Московский дом — музей Васнецова примечателен большим количеством подлинников картин, выполненных этим художником. Внутренний интерьер помещений оформлялся во многом по наметкам самого живописца, наружный облик здания придумал также лично Васнецов. В подобном сказочному терему жилище художник жил и создавал свои произведения в пору творческой зрелости, в течение более чем трех десятков лет.
К моменту приобретения земельного участка и начала строительства дома Васнецов прожил более половины отпущенного ему срока, и прожил очень насыщенно. Он обучался в Вятской духовной семинарии, где изучал и иконопись, поступил в Академию художеств Петербурга.
Учебу пришлось прерывать из-за кончины отца – нужно было помогать четверым младшим братьям (мать их умерла совсем рано). Поэтому формальное окончание Академии у Васнецова затянулось, хотя впоследствии он стал профессором живописи и действительным членом Академии художеств.
Кроме классической живописи, Васнецов занимался и другими видами изобразительного искусства. Это были портретные работы, изучение итальянских фресок и роспись киевского собора Святого князя Владимира, театральные декорации для спектаклей в театре Мамонтова. Архитектурные пробы начал с церкви и беседки на курьих ножках в усадьбе того же Мамонтова, продолжил участием в проектировании здания Третьяковской галереи.
Склонный в своем творчестве к сказочно – былинному стилю, Васнецов и собственный дом представил на эскизах как нечто из области народных сказаний. Сыграла свою роль и пора детства, проведенная в Вятской глубинке, где даже простонародные избы строились с выдумкой и подражанием сказкам.
Дом Васнецова состоит из нескольких сообщающихся зданий разной конструкции, среди которых выделяется настоящий деревянный терем с фигурной крышей.
Современный облик дома художника, особенно на виде сверху, кажется слишком миниатюрным среди многоэтажных зданий. Дом художника просто утопает в зелени и находясь в его дворе, забываешь что ты в центре мегаполиса.
Внешний вид музея Васнецова
Вблизи музей Васнецова выглядит вполне гармоничным, хотя и неординарным зданием. Затейливая конструкция особняка производит впечатление смеси нескольких построек. Выделяется в музее Васнецова деревянный терем с фигурной крышей, будто перенесенный из сказки. Типичный деревянный забор рядовой московской усадьбы с входными воротами, неброское каменное здание с минимумом декоративных деталей контрастируют с резным теремком из бревен с узорчатой крышей.
Васнецов по личному архитектурному опыту познал многообразие русских строений и на малой площади своей усадьбы создал почти полное собрание различных конструкций. В раскрытые ворота виден внутренний двор музея Васнецова, представляющий большой интерес своим оформлением.
На маленьком слайдере можно видеть парадное крылечко скромного исполнения, украшенное кованым навесом из металла. Неброско, но достойно и красиво оформлены даже дверные створки и обрамления проемов.
Разнообразно выполнено мощение площади внутреннего дворика усадьбы, наличие канализационных люков позволяет определить назначение отдельного здания – русской бани.
Приверженность традициям деревенской глубинки Васнецов сохранил наравне с привязанностью к народному стилю изобразительного искусства. Никакие профессиональные отличия и звания не превратили художника в оторванного от масс творца.
Жилые помещения
Оформленные в народных традициях общие помещения жилища небогатого семейства московских интеллигентов представлены на первом этаже музея Васнецова. Центральная комната достаточно просторна, в центре прямоугольный большой стол под белоснежной скатертью. Семейная столовая выходцев из крестьян и семьи священника Вятской губернии оформлена в простонародном стиле. Это самое скромное помещение музея Васнецова.
Самовар и заварочный чайник на подносе, несколько тарелок символизируют скромность и непритязательность обитателей жилища. Часть стены помещения обшита деревянными панелями, по верхней части украшенными узорчатой резьбой.
Уюта добавляет ковер на полу, веет теплом от протопленной печи либо это фантазии, навеянные простой и приветливой обстановкой.
В гостиной музея Васнецова также обстановка очень простая, не содержит модных тогда предметов обстановки европейского производства. Стены оставлены без отделки, как в деревенских избах родной для хозяина дома Вятской губернии. Межкомнатные перегородки выполнены из строганых досок, из обычной древесины выполнены предметы меблировки.
