Прибрежный дворец Монплезир в Петергофе строился первым, по эскизам Петра Первого и под его контролем. Несмотря на французское название – Мое удовольствие, личные покои царя более схожи с голландскими постройками. Компактность и практичность постройки, удобной для проживания, были теми качествами, которые более всего ценил Петр. С юга дворец Монплезир окружен регулярным садом, на севере находится Морская терраса и Финский залив.
Проект строения по царским наброскам выполнил архитектор Андреас Шлютер, но скончался в начале стройки. Далее дворец Монплезир возводили Браунштейн, Леблон и Микетти, садовник Гарнихфельт занимался растительностью. Итогом их трудов под личным надзором всевидящего и все успевающего царя стала скромная постройка в окружении садово-паркового ансамбля. Отдельно осмотрим южную и северную части, которые разделяет сам дворец Монплезир.
Дворец Монплезир и одноименный сад
Центральная часть дворцового здания лучше всего представлена на заглавном фото обзора. Корпус выполнен из красного кирпича, без оштукатуривания и при минимуме декорирования с выделением элементов белым. Высокие оконные проемы забраны переплетами в мелкую клетку, вместе с кирпичной кладкой характерными для Голландии. Наиболее оригинально выглядит крыша здания, состоящая из нескольких ярусов и увенчанная декоративной вазой.
Как все дворцы и парки Петергофа, монплезирский комплекс основным элементом оформления территории имеет фонтаны. Установленный в центре садовой композиции здешнего сада, фонтан Сноп символизирует процветание России. Изобилие и достаток прочно увязывали с урожаями зерновых, поэтому выбрана туфовая тумба, изображающая связку колосьев. Наклонные водяные струи бьют из-под основания снопа, вырываются они из него и сверху.
Поверх каменного символа изобилия возникает его водяная аллегория, сформированная пучком струй. Они видны со всех концов сада, центральная струя взлетает почти на 5 метров над пьедесталом. Когда-то молодые саженцы, вековые деревья стали существенным элементом садовой композиции. Пространство сада делится пересекающимися аллеями на 4 партера, центром каждого является фонтан со скульптурой.
Каждый такой квадрат огорожен очень плотной живой изгородью из стриженных кустов, растениями с красивыми листьями ограждены скульптуры, стоящие на фонтанах. Терракотового цвета площадки украшены завитками узоров, сформированных из травяных газонов с вкраплениями цветов. Предваряющие дворец Монплезир партеры не предназначены для прогулок посетителей, это чисто декоративные элементы садового дизайна.
Скульптуры – фонтаны сада Монплезир
Только что виденный восточный (правый) партер, дальний от здания, рассмотрим с более близкого расстояния. Живописное кольцо из декоративных хост с характерными листьями окружает пьедестал скульптуры. Выполнен от в виде колонны с продольными канавками – каннелюрами, оттененными черным по позолоте. Вместо капители перевернутое блюдо, на нем площадка и статуя.
Водяная труба проходит внутри пьедестала, доставляя жидкость под площадку, откуда она изливается плавным потоком в форме колокола. Поэтому все здешние фонтаны называют Колокол, добавляя персонаж скульптурного изображения. В данном случае это Фавн с козленком, римское божество, именуемое Паном в мифах Древней Греции. Обладатель рогов и копыт внушал страх (панический), хотя опекал он природу и природопользователей.
Еще одним декоративным элементом каждого партера избраны прекрасные крупные вазы, служащие контейнерами для теплолюбивых растений. Белые с нежно-синими узорами, они выделяются на фоне остальных расцветок партеров. На зиму их наверняка убирают в тепло, чтобы растения не пострадали от морозов. Персонажем очередного Колокола стала прекрасная Психея, считающаяся воплощением человеческой души.
Персона столь возвышенная помещена ближе к дворцу, за спиной козлоногого Фавна. Психея и Амур (Эрот) – персонажи множества произведений искусства разных видов и жанров. Их рисовали, высекали из камня и лепили, о них слагали легенды и баллады. Фонтан под статуей отличается постаментом, вместо колонны здесь изящная ваза. Привлекателен золоченый узор на темном фоне, а форма вазы повторяет очертания колокола.
Чья это работа?
В центре юго-западного партера дворец Монплезир охраняет бог Аполлон, изображенный молодым человеком, не стесненным никакими одеждами. Рассказывать о покровителе искусств нет необходимости, персонаж весьма популярный. Оригинал статуи был выполнен безвестным ваятелем за 400 лет до нашей эры. Автор Фавна также неизвестен, это первый век до нашей эры, а вот остальные прототипы принадлежали классикам скульптуры.
Прекрасную Психею изваял великий Антонио Канова, отсутствующего на фото Вакха – Якопо Сансовино. Бог виноделия Вакх, он же Дионис, помещен впереди Аполлона, на одной линии со своим собутыльником Фавном. Расстановка крайне символическая, если вернуться к тому, что эти божества символизируют. В порядке шутки, начиная с Вакха и двигаясь зигзагом, получим: вино на природе, потом душа и искусство.
Ближе к дворцу Монплезир
Представляя дворец Монплезир, мы ограничились центральным корпусом, но есть еще галереи и флигели. Боковые пристройки выдвинуты к морю, во второй части обзора их покажем, а галерею сейчас. Невысокие строения соединяют основное здание с боковыми, название галерея возникает само собой. Вся их конструкция сводится к перекрытию и поддерживающим колоннам. Колонны необычные, стволы не круглые и даже не квадратные.
Довольно сложный профиль дополняется поперечными насечками, капители еще более своеобразны. Верхняя передняя часть капители выступает консолью, боковые формируют смыкающуюся арку и держат перекрытие. Образовавшиеся проемы оборудованы оконными переплетами в виде частой решетки, в петровские времена – не редкость. Плоское перекрытие оборудовано сплошной балюстрадой из столбов, перил и резных балясин.
Северная сторона дворца Монплезир
Западная из фланговых пристроек соседствует с проходом на набережную через арку в ограждающей стене сада. Здание венчает четырехгранная башенка на крыше из двух ярусов друг над другом, подобно центральному. Морская набережная привлекает многих посещающих дворец Монплезир, ее украшают травяной газон с шеренгой деревьев и каменная балюстрада, ограничивающая территорию со стороны Финского залива.
Набережная манит прогулкой на бодрящем воздухе Балтийского моря, созерцанием вдалеке построек Кронштадта и Санкт-Петербурга. Подобным же образом ее использовали и в петровские времена, только круг допущенных был более узким. Сохранились сведения об ином, спортивном использовании набережной, а именно для игры к кегли. На земле расставляли фишки (кегли) и сбивали бросаемыми шарами, подобно ныне популярному боулингу.
Кирпичная кладка боковой стены западного флигеля показана ближним планом, чтобы разобрать возможные нюансы. Принципиальных отличий в технологии кладочных работ от современной, судя по увиденному, не просматривается. Все приемы аналогичны ныне используемым, например, способы выполнения арочных проемов. Под окна они сделаны из поставленных на ребро клиновидных кирпичей, в нишах – надвижкой тесаных изделий.
Судя по идеально выложенной нише, от цилиндрической впадины до полусферы свода, работали умелые каменщики. Таким мастерам подвластны любые фигурные элементы, в том числе декоративные. Однако царь Петр особых украшений не заказывал, ограничившись лишь имитацией пилястров на углах и возле оконных проемов. Внизу в стену вложены фигурные основания пилястр из белого камня. Далее выдвинуты вперед через один ряд кирпичи кладки.
Набережная – скульптуры и персонажи
Здания художественных галерей, объединяющие отдельные корпуса во дворец Монплезир, с северной стороны выглядят совсем не так, как со стороны сада. Вместо светлых широких арок здесь кирпичная кладка и окна. Галерея будто составлена из многих повторений подробно рассмотренной стены флигеля. Балюстрада на ней тоже отличается от южной, серия балясин чередуется со сплошным ограждением.
Перед каждой из галерей устроены травянистые газоны из трех частей. Центральная, круглая, украшена статуей, боковые – стриженными деревцами по углам. Западный газон представляет героиню греческих мифов нереиду Амфитриту, по римскому варианту – Салацию, жену морского бога Посейдона (Нептуна) и мать Тритона. Греки больше римлян плавали по морям, различные свойства вод описывали полсотни нереид, морских богинь.
Статуя восточного газона изображает титаниду Лето, любовницу Зевса, которая от него родила близнецов Аполлона и Артемиду. Римляне называли главного бога Юпитером, его пассию – Латоной, охотницу Артемиду – Дианой. Аполлон и римлянами именовался чаще так же, иногда назывался Фебом. Сходство мифологий – не плагиат, каждая нация поклонялась олицетворениям одинаковых природных сил и людских занятий.
На этом фото удобно рассмотреть фигурную стрижку растений по углам газона. На одной диагонали они шаровидные, на другой – в форме маковки, словно церковный купол. Искусство формирования разнообразных крон передается садовниками Петергофа из поколения в поколение. Данный ракурс позволяет и крышу главного корпуса разглядеть досконально. Четко видны 4 яруса кровли друг на друге, словно стопа кастрюль.
Дворец Монплезир и северная столица
Формально дворец Монплезир и весь комплекс Петергофа территориально входит в состав северной столицы. Получается необычная картина – обзор заморской части собственного местоположения. Знатоки местной географии, а именно Приморского района Санкт-Петербурге, наверняка различат некоторые постройки. Почти 15 километров разделяют дворец Монплезир с противоположным берегом, но кое-что различимо.
Прежде прочих объектов опознается высотный Лахта-центр, возведение которого заканчивает в 2018 году Газпром. Небоскреб станет главной конторой всемогущего спонсора футбольного Зенита, высота его составит более 460 метров. Это будет самое высокое здание страны и Европы, второе среди сооружений вообще после Останкинской телебашни. Превзойти и ее монополист наверняка мог, скорее всего амбиции укоротили сверху.
Собираясь посетить дворец Монплезир, знайте, что при значительном дожде и даже повышенной влажности он закрыт. Берегут от порчи бесценную коллекцию живописи Петра Великого, его одеяния и другие раритеты. Выбирайте хорошую погоду, чтобы не ограничиться наружным обозрением.