерами поменьше, с рабочим столом и диваном. Украшение кружевами на спинке смотрится неплохо в сочетании с накидками тумбочек и скатертью. Кружева на писательском столе встретишь нечасто, прецедента не припоминается. Местные жители подарили один из предметов экспозиции, старый патефон, якобы находившийся в жилище при Паустовском. Не исключено такое же происхождение старинных часов, для одной комнаты двух даже многовато.
Этот же стол с кружевной скатертью виден из соседней комнаты, просматривается старинный сундук и еще одно фото писателя. Последнее помещение имеет самый музейный вид среди прочих, здесь только стенды и документы. Здесь заканчивает свою экспозицию Дом-музей Паустовского в Старом Крыму, не считая прихожей, которую еще покажем. Пройдя все жилые комнаты, замечаешь тщательно проведенный ремонт. Современные радиаторы отопления не особенно выделяются, остальной облик традиционен.
Опрятные мебельные чехлы замечены с веранды, таковы же белоснежные занавески на оконных и дверных проемах. Словно корабельные паруса, они символизируют романтику творчества временного обитателя. Общий тон продолжен белым абажуром под потолком, такие каркасные конструкции прежде были распространенными. Пересказ всех музейных материалов был бы слишком пространным для краткого обзора, который пора заканчивать. На это намекают и распахнутые двери в прихожую, которую обещано показать.
Прихожая, как приглашение в Дом-музей Паустовского в Старом Крыму
Над входом в дом – одно из самых кратких высказываний Паустовского, которых здесь немало. Отголоском проповедуемого писателем образа жизни выглядят выставленные здесь разнородные экспонаты. Кроме допотопного фотоаппарата на громоздком штативе, все остальные можно характеризовать как морскую символику. Почти каждый посетитель откликается на предложение экскурсовода позвонить в корабельную рынду, колокол для внутренней сигнализации. Якорь и бортовой спасательный круг с прогулочного теплохода имени Паустовского весьма колоритны.
Рыбацкие сети, свисающие сверху, соприкасаются с давно вышедшими из употребления бамбуковыми удилищами. Дополняют эти нехитрые аксессуары длинное лодочное весло, корабельный винт и пеньковые канаты. Рядом с узнаваемой тумбой для причаливания – не всем знакомый корабельный компас. Таким антуражем провожает Дом-музей Паустовского в Старом Крыму своих посетителей, им же встретит новых. От морского побережья до памятного жилища всего 15 километров, а запомнится посещение надолго.