Музей Станиславского интересен как экспонатами, связанными с жизнью этого великого режиссера и теоретика театра, так и зданием, состоящим из конструктивных элементов разных эпох. К тому же в этом доме Станиславский не только проживал и творил – здесь же, пусть и вынужденно, он проводил репетиции спектаклей с участием театральной труппы.
Двухэтажное здание, выделенное Станиславскому для проживания в 1921 году советской властью, привлекло внимание режиссера отличной акустикой большого зала, пригодного для репетиций.
Уникальностью особняка было возведение его строения на сводах палат XVII века, сохраненных в качестве первого этажа части здания. Из-за этой особенности часть дома имеет три этажа, что с улицы не заметно.
Снаружи оно представляет собой строение из трех частей, средняя выделяется тремя окнами с закругленной аркой. Боковые оконечности здания оформлены пилястрами и портиками в ионическом стиле.
Цокольный этаж музейного особняка
Под старинными сводами палат расположено несколько помещений музея Станиславского. В первом из них посетителей встречает увеличенный фотопортрет Константина Сергеевича. В углу на демонстрационной треноге портрет одного из актеров труппы МХАТ, работавшего под руководством великого режиссера, и корзина с цветами.
Традиционное чествование именинников введено еще при жизни хозяина квартиры и продолжается сотрудниками музея. Старинные деревянные двери открывают доступ в остальные комнаты.
Кольцевая люстра под потолком позволяет в подробностях рассмотреть его сводчатое строение, неровную фактуру кирпичной кладки.
Стяжки из металлического профиля установлены для усиления прочности старинных стен, нагруженных более поздним строением.
В следующей комнате структура и строение потолочного свода видны еще более отчетливо. Выходящие во двор окна находятся только на внутренней стене палат, снаружи особняк представляется единой конструкцией.
В помещении установлен рояль для репетиций, набор мягкой мебели для отдыха гостей Станиславского. Оживляют интерьер несколько мрачноватого облика бронзовый канделябр на крышке музыкального инструмента и комнатные растения на подоконниках и отдельной подставке.
Напротив представлены старинные предметы бытового назначения, размещенные в стенной нише. Здесь несколько медных сосудов для напитков, деревянная братина – древняя славянская посуда для питья, искусно вырезанная из цельного куска древесины.
Просторная лежанка застелена грубыми узорчатыми полотнами ручного изготовления, ажурный бронзовый подсвечник на три свечи. Экспонаты демонстрируют материалы, которые подбирались для оформления спектаклей с соответствующими сюжетами из давних времен.
Самый просторный зал цокольного этажа содержит основную часть предметов коллекции, используемой для сценического применения. Здесь богато украшенные парадные костюмы царствующих особ, атрибуты власти – корона в меховой опушке и посох.
В стенных нишах представлено множество бытовых предметов утвари и обихода, используемые как реквизит спектаклей исторической тематики.
Между нишами можно видеть царское тронное кресло старинной конструкции с искусной резьбой на спинке, застеленное узорчатой тканью.
Старинная мебель и ларец дополняют обширный перечень представленных предметов.
Помещения для театральных репетиций
Главными помещениями второго этажа музея Станиславского при жизни великого режиссера были репетиционные помещения. Первой такой комнатой является так называемое Синее фойе, традиционно окрашиваемое именно таким цветом.
Между мраморными колоннами установлен стол на массивной, но очень красиво выполненной подставке, служащий для раскладки текстов ролей на случай их отсутствия у исполняющих актеров.
На столе фотопортреты супружеской четы, оба члена которой проживали под вымышленными фамилиями (псевдонимами). Константин Алексеев, потомок состоятельного фабриканта, с юности выступал в театре под фамилией Станиславский. Его супруга, актриса МХАТ Мария Петровнва Перевощикова, взяла звучный псевдоним Лилина.
Небольшой зрительный зал Оперной студии, основанной Станиславским в 1918 году, обладает всеми атрибутами серьезного театрального помещения. здесь уникальная акустика, особенно важная для залов подобного назначения.
Здесь не только проводились полноценные репетиции, но и игрались настоящие спектакли, только при ограниченном количестве зрителей, которое лимитируется количеством посадочных мест.
Именно здесь прошел премьерный показ оперы Чайковского Евгений Онегин, успех которого позволил принять решение о показе спектакля на большой сцене.
Зал в старинном особняке с тех пор стали именовать Онегинским, а облик сценического пространства с примечательной колоннадой стал подлинным символом российского театра.
Личные помещения Станиславского
Несколько комнат второго этажа составляют единый комплекс, которым Станиславский пользовался лично. Это его рабочий кабинет и спальня, выполненные сообщающимися для удобства использования, важного для тяжело болеющего в последние годы жизни Станиславского.
Кроме того, помещение кабинета дополнительно разделено еще на две сообщающиеся части путем установки книжных стеллажей, оставляющих проход. Назначением такого деления была организация репетиций, когда часть кабинета становилась сценой, а в другой половине размещались ждущие своего выхода актеры.
Обширная книжная коллекция Станиславского включала разнообразную литературу, все тома заботливо сохраняются сотрудниками музея в застекленных полках. Наверху установлено несколько сувениров из бронзы, красочная ваза и пара небольших сундучков.
Примечательным экспонатом является и дубовая дверь, аналогичная по материалу и устройству дверям рыцарского замка. Кованая металлическая ручка и такие же шарниры дополнительно усиливают сходство с эпохой рыцарства, почему-то обожаемой Станиславским.
Готические формы и цветные витражи дверок живописных шкафов выполнены на заказ по эскизам самого режиссера.
Основная территория кабинета Станиславского позволяет проводить предварительные репетиции предстоящих спектаклей, либо обсуждать концепцию и нюансы актерской игры. Для этого предназначен диван и кресла, стоящие у круглого столика – есть возможность рассадить актеров согласно их будущему расположению на реальной сцене.
Я небольшой поклонник музеев, но к театру давно не равнодушен. И такая культовая личность для любого театрала, как Станиславский, конечно же вызывает интерес. Пожалуй, в этот музей я бы все же сходил, буду иметь в виду при очередном посещении златоглавой.
Я читала кое-какие книги Станиславского, потому что люблю театр и очень уважаю этого режиссера, писателя, актера, учителя и реформатора театра. Поэтому когда однажды выдалась возможность побывать в его доме-музее, я охотно это сделала. Помещения старинные, мебель старинная, но мне хотелось присесть на диван в комнате для репетиций и услышать звуки рояля. Комнаты небольшие по размерам, иногда казались очень скромными, но чаще, наоборот, роскошными. В общем, музей красивейший и самое примечательное в нем — сохранение духа того времени.
Мы случайно попали в этом музее на репетицию какого-то спектакля. Столько энергии, столько эмоций.