Гостиная в музее Васнецова может принять одновременно всю группу экскурсантов. Обстановка в помещении простая и скромная, мебель сделана либо своими руками, либо по эскизам художника. Простая лавка для сидения соседствует с оригинальным небольшим креслом, украшенным орнаментальной резьбой по рисунку Васнецова. Даже маятниковые часы заключены в резной корпус из дерева, без всякой бронзы и позолоты. В тон ковру и стенам подобраны шторы, декорирующие зарешеченные оконные проемы.
Другой угол этой же комнаты – так называемый красный, в котором по крестьянскому обычаю размещена семейная икона, оставленная в музее Васнецова навечно. Рядом с иконой цветущие вербы, освященные по православному обычаю в ближайшем храме в канун Пасхи.
Продольная стена выбрана для размещения некоторых камерных работ Васнецова – детских портретов и пейзажей вятских лесов. Меблировка представлена диваном простейшей конструкции и небольшим столиком.
Обычай украшать жилище комнатными растениями поддерживается персоналом музея Васнецова, заботливо вырастившим довольно крупную драцену.
Некоторые образцы мебели, выполненной на заказ по собственноручным эскизам Васнецова, совершенно уникальны. Обычные бытовые предметы выполнены настолько индивидуально, что оставляют впечатление сказочных ларцев из древних преданий.
Хозяин помещения привык обращать внимание на детали интерьера, сказался опыт оформления сцены для спектаклей в театре мецената Мамонтова. Некоторые образцы мебели в музее Васнецова созданы им самим по детским воспоминаниям или срисованы с музейных старинных предметов. По эскизам Васнецова мебельщики создавали эти уникальные изделия. Посетителям стоит внимательно рассмотреть детали резьбы на каждом предмете, даже петли крепления распашных дверок шкафов – и они разработаны мастером лично и неповторимы в своем роде.
В углу помещения нижнего этажа музея Васнецова рядом с резной деревянной полочкой внимание посетителей притягивает женский портрет, выполненный в нехарактерной для Васнецова живописной манере. Картина изображает супругу художника Александру Владимировну, в девичестве Рязанцеву. Женат он был на землячке из Вятской губернии Александре Владимировне Рязанцевой.
Женился Виктор Михайлович в 1877 году на землячке из Вятской губернии, также происходящей из скромного патриархального рода. Скромность и чувство собственного достоинства легко просматриваются на портрете, написанном сдержанными красками.
Наряд и даже выражение лица изображаемой олицетворяют простую и чарующую красоту русской женщины, ставшей верной спутницей жизни художника.
Отдельного упоминания заслуживают некоторые предметы меблировки гостиной. Просторный стол украшен инкрустированным гербом Российской империи, хозяйское кресло выполнено в стиле епископских сидений. Лавочка и тумбочка возле печки выполнены явно не серийным производством. Бронзовая люстра старинной работы создает впечатление именно музейной обстановки и предвкушения новых впечатлений.
Особый интерес вызывает оригинальной конструкции винтовая лестница, ведущая на второй этаж музея Васнецова. Резко закрученные угловые ступеньки позволяют обойтись при сооружении минимальной площадью, а подъем по ней похож на карусель. Ограждение лестницы украшено богатырскими атрибутами облачения, которые часто срисовывал художник.
Ограждение лестницы декорировано подлинной старинной кольчугой и другими богатырскими атрибутами облачения – шлемом, щитом, секирой и мечом. Эти предметы Васнецов достаточно часто изображал на своих картинах, так что натура всегда была под рукой.
Мастерская художника
Рабочая мастерская Васнецова была реально громадных размеров, высота потолков не менее 6 метров. Такие габариты требовались для написания крупных полотен, которых у художника было немало. В помещении мастерской сохранена подлинная мебель, которую художник использовал для краткого отдыха при перерывах в достаточно утомительной работе. Для посетителей музея Васнецова предлагаются специальные сиденья, раритетная мебель ограждена от прикосновений.
На стенах мастерской размещены только подлинные произведения художника, написанные именно в этом помещении. Посетительницы с ребенком учат малыша определять в натуре картины из буклета музея, мужчина в дальнем углу рассматривает один из немногочисленных портретов – коллеги Васнецова по Товариществу передвижников М.В. Нестерова.
Помещение подобных габаритов нуждалось зимой в индивидуальном отоплении, и печь из белого камня здесь была предусмотрена. На перекрытии для украшения помещена скульптура всадника, борющегося с драконом – скорее всего, это собственный опыт Васнецова, охотно пробующего свои способности в смежных областях искусства.
У печной топки, которая после внедрения в доме центрального отопления осталась только декорацией, установлена длинная крестьянская деревянная скамья. Справа к печи прислонены современная металлическая стремянка для ухода за картинами. Здесь же старинные раскладные лестницы, которые использовал сам художник при работе над самыми масштабными картинами.
В просторной мастерской музея Васнецова собраны многие подлинники его картин, написанных в период проживания в собственном московском доме. Здесь можно видеть поздний вариант полотна Ковер-самолет, законченный в 1926 году. Впрочем, такие даты окончания стоят на многих картинах, находящихся в мастерской, и это дата смерти художника. Он имел обыкновение вносить изменения в свои произведения постоянно, тем более здесь они были совершенно ему доступны. Васнецов иногда договаривался с хорошо ему знакомым Третьяковым о поправках на уже выставленных на обозрение посетителей галереи произведениях.
Так вот, этот Ковер-самолет иллюстрирует сюжет известного сказания, где царевич Иван бежит с возлюбленной из плена. С таким же названием Васнецов написал еще одну картину, в 1912 году, для кабинета мецената и промышленника Мамонтова (хранится в художественном музее Нижнего Новгорода). Там Иван летит один, освещая дорогу огромным фонарем. Здесь сюжет сказки не использовался, картина символизировала паровоз – Мамонтов в этот период строил российские железные дороги.
Сюжет другой сказки – основа расположенной рядом картины Сивка-бурка, где Васнецов старался добросовестно выразить быстрое движение. Однако знатоки его творчества отмечают, что именно движение стало хуже удаваться Васнецову после 1922 года, когда большевики начали активно пропагандировать атеизм и притеснять священников. Предполагают, что в этом проявились скрытые разногласия и недовольство художника Советской властью.
Музей Васнецова демонстрирует наиболее выразительные картины, побывавшие на выставке в США. В мастерской посетителям предстают картины на сюжеты известнейших русских сказок – Царевна-Несмеяна и Кощей Бессмертный, которые переданы с большим мастерством. Картины, написанные в канун революционных событий, еще прописаны достаточно филигранно, достоверно преподносят многочисленные детали обстановки и сами сказочные сюжеты.
Вместе с другими работами Васнецова эти картины побывали в 1924 году в Америке на выставке русского искусства и имели большой успех у тамошней публики. Молодая страна, многим обязанная еще царской России в достижении независимости, пока положительно воспринимала и новую российскую власть, и ее культурные мероприятия.
В плане отношения Васнецова к революционным событиям толкуют искусствоведы и изобразительный стиль картины Баба-яга, написанной в 1917 году. Здесь художник прекрасно передает стремительность движения отрицательной героини народных преданий, ее хищнические повадки.
Однако ужас сюжета с похищенным ребенком, костями на болоте и даже красный цвет юбки Бабы-яги почему-то трактуются как неприятие Советской власти, мотивируют это происхождением Васнецова из семьи священника и приверженностью патриархальному укладу жизни.
Картина Царевна-лягушка также вызывает подобные комментарии, уже в плане некой отстраненности всего окружающего и от танцующей царевны, и от аккомпанирующих ей музыкантов. Все эти идеологические изыскания вызывают глубокое сомнение. Их авторы упорно стараются найти оппозиционеров революции там, где их нет.
Совершенно не оправдывая октябрьский переворот 1917 года, хотелось бы от искусствоведов слышать объективную оценку произведений искусства, а не подтасовки.
Одна из самых масштабных работ Васнецова, представленных в его мастерской – Спящая царевна, писать которую художник начал ровно с началом прошлого века. Здесь ставить датой окончания картины год смерти автора уже не вполне логично, даже если мастер вносил какие-то правки, то ведь не переделывал принципиально.
Многие справедливо считают эту картину одной из вершин творчества Васнецова, здесь слились его художественные способности живописца и талант театрального декоратора. Весь изображенный антураж – готовый эскиз декорации на сюжет, объединяющий сказки Пушкина и Шарля Перро с похожими названиями.
Поразительная тщательность передачи деталей и проработка образов просто завораживает посетителей музея Васнецова.
Призывать читателей обзора посетить музей Васнецова кажется совершенно излишним, само перечисление демонстрируемых здесь произведений – вполне достаточный анонс. Такая концентрация произведений одного автора в одном месте крайне редко встречается, и этим нужно обязательно пользоваться. Это относится не только к любителям живописи, но и ко всем любознательным и просто культурным людям